Профилактика дисграфии у дошкольников

Профилактика ошибок письмаДисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Ошибки чтения и дисграфические ошибки носят стойкий характер, их возникновение не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного обучения. Эти ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.

Дисграфия и дислексия не являются нарушениями, изолированными друг от друга, обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи.

Актуальность и социальная значимость данной работы подтверждается значительным ростом количества учащихся-дисграфиков. Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия является не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и влечёт за собой изменения в характере ребёнка (вторичные аффективные наслоения). Таким детям нужна своевременная, квалифицированная помощь. Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе.

Существует мнение, что если письмо и чтение дошкольника сопровождается ошибками, сходными с дисграфическими, то это закономерные, «физиологические» ошибки роста. Конечно, ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно писать и читать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но довольно часто, работая в дошкольном образовательном учреждении, мы замечали, что ряд ошибок, из детсадовской тетради по грамоте перекочевывают в школьную тетрадь.

Коррекция недостатков письма, чтения требует постоянных, систематических занятий, отнимает у детей много сил и времени. Не выявленные своевременно механизмы затруднений в учебной деятельности, недостаток понимания и помощи со стороны родителей влекут за собой изменения в характере ребёнка, связанные с более или менее болезненными переживаниями этих явлений. Ребёнок обнаруживает агрессивность, нередко отказывается от выполнения учебных заданий или работает только под страхом наказания. Эти аффективные реакции маскируют чувство глубокой внутренней тревоги ребёнка, ощущения собственной неполноценности. Такие вторичные наслоения могут принять необратимый характер. Вот почему, еще в раннем дошкольном возрасте, надо вводить ребёнка в звуковую систему языка. Младшие дошкольники проявляют особую чувствительность к звуковой форме речи, обладают, как писал К. И. Чуковский, «языковой одарённостью».

Кроме того, отдельные направления в программе начального школьного обучения не помогают в преодолении дисграфии и дислексии, а усугубляют ошибки чтения и письма.

Например, излишняя вербализация обучения грамоте, при относительно коротких добукварном и букварном периодах. Добукварный период существует для развития готовности к обучению грамоте. А он занимает всего 2-3 недели, что не позволяет решить всего круга задач:

  • приучить детей к слушанию как особому виду речевой деятельности;
  • укрепить внимание, связи между слухоречевой и речедвигательной сторонами единого речевого акта;
  • научить звуковому анализу и синтезу слов.

Отсюда большая группа ошибок, в основе которых лежат затруднения в анализе речевого потока. Ведь последовательный и систематически проводимый звукослоговой анализ является одним из условий успешного овладения грамотой.

Ещё одно неправомерное методическое требование – «безотрывное» написание слов с первых недель обучения в первом классе. Стадия поэлементарного написания букв практически отсутствует. Написав первый элемент буквы, ребёнок не всегда может дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передал количество однородных элементов (л-м), либо ошибочно выбрал последующий элемент (у-и). Умение вносить предварительные поправки по ходу письма (до совершения ошибки) может быть выработано лишь при четкой разработке системы графических упражнений в букварном периоде.

Или установка на скорочтение в младших классах. Убыстрение темпа не даёт возможность четко ощутить каждую артикулему. А если ребенок не имеет четкого образа звука, смешивает звук с другими и по слуху и по артикуляции, нельзя говорить об успешном овладении грамотой. Всё это доказательства того, что в дошкольном возрасте значительно легче предупреждать нарушения письма и чтения, чем их преодолевать во время обучения в школе.

Одно из необходимых условий предупредительного воздействия — раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. Учет механизмов нарушения чтения и письма предполагает патогенетический принцип коррекционной работы.

  • Важно не позднее 3-4 лет проверить у ребенка состояние слуховой дифференциации звуков речи. Если она затруднена, то необходимо приступить к её развитию. Эта работа обязательно должна быть закончена до начала обучения грамоте.
  • Надо преодолевать звуковые замены в речи, сформировать кинестетические образы звуков, чтобы при внутреннем проговаривании происходила опора на правильную артикуляцию звуков.
  • Коррекция нарушений слоговой структуры — это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников.
  • Проведение в детском саду более углубленной работы по анализу речевого потока.
  • Формирование у детей прочных грамматических стереотипов. Которые являются отправной точкой в деле постепенного овладения ребёнком грамматическими нормами языка.
  • Развитие зрительно-пространственных представлений.
  • Проведение анализа сформированности психологической базы речи.

Планирование работы по профилактике дисграфии и дислексии

При планировании работы по профилактике дисграфии и дислексии помимо патогенетического принципа опираемся на принцип учёта «зоны ближайшего развития ребёнка», по концепции психолога Льва Семёновича Выготского. В зону ближайшего развития входят те психические свойства, которые ещё только могут быть реализованы ребёнком под руководством взрослого, в сотрудничестве с педагогом. Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы, принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции.

Также мы учитываем принцип системности, онтогенетический принцип, принцип поэтапного формирования психических функций, принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушения чтения и письма, принцип учёта психологической структуры процесса чтения и письма.

Расскажем, как мы представляем работу по предупреждению дисграфических и дислексических ошибок. Профилактику обеспечивает пропедевтическая работа в системе от чётких артикуляционных кинестезий в сочетании с пальцевыми, от слуховых и зрительных ощущений к правильному восприятию:

звук — буква — слог — слово — предложение.

Надо создать условия, чтобы ребёнок мог услышать, подметить усвоить, истинное звучание звука и выделение его в слове. Необходимое условие профилактики дисграфии — правильность и четкость артикулем. С первых занятий привлекаем внимание детей к работе речевого аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучаем оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков.

При отработке гласных звуков особое внимание уделяем сравнению артикуляции а-о, о-у, ы-и, так как многие ошибки письменной речи связаны с нарушением артикуляции этих звуков. Например, а-о, если верхняя губа «не держится», звук получается смазанный между а–о. Такой ребёнок будет писать ударный звук неверно.

Важно, чтобы ребёнок при становлении речи и обучении грамоте осознавал кинестезии, то есть натяжение или расслабление мышц речевого аппарата. Правильности и четкости артикулем способствует артикуляционная гимнастика для детей. Если движения сочетать с упражнениями для развития мелкой моторики, можно одновременно помогать становлению речедвигательных и рукодвигательных кинестезий.

В структуру занятия мы включаем упражнения для одновременного развития мелкой моторики и движения языка.

Например, имитация ходьбы пальчиков — указательного и среднего — сопровождается движениями языка: вверх-вниз. Для детей это трудно. Из 12 человек лишь 2-3 могут после нескольких занятий воспроизвести точно эти движения. Детям трудно одновременно контролировать движения пальцев рук и языка. Упражнения проводим в определенной последовательности: сначала по словесной инструкции с показом, потом только по словесной инструкции. Для развития кинестетических ощущений детям предлагаем выполнить эти упражнения с закрытыми глазами.

Развитие ручной моторики у дошкольников имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки детей к овладению письмом. Для развития пальцевой моторики используем: альбомы для раскрашивания, для снятия напряжения пальцев, во время печатания, проводим пальчиковую разминку, применяем опыт тамбовского логопеда Коробовой Н.Ф. Это самомассаж с ручкой, когда ручку катают между ладонями и пальчиковые упражнения с ручкой.

Вот одно из них: ручка просунута под указательным пальцем и мизинцем, безымянный и средний ходят по столу. При обучении грамоте используем игровой прием «Пальчики в гостях у букв». Сначала дети чертят схему слова разноцветными карандашами. Проговаривая вслух каждый звук, касаются поочередно каждым пальцем соответствующего окошка схемы. Пальцы двигаются, как по клавишам пианино, по схеме. Движения пальцев начинаются с левого мизинца. Это сопряженная гимнастика языка и рук, когда пальцы и рот стимулируют друг друга. Все перечисленные упражнения не только способствуют совершенствованию статической и динамической координации движения кисти и пальцев рук, но и активизируют речевую моторику, подготавливают детей к овладению грамотой и помогают в предупреждении специфических нарушений письма и чтения.

Для профилактики дисграфии необходима более углубленная работа в детском саду по анализу речевого потока. Обучение грамоте осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу, предложенному в 1847 году как способ Бёме. Поэтому овладевающий грамотой ребёнок ещё до начала записи предложения должен уметь выделить в нём отдельные слова, уловив границы между ними, и определив звуко-слоговой состав каждого слова.

Работу, подготавливающую ребенка к звуковому анализу слова, начинаем в раннем дошкольном возрасте. Интерес к отдельным звукам появляется у детей в период от 3-4 лет.

Звуковые игры

Итак, звуковые игры. Какие они?

Предложите соревнование: кто придумает больше слов на «К». На следующее утро поменяйте звук.

Дети любят играть в города. Предварительно, чтобы накопить запас названий городов, можно «попутешествовать по карте». То есть мы должны сами создавать предпосылки для того, чтобы дети проявили интерес к звукам речи.

Следующий шаг — знакомство со сказочным городом, где «родились все буквы». «Есть на речке на Чернильной город маленький не пыльный. С незапамятных времен Буквоградом звался он». Заселяем город по мере знакомства с буквами.

Выбор последовательности изучения звуков и букв является принципиальным моментом в вопросе обучения ребенка с речевыми нарушениями, так как нельзя изучать букву, обозначающую ещё отсутствующий в речи ребёнка звук. Мы придерживаемся последовательности изучения звуков и букв, предложенной Галиной Амосовной Каше.

С первых занятий пытаемся довести до сознания детей разницу между гласными и согласными звуками. В этом помогает прием из «Школы клоунов» Э.Н.Успенского. Мы поем «разницу между гласными и согласными»: «В лесу родилась А-А-А . В лесу она У-У-У и т. д.» Согласные петь не удобно.

Итак, правильное обучение начинается со звукового анализа. Как показал Д.Б.Эльконин, для звукового анализа слова необходим определённый способ действия со словом: интонационное подчеркивание (интонирование). Первоначально образец такого произнесения демонстрирует логопед. Подобранные для этой цели слова состоят из гласных, длительных согласных и соноров.

Чтобы дети приняли и поняли этот прием, хорошо ввести игру построенную на звукоподражании.

– Давайте поговорим на пчелином языке. Как будто мы пчелки. Вот так: «Давайте дружжжить! Ты где жжживешь?»

Потом дети сами придумывают слова на «пчелином языке», проговаривая слова с длительным протяжением каждого звука, ребенок соотносит количество звуков с графической схемой слова и заполняет её условными значками — фишками. Более эффективно овладеть звуковым анализом помогает слоговой анализ. Деление на слоги способствует выделению гласных. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавление, так как при опоре на внутреннее или шепотное проговаривание дети легче воспринимают согласные, которые кинестетически являются более четкими. Гласные воспринимаются как оттенки согласных звуков.

В начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают разницу в начертании оптически сходных букв. Что приводит к их замене на письме или к неправильному написанию некоторых букв. К сожалению, у некоторых детей такие ошибки имеют очень устойчивый характер и не исчезают без специальной работы над ними.

Направления работы по профилактике нарушений письма

Для профилактики данных нарушений письма надо вести работу в следующих направлениях:

  • Уточняем представления детей о форме, цвете, величине.
  • Уточняем и расширяем зрительную память. Даются задания типа «Что исчезло? Нарисуй по памяти».
  • Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Сюда входит работа над пространственными предлогами. Усвоение ребенком смыслового значения предлогов и понятий: вверху-внизу, справа-слева помогает пособие «Буквоград».

- Кто живет в правой половине дома певцов?

- Какая буква поселилась под буквой «П»?

  • Параллельно с формированием пространственных отношений проводится работа по развитию зрительного анализа.

Заслуживает внимания приём какографии — «умышленного ошибочного письма». Проводится коллективный зрительный анализ пространственного расположения элементов букв, вносятся мелом другого цвета исправления.

В этой работе нам хотелось показать необходимость проведения в дошкольном учреждении профилактической работы по предупреждению дисграфии и дислексии. Несомненно, эта работа должна вестись длительно, систематизировано, последовательно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей, с применением наглядности.

В заключение, хочется вспомнить слова К.Д. Ушинского, так как в них на наш взгляд, отражены многие направления профилактической работы по предупреждению чтения и письма. Он писал: «… метода, предлагамая мною, в сущности, очень проста. Вот она в главных чертах:

  • Приучить слух дитяти к отысканию отдельного звука в слове;
  • Приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков;
  • Приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв;
  • Приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих;
  • Приучить глаз и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писанные и печатные.»

Все это вместе взятое имеет целью упражнять все способности ребенка, развивать, укреплять, давать полезный навык и как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму. Свою работу стараемся строить так, чтобы ребёнок занимался с интересом, с радостью, а результат обучения достигался как бы сам собой, именно мимоходом.

Карнаухова Ольга Викторовна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 59 «Ягодка»,
г. Тамбов

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Один комментарий к материалу: "Профилактика дисграфии у дошкольников"

  1. Olga:

    Интересно, спасибо!

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.