Кружковая работа логопеда с детьми

Кружковая работаМоя авторская разработка посвящена ранней коррекции речевых нарушений. Предлагаю идею кружковой работы логопеда с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи.

Распространённость речевых нарушений среди дошкольников в настоящее время настолько велика, что открытие логопедических групп и логопедических пунктов в дошкольных общеобразовательных учреждениях становится актуальным. Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания дефекта и его ранней коррекции. В наше дошкольное учреждение в логопедические группы и на логопедические пункты зачисляются старшие дошкольники с ФФН, фонетическим недоразвитием речи, ЛГНР.

Поэтому возникла идея оказать коррекционную помощь детям среднего дошкольного возраста. Мы решили организовать кружковую работу с детьми 4 – 5 лет с ОНР.

Цель логопедического кружка: способствовать более прочному усвоению материала, изученного на логопедических занятиях, содействовать развитию речи детей, усвоению детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.

Педагогический замысел кружка:

  • преодолевать речевой и неречевой негативизм (работать над ослаблением чувства неуверенности, страха речи, ожидания неуспеха),
  • формировать устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, разви​вать положительное эмоциональное отношение к НОД;
  • развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности;
  • работать над расширением понимания речи;
  • развивать потребность в общении и формировать коммуникативные умения, способность взаимодействовать с окружа​ющими (со взрослыми и детьми);
  • развивать интерес к окружающей действительности и стимули​ровать познавательную активность;
  • формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, вни​мания, памяти, мышления;
  • работать над вербализацией игровых действий (учить отражать в речи содержание выполненных действий);
  • формировать общие речевые умения.

При организации коррекционного процесса большое значение придаётся общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, прочности и индивидуального подхода.

Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы:

  • принцип опоры на развитие речи в онтогенезе;
  • принцип системности;
  • принцип опоры на коммуникативную функцию речи;
  • принцип учёта индивидуальных особенностей ребёнка;

На основе методических пособий Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Кабушко А. Ю., Нищевой Н.В. и важнейших онтогенетических закономерностей было разработано подробное перспективное планирование с дошкольниками, рассчитанный на один год обучения.

НОД с детьми проводится 1 раз в неделю по 15 – 20 минут во второй половине дня.

Планирование коррекционного обучения в отличие от планирований такого типа для старших и подготовительных групп не делится на периоды обучения. Тематика НОД здесь построена с учётом от простого к сложному с накоплением постепенного объёма знаний, умений, навыков на протяжении всего учебного года.

Система НОД кружковой работы включает следующие направления:

  1. Развитие зрительного и слухового внимания. Привлечение внимания ребенка к предметам, неречевым звукам, формирова​ние сосредоточения на звуке, определение местонахождения источни​ка звука, различать звуки по силе и высоте. Совершенствовать процессы запо​минания и воспроизведения последовательности и количества предметов (3-4 картинок).
  2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. Выработка динамической коорди​нации движений: четких и точных движений, выполняемых в опреде​ленном темпе и ритме. Развитие движений кистей рук в специальных упражнениях: сжи​мание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями. Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формиро​ванию правильного звукопроизношения в процессе выполнения в иг​ровой форме артикуляторных упражнений по подражанию.
  3. Развитие лексико-грамматических категорий. При изучении лексических тем происходит знакомство с предметами и явлениями. При этом применяются наглядные методы обучения – демонстрация натуральных предметов и их изображений, действий с ними. Для формирования грамматических категорий включаются в систему обучения разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей грамматических конструкций.
  4. Формирование связной речи. При развитии связной речи будут созданы условия для использования детьми ситуативной речи в об​щении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности). Освоение первых форм связного высказывания: обучение ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке; заучивание двустиший и простых потешек, коротких стихотво​рений и небольших сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание).

Таким образом, своевременно осуществлённая коррекция поможет преодолеть речевые нарушения у воспитанников.

Панина Марина Александровна,
учитель-логопед,
ГБОУ ООШ №9 СПДС «Родничок»,
Самарская область, г. Новокуйбышевск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.