Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей 7-го года жизни с ОНР III уровня.
Тема: «Буква Т» (подготовительная к школе группа)
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить произношение звуков Т, Ть, их акустическую и артикуляционную характеристики;
- познакомить с графическим обозначением буквы Т, упражнять в ее печатании, конструировании;
- формировать навыки письма и чтения букв, слогов, односложных слов;
Коррекционно-развивающие:
- развивать навыки звуко-буквенного, звуко-слогового анализа (ТИТ), упражнять в преобразовании слов;
- развивать слуховое внимание и память, зрительный гнозис;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- формировать умение делить предложения на слова;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать аккуратность и трудолюбие.
Оборудование: доска, мольберт, мел, карта города Звукоград, гномы синего и зеленого цветов, стрелки на липучках, пособие Цукановой, волшебный квадрат, кассы букв, тетради, простые карандаши, перфокарты, пеналы, карточка с буквой Т, лист со слогами и короткими словами для чтения.
Ход занятия
I. Оргмомент.
- Назвать слова со звуками Т, Ть.
Называют при входе в кабинет.
II. Повторение и сообщение темы.
- Игра «Добавь в конце слова звук Т или Ть».
Сала…,
крова…,
сове…,
се…,
ною…,
салю…,
буке…,
кос…,
тор…,
новос…,
компо….
Называют стоя полукругом перед доской.
- Чем похожи? Чем отличаются звуки Т, Ть?
Артикуляционно-акустическая характеристика звуков.
- Может быть, вы сами скажете, с какой буквой нас сегодня познакомят Тим и Том? (Сегодня Тим и Том познакомят нас с буквой Т.)
- Молодцы!
- Но чтобы получить нам букву Т, Тим и Том предлагают отправиться по дороге города Звукоград, выполняя задания у каждого дома с цифрой.
III. Основная часть.
- Итак, отправляемся к первому дому, на котором цифра … (Один!)
1. Графический анализ букв Т, т.
– Сколько элементов у буквы Т? Какие это элементы? (У буквы Т два элемента. Один элемент горизонтальный, второй – вертикальный.)
У большой буквы один элемент длинный один короткий, а у маленькой – элементы одинаковой длины.
- Идем дальше. Следующий дом … (Два!)
2. Работа на доске.
- Сосчитай все буквы Т.
- Которая по счету? (В первом ряду буква Т вторая. Во втором ряду она первая. В третьем она третья.)
- После какой буквы? (В первом ряду после А. В третьем ряду после К.)
- Какая буква после Т? (В первом ряду после Т буква П. Во втором ряду – буква О.)
- Буква Т бывает большая и маленькая.
- Найдите место буквам Т, т в кассе букв.
- Дальше идем. И следующий дом … (Три!)
3. Превратите слова:
А) меняя гласную букву:
Том – Тим – Там;
Б) меняя первую согласную букву на те, которые мы уже изучили:
Тот — кот – пот.
Выходят по одному к мольберту, вписывают гласные буквы вместо точек.
- Молодцы!
- Тим и Том заметили, что вы немного устали. И предлагают нам размяться.
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
- Замечательно! Отдохнули, продолжим путь по Звукограду. И на очереди дом с цифрой … (Четыре!)
4. Работа в тетради.
- Здесь находится печатная школа.
- Покажем букву Т руками, пальчиками. Пропишем в воздухе.
- Теперь Тим и Том предлагают пропечатать их букву Т и т.
- А сначала…
Пальчиковая гимнастика:
Мы писали, мы писали,
Ритмично сжимают – разжимают кулачки.
Наши пальчики устали.
Пальчики «скачут» по столу.
Вы скачите, пальчики,
Указательный и средний пальцы вытянуть.
Как солнечные зайчики.
Вверх, остальные выпрямить и соединить.
- Большая буква Т высотой две клетки, шириной одна клетка. Длинную палочку чертим в середине клеток, короткую по линии клетки сверху длинной. (Смотрят на доску.)
- Маленькая буква Т в одной клетке: одна делит клетку пополам, вторая сверху по линии клетки.
- Молодцы! Движемся дальше к дому с цифрой … (Пять!)
5. Читалка.
- Тим и Том почитать нас просят. (По-очереди читают слоги, односложные слова.)
- Рядом дом стоит … (Шестой!)
6. «Разбирай-ка» (работа с перфокартой)
- Тим и Том просят вас взять перфокарты. Я диктую слово, вы печатаете его. Это имя лучшего друга Тима и Тома. (Записывают под диктовку. Выполняем вместе разбор.)
ТИТ
- Молодцы! Возьмете себе на память. А мы движемся дальше к дому … (Семь!)
7. Отгадайте загадку:
- Составьте предложение с этим словом.
- Выложите схему предложения:
- Сколько слов в этом предложении? Назовите первое, второе, третье. Какое самое короткое слово?
- Мы закончили с вами наш путь по Звукограду. Посмотрите внимательно, на какую букву похожа наша дорога? (Дорога, по которой мы шли, похожа на букву Т.)
- А вот и наша буква!
- В какой домик поселим букву Т? (Букву Т поселим во второй домик букв, на первом этаже.)
- Объясните, почему? (Потому что, буква Т – это согласная буква.)
IV. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.
- Тим и Том приготовили вам сладкий сюрприз – витамины.
Индивидуальный оценки работы. Получают витамины.
Долгополова Виктория Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ ДСКВ № 60,
город Нижневартовск