Конспект логопедического индивидуального занятия для детей 6-7 лет по автоматизации звука «Р» в связной речи.
Подойдет как для занятия с ребенком 1 класса в школе, так и для занятия с ребенком подготовительной группы детского сада.
Тема: Автоматизация звука «Р».
Цель: Закреплять правильное произношения звука «Р» в связной речи.
Задачи:
Воспитательные задачи:
- воспитывать правильную осанку при нахождении за партой.
- воспитывать умение выслушивать до конца инструкцию и не перебивать старших.
Развивающие задачи:
- развивать внимание, память, воображение ребенка.
- развивать зрительную и слуховую память ребенка при прослушивании.
- развивать общую моторику.
- обогащать словарный запас.
- развивать связную речь.
Коррекционные задачи:
- Закрепить необходимый уклад органов артикуляционного аппарата для произнесения звука «Р».
Оборудование: зеркало, тетрадь, мяч, текст рассказа, картинка-символ (тигр), предметные картинки (комары, норы, горы, шары, норы, шторы, помидоры).
Речевой материал:
Звук: «Р-Р-Р»
Игра «Эхо»:
Ра-ра-ра крутая гора.
Ро-ро-ро красивое перо.
Ру-ру-ру чернику соберу.
Ры-ры-ры кружатся комары.
Ар-ар-ар в террариуме омар.
Ор-ор-ор нарисовали узор.
Ур-ур-ур прогоните кур.
Ир-ир-ир не драка, а мир.
Слова:
метро, горох, порог, пирог, творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога.
комары, норы, горы, шары, норы, шторы, помидоры.
Раннее … (утро).
Ранняя … (пора).
Ранний … (завтрак).
Красный … (шар, шарф).
Георгины…(красные, оранжевые, красивые).
Розовая …(рубашка).
Предложения:
Мама купила Артему воздушные ша…(ры).
Мы залезли на высокую го…(ру).
Дует сильный ве…(тер).
На перекрестке свето…(фор).
У Васи есть младшая сес…(тра).
Я приехал на ме…(тро).
Саша открыл те…(традь).
Иголка очень ос…(трая).
Петр увидел (страуса)
Трофим поит лошадь из (ведра).
В (тетради) осталась одна страница.
На (терке) трут морковь.
Захар держит (топор).
Чисти для борща (картошку).
Рома порвал рукав (рубашки).
Разноцветная (радуга) в небе.
У Веры розовый и красный (карандаши).
Рассказ «Утро».
Георгий встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на работу. Он строитель. В термосе есть фруктовый чай. Но Георгий утром его не пьёт. Достаёт кефир, размешивает сахар. Утром кефир освежает и дает заряд бодрости н весь день. Надевает рубашку, брюки и куртку, выходит во двор. Садится на красный мотоцикл. Заводит мотор «ррррр» и едет на стройку. Трудовое утро начинается.
Физкультминутка:
Утром встал гусак на лапки
Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх)
Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо.)
Приседанье сделал справно, (Приседания.)
Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо.)
Поскорее в воду — плюх! (Присели.)
Ход Занятия:
Организационный момент
- Как рычит тигр? (р-р-р-р). Порычи как тигр.
- При звуке «р» у нас:
- Рот широко открыт или закрыт?
- Зубы на большом расстоянии друг от друга?
- А кончик языка поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами или внизу и упирается в нижние зубы?
- Порычи еще раз, как тигр.
Вспоминаем изолированное произнесение звука «Р»:
Рот широко открыт.
Кончик языка поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами.
Основной этап:
- Автоматизация звука «Р» в слогах.
- Автоматизация звука «Р» в словах.
- Автоматизация звука «Р» в словосочетаниях.
1) Игра «Эхо».
Повторяй:
Ра-ра-ра крутая гора.
Ро-ро-ро красивое перо.
Ру-ру-ру чернику соберу.
Ры-ры-ры кружатся комары.
Ар-ар-ар в террариуме омар.
Ор-ор-ор нарисовали узор.
Ур-ур-ур прогоните кур.
Ир-ир-ир не драка, а мир.
2) Игра «Доскажи словечко».
Закончи слова в конце:
Мама купила Артему воздушные ша(ры).
Мы залезли на высокую го(ру).
Дует сильный ве(тер).
На перекрестке свето(фор).
У Васи есть младшая сес(тра).
Я приехал на ме(тро).
Саша открыл те(традь).
Иголка очень ос(трая).
3) Мяч поймай и повтори названия еды:
метро, горох, порог, пирог, творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога.
4) Игра «Чего не стало?».
- Выкладывай карточки и называй: комары, норы, горы, шары, шторы, помидоры.
- Запомни. Закрой глаза. Чего не стало?
5) Придумай к словам пару со звуком «Р»:
Раннее…
Ранняя …
Ранний…
Красный…
Георгины…
Розовая…
Физ. минутка:
Утром встал гусак на лапки, (Потянулись,руки вверх)
Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью)
Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо)
Приседанье сделал справно, (Приседания)
Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо)
Поскорее в воду — плюх! (Присели)
6) Дополни предложения по картинкам, прочитай.
Петр увидел (страуса)
Трофим поит лошадь из (ведра).
В (тетради) осталась одна страница.
На (терке) трут морковь.
Захар держит (топор).
Почисть для борща (картошку).
Рома порвал рукав (рубашки).
Разноцветная (радуга) в небе.
У Веры розовый и красный (карандаши).
7) Чтение рассказа «Утро» вслух.
Вопросы:
- Как звали главного героя?
- Кто он по профессии?
- На чем он ездил на работу?
- Что у него есть в термосе?
- Что он одевает на работу?
Домашнее задание: чтение вслух, пересказ.
Итог логопедического занятия
- Молодец, очень хорошо сегодня занимался и заслужил наклейку!
- Какие упражнения тебе запомнились?
- Какой звук ты сегодня закреплял?
Помните, логопедического ребенка надо обязательно похвалить в конце или чем то поощрить, даже если возникли какие-то трудности вовремя занятия.
Полянина Елизавета Анатольевна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 796 г. Москва