Цель логопедического занятия «Спасение Белоснежки» — формирование интереса к логопедическим занятиям через использование игрового метода.
Герои сказки Гримм – гномы, спасая Белоснежку, попадают в различные ситуации. Дети помогают гномам, выполняя по ходу занятия различные игровые задания, направленные на развитие навыков слогового анализа и синтеза.
В игровой форме дети повторяют понятие «слог», учатся подбирать картинку к заданной схеме, делить слова на слоги, преобразовывать односложные слова в двухсложные и трехсложные.
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы. Тема: «Спасение Белоснежки» (развитие слогового анализа и синтеза)
Цель: формирование интереса к логопедическим занятиям через использование игрового метода.
Задачи:
I. Образовательные задачи:
- Закрепить знания детей о зимующих птицах.
- Уточнить понятие «слог».
- Продолжать учить детей подбирать картинку к заданной слоговой схеме, делить слова на слоги.
- Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения.
II. Развивающие задачи:
- Развивать словесно-логическое мышление, внимание, воображение.
- Развивать координацию движений, мелкую моторику.
- Развивать у детей смекалку, сообразительность.
III. Воспитательные задачи:
- Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, сотрадания.
Предварительная работа:
- на занятиях воспитателя (чтение сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», игры для развития мелкой моторики «Завяжи узелок»).
Методы:
- наглядные (картинки с изображением Белоснежки и гномов, таблица слогов, схемы слогов);
- словесные (беседа, вопросы, загадки);
- практические (игры-пантомимы, игра (Завяжи узелок).
Оборудование: столы стулья по количеству детей, картинка с изображением Белоснежки, семи гномов, злой волшебницы, слоговая таблица, схемы слов из одного, двух, трех слогов (по количеству детей), предметные картинки с наличием в названии 1, 2, 3 сложных слов (по количеству детей), нитки для вязания толстые (шерсть, мохер) длинной 25 см. на каждого ребенка, загадки, музыка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Дети, вы помните сказку «Белоснежка и семь гномов»?
- Попробуйте, изобразите гнома Весельчака? Какое у него было лицо? Покажите выражение лица гнома Ворчуна. Изобразите гнома Соню?
- Вы, наверное, уже догадались, кто у нас в гостях?
II. Сообщение темы занятия.
- Сегодня гномы очень грустные. Злая волшебница Мази околдовала Белоснежку, и теперь она (Белоснежка) навечно застыла во дворце злой волшебницы.
- На помощь к ней спешат ее верные гномы, но, чтобы помочь Белоснежке гномы должны выполнить различные задания.
- Ребята, злая волшебница Мази живет в далекой стране и там все слоги перепутаны, нам предстоит делить слова на слоги, составлять слова из слогов. Готовы? Тогда вперед.
I. Основная часть.
- Ребята, самый маленький гном Глупыш забыл, что такое слог, давайте ему поможем.
(Дети вспоминают, что слог – это часть слова, состоит из одного, двух и более звуков).
- Посмотрите внимательно на слоговую таблицу и назовите слоги, состоящие из двух букв.
Н ПИ ЛЫ С КИТ
СНО А ТА У ШУ ЛА
Ц ЖИ М Ы БА НО
КИ РЫ ЮР ПА И ПА
- Гном Ворчун весь изворчался, что не знает, как обозначать слоги. Давайте ему покажем, как мы это делаем.
- Чем мы обозначаем слоги? (полосочками).
- У вас на столах лежат схемы слогов и картинки, подберите к каждой схеме картинку.
- Следующий гном был Чихун. Он так чихнул, что некоторые слоги из слов разлетелись в разные стороны. Давайте их соберем. Игра «Договори словечко» (с использованием предметных картинок). Ребенок добавляет слог и называет свою картинку.
Раке…(та) мимо…(за) сапо….(ги)
Моне…(та) клю….(чи) кома…(ры)
Ли…(са) меду…(за) ча…(сы)
Физминутка.
Пантомима.
- Покажите, как гномы отправились спасать Белоснежку.
- Как ходит, сгорбившись, злая колдунья?
- Как может ходить Белоснежка?
- На пути у наших гномов стоят высокие горы. Чтобы забраться на них гном Драчун придумал сделать веревочную лестницу.
- У вас на столах лежат веревочки, и мы поможем гномам сделать лестницу.
- А гном Умница взялся за решение еще более сложной задачи, чтобы сделать лестницу длинной, он придумал превратить односложное слово в двусложное, а двусложное в трехсложное.
Дети завязывают столько узелков на веревочке, сколько слогов в слове.
Ключ – ключи – ключики
Час – часы — часики
Кот – коты – котики
Зуб – зубы — зубики
- Лестница готова можно подниматься вверх!
- Молодцы! Вот мы и поднялись на веревочных лестницах на гору и достигли страны, где живет злая Волшебница. Только здесь так темно и холодно, все птицы заколдованы.
- Гном Соня заснул и совсем позабыл, что нужно расколдовать птиц.
- Давайте поможем Соне.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю,
Чик-чирик, не робей!
Я бывалый…(воробей).
Любо-дорого взглянуть,
Птичка — красненькая грудь!
Дом родной ее Сибирь,
Как зовут ее? (Снегирь)
Угадай, какой же птице
Ночью темною не спится?
Не укроет мышь трава,
Ведь за ней летит …(сова).
- Назовите птиц, которых мы расколдовали?
- Какие это птицы?
- Теперь птицы расколдованы, но чтобы разрушить чары злой волшебницы Мази, нужно переставить слоги местами и прочитать новые слова.
КА – ЧАЙ (ЧАЙКА)
НА – СОС (СОСНА)
НА – ВЕС (ВЕСНА)
КА – БАН (БАНКА)
- Злая волшебница еще не потеряла своей власти, злодейские чары разрушаться, если вы угадаете её имя, переставив слоги местами.
Ма-зи (Зима).
- Молодцы! Белоснежка спасена, а гном Весельчак дарит вам свою улыбку!
Наталья Валерьевна Шишлянникова,
учитель-логопед I кв. категории,
МБДОУ Детский сад «Санаторный»,
г. Абакан, республики Хакасия