Семинар-практикум: «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»

Семинар практикум для педагоговПлан мероприятия:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть:

А) Обмен опытом педагогов и специалистов МКДОУ.

Б) Психотехника « Рисование волшебными красками».

3. Подведение итогов: Притча о морских звёздах.

Материал: игрушки, гуашь, мука, клей ПВА, вода, соль, дощечки, памятки для педагогов.

Ход семинара-практикума

- Уважаемые коллеги, тема сегодняшнего мероприятия — «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста».

К ним относятся:

  • игротерапия,
  • сказкотерапия,
  • куклотерапия
  • музыкотерапия,
  • арттерапия,
  • пескотерапия,
  • анималотерапия и т. д.

1. Игротерапия – это метод коррекции эмоционального состояния и поведенческих расстройств у детей через игру. Она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемой (практическая часть — обмен опытом между педагогами и специалистами, показ коротких игровых сюжетов и так далее).

2. Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в коррекции психо-эмоциональной сферы ребёнка. Музыка- это лекарство, которое слушают (информация музыкального руководителя «Значение музыки для развития дошкольников», подборка музыкальных произведений, влияющих на психофизическое состояние детей.)

3. Анималотерапия – терапия различных отклонений при помощи животных (практическая часть — обмен опытом среди воспитателей по использованию игрушек — животных для развивающей работы с детьми и т. д.)

4. Куклотерапия — метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра) для профилактики и коррекции проблем у ребёнка (практическая часть — показ инсценировок, подготовленных воспитателями разных возрастных групп).

5. Терапия песком – использование песка для профилактики различных проблем у детей (практическая часть — показ фрагментов занятий с использованием элементов песочной терапии педагогом- психологом и учителем- логопедом ,в роли детей- педагоги МКДОУ).

6. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром (примеры сказок, которые используются педагогами в работе с дошкольниками).

- А сегодня мы хотели бы более подробно остановиться на арттерапии.

Она делится на: хромотерапию и изотерапию.

а) Хромотерапия  изучает свойства цвета. Цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение является самым важным из всех видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативное влияние на человека, и детей в том числе.

- Предлагаем вам тест на выбор цветовых предпочтений. Выберите по одной фишке с наиболее привлекательным для вас цветом (педагогам предлагается 8 цветов).

Интерпретация цвета:

  • Синий цвет — оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает напряжение;
  • Зелёный цвет – успокаивает, создаёт хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением;
  • Розовый цвет – тонизирует при подавленном состоянии;
  • Жёлтый цвет – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия;
  • Красный цвет – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызывать раздражение;
  • Фиолетовый цвет – оказывает угнетающее действие, снижает настроение;
  • Коричневый цвет – вызывает чувство вины;
  • Чёрный цвет – оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

- Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно-образовательном процессе. Поэтому мы раздаём вам эти памятки (со значением каждого цвета).

б) Изотерапия — метод коррекционного воздействия на ребёнка с использованием разнообразных средств, где дети имеют возможность отразить своё настроение и реализовать свои возможности.

Рисование само по себе несёт множество развивающих функций: совершенствует чувственно-двигательную координацию, образное мышление, выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира, является способом выражения различного рода эмоций.

Этапы работы с использованием изотерапии:

I. Выбор материала: используются карандаши, гуашь, уголь, штампики, клей, нити, свечи и т. д.

II. Процесс творческой работы — создание образов, выражение своих впечатлений.

III. Процесс рассматривания.

IV. Анализ работы — педагог просит описать картинку так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова «Я». Затем выделяются специфические предметы на картинке для того, чтобы ребёнок их сравнил с чем-нибудь («будь красным кругом») и описал себя. Обращается внимание на цвет, который был использован и просит объяснить, почему был выбран именно он. (Можно вносить изменения).

Детям нравится всё необычное, нетрадиционное, они любят рисовать по-новому. Такое рисование снимает нервное напряжение, страхи, отвлекает от грустных мыслей, обеспечивает эмоционально-положительное состояние, вызывает радость.

Так, при рисовании пальчиками или ладошками дети преодолевают чувство неуверенности, боязни, неприятные ощущения (не каждый ребёнок может сразу решиться обмакнуть палец в краску или раскрасить свою ладошку). Хорошо расслабляет занятие со свечой, когда при наложении цвета появляется придуманный образ (педагоги рассказывают о применении элементов ТРИЗа в своей работе с детьми).

Психотехника рисования «Волшебные краски»

- И вот сегодня мы вам предлагаем психотехнику рисования «Волшебные краски». Её можно использовать в коррекционно- развивающей и профилактической работе, как с детьми, так и с родителями.

Обратите внимание на предметы, находящиеся перед вами и послушайте нас. Мы с вами будем волшебниками, создадим нечто новое – необычные краски. Состав красок несёт символическое значение. Именно с помощью чудесных красок можно рассказать миру о том, что чувствуешь, о чём думаешь, к чему стремишься.

Однако мысленно думая о высоком, уносясь в своём воображении в заоблачные дали, необходимо помнить о том мире, в котором мы появились на свет! Помнить о «хлебе насущном», «соли жизни», «умасливании дел» и «склеивании ситуаций».

Поэтому, положив в сосуд для смешивания красок муку и перетирая её пальцами, мы будем думать о хлебе, зерне, дающих жизнь, о наших корнях. Добавив соль и перемешивая её с мукой, вспомним про «соль земли». Капая подсолнечное масло, важно думать о том, что дела, связанные с нашим созидательными устремлениями должны идти как «по маслу». Постепенно насыщая тесто водой, будем помнить о том, что из воды возникла жизнь, об «энергии текучести», гибкости, творчества. Добавляя в чудесное тесто клей ПВА, полезно думать о том, как «склеиваются» люди, средства и события, приводя ситуацию нашей жизни к созидательному результату.

Мир, который мы творим внутри себя, и вокруг себя не может быть чёрно- белым. Он цветной, многократный, искрящийся. Будем помнить об этом, добавляя в чуденое тесто краски.

Такими красками приятно рисовать, выражать себя и свои чувства, оставлять след.

Эта техника помогает ребёнку понять свои мысли и чувства, стремление быть самим собой. В дальнейшем, получившиеся картины используются в качестве декораций или тем для сочинения рассказов и сказок.

(Выполнение работы педагогами).

Заключительная часть — «Притча о морских звёздах»

- И в конце нашей встречи хотелось бы рассказать вам притчу о морских звёздах, которая по своему смыслу очень близка нам с вами — педагогам.

Человек шёл по берегу, и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошёл ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морских звёзд. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звёзд, берег буквально усеян ими на много километров.

- Зачем ты бросаешь этих морских звёзд в воду? — спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнётся отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- Но это просто глупо! – закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими! Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:

- Нет, мои попытки иззменят очень многое… именно для этой звезды.

- Давайте же стремиться помочь как можно большему количеству детей. Ведь это так важно каждому из них. Удачи вам, уважаемые коллеги в нелёгком, порой не всегда заметном, но таком необходимом труде!

Разработчики:

1) Паршина Елена Анатольевна,
педагог-психолог I категории.

2) Денисова Наталья Владимировна,
учитель-логопед I категории

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 4,67 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Дидактические пособия, как средства развития фонематических процессов у дошкольников Дидактические пособия, как средства развития фонематических процессов у дошкольников
О некоторых аспектах инклюзивного подхода к развитию дошкольников с речевыми нарушениями в условиях массовой группы детского сада О некоторых аспектах инклюзивного подхода к развитию дошкольников с речевыми нарушениями в условиях массовой группы детского сада
Использование нетрадиционных коррекционно-развивающих игр в обучении старших дошкольников и младших школьников Использование нетрадиционных коррекционно-развивающих игр в обучении старших дошкольников и младших школьников
Формирование личности школьника с особыми образовательными потребностями Формирование личности школьника с особыми образовательными потребностями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.