Тема: «Буратино выбирает стол».
Составление рассказов-описаний о мебели с использованием мнемотаблицы.
Задачи:
- расширение, уточнение и активизация словаря по темам «виды магазинов», «мебель»;
- формирование навыков словообразования и словоизменения;
- развитие связной речи;
- закрепление умения составлять описательные рассказы по мнемотаблице;
- развитие общих речевых навыков;
- развитие мелкой и общей моторики;
- развитие логического мышления.
Оборудование:
- игра-презентация, созданная с помощью программы power point «Буратино выбирает стол»;
- кукла Буратино;
- картинки различных столов;
- предметы (груша, учебник, мороженое, лампа, тетрадь, пенал, машинка, карандаши, ботинки, клей, самокат, ножницы).
Ход занятия:
1. Организационный момент. (Слайд №2)
Логопед: Отгадайте, кто пришёл к нам в гости:
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
Дети: Буратино!
Появляется игрушка Буратино.
2. Сообщение темы занятия.
Буратино: Я собрался учиться в школе, но чтобы делать уроки мне нужен стол. Я собрался в магазин, но совсем не знаю куда мне идти.
Логопед: Давайте поможем Буратино в выборе стола?
Дети: Да!
3. Дидактическая игра «Магазины» (Слайды №3-7).
На экране появляются различные магазины: Продукты, Одежда и Обувь, Аптека, Игрушки, Мебель.
Логопед: Давайте подскажем Буратино, что продаётся в различных магазинах и в каком можно купить стол.
Дети: В магазине «Продукты» можно купить еду, напитки.
В магазине «Одежда и обувь» можно купить одежду и обувь.
В «Аптеке» продаются лекарства.
В магазине «Игрушки» продаются игрушки, там можно купить только игрушечный стол.
В магазине «Мебель» продают различную мебель, там Буратино может купить стол.
Логопед: Замечательно, значит мы идём в магазин «Мебель».
4. Координация речи с движением: «Раз – ступенька, два – ступенька».
Логопед: Ребята, чтобы попасть в отдел, где продают столы нам надо подняться по ступенькам.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать.
Раз – ступенька, два – ступенька,
Раз – ступенька, два – ступенька.
Получилась лесенка!
Дети маршируют.
5. Дидактическая игра «Виды мебели».
Буратино: Ребята, я совсем запутался. Посмотрите сколько здесь столов! Какой же мне выбрать?
Логопед: Буратино, не переживай! Мы расскажем тебе какие бывают столы.
На экране появляются слайды с видами столов, дети их называют.
Дети:
(Слайды 8-9) По назначению столы бывают: компьютерный, детский, письменный, обеденный, журнальный, туалетный, письменный.
(Слайды 10-11) По форме столы бывают: круглый, овальный, прямоугольный, квадратный, треугольный.
(Слайды 12-13 ) По цвету столы бывают: жёлтый, синий, зелёный, красный и т.д.
(Слайды 14-15 ) Столы бывают из разных материалов: деревянный, стеклянный, пластмассовый, железный.
(Слайды 16-17 ) У столов бывает разное количество ножек: одна, две, три, четыре.
6. Дидактическая игра «Буратино выбирает стол» (Слайд №18).
Буратино: Я и не знал, что бывает так много столов. Какой же мне выбрать?
Буратино выбирает картинки с различными столами, а дети составляют рассказы- описания по мнемотаблице.
Дети:
Это журнальный столик, он круглый, прозрачный, стеклянны, у него 4 ножки.
Это обеденный стол, он прямоугольный, жёлтый, деревянный, у него 3 ножки.
и т.д.
Буратино: Ребята, я опять запутался. Всё, что я выбираю не подходит, чтобы делать уроки…
7. Координация речи с движением — «Буратино».
Логопед: Буратино, давай отдохнём, а потом ребята тебе подскажут, какой стол подходит для школьника.
Дети выполняют упражнения.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел –
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
8. Дидактическая игра «Письменный стол»(Слайд №17).
Дети выбирают письменный стол, составляют по нему рассказ-описание по мнемотаблице.
Логопед: Ребята, давайте подскажем Буратино, что же может храниться на столе у школьника.
На подиуме лежат различные предметы (груша, учебник, мороженое, лампа, тетрадь, пенал, машинка, карандаши, ботинки, клей, самокат, ножницы), дети выбирают.
Дети: Лампа, учебник, тетрадь, пенал, карандаши, клей, ножницы.
9. Подведение итогов (Слайд №19).
Буратино: Ребята, спасибо вам! Теперь я знаю, какие магазины бывают. Я обещаю учиться хорошо, потому что у меня есть письменный стол, и я знаю, что на нём хранят настоящие школьники.
Логопед: Вам понравилось наше занятие?
Дети отвечают.
Костина Ирина Васильевна,
учитель-логопед,
ГБДОУ д/с №20 комбинированного вида,
г. Санкт-Петербург