В настоящее время в школах отмечается резкое снижение успеваемости учащихся по русскому языку. Это обусловлено рядом причин, среди которых наиболее частой является невозможность усвоения программы по русскому языку в связи с наличием у ребенка выраженных системных нарушений речи. В связи с этим, особую значимость приобретает повышение качества диагностики, коррекции и профилактики речевых нарушений у школьников.
Поскольку нарушения письма и чтения часто являются вторичными проявлениями недостаточной сформированности устной речи, необходимо связывать специфические ошибки чтения и письма с нарушениями компонентов языка. Поэтому коррекция дисграфий предполагает обязательное развитие лексико-грамматической стороны речи и фонематических представлений.
Представленная программа рассчитана на 2 года при проведении 3 — 4 занятий в неделю.
Учебно – методический план работы по преодолению нарушений письма, обусловленных ОНР
1-ый год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Кол – во часов, дата |
Содержание работы |
1 год обучения (90 – 120 часов коррекционных занятий) 1 – 15 сентября – диагностический этап (определение уровня сформированности устной речи, письма и чтения) | |||
Тема I: Развитие языкового анализа и синтеза (18 часов) | |||
1. | Деление текста на предложения |
2 |
|
2. | Деформированнный текст (установление последовательности изложения) |
2 |
|
3. | Деление предложений на слова |
2 |
|
4. | Предлоги |
1 |
|
5. | Предлоги на,с |
2 |
|
6. | Предлоги в, из. |
2 |
|
7. | Дифференциация предлогов на, с, в, из. |
1 |
|
8. | Предлоги под, из – под. |
1 |
|
9. | Предлоги под, из – под, над. |
1 |
|
10. | Предлоги по, к, от. |
2 |
|
11. | Дифференциация предлогов |
1 |
|
12. | Проверочная работа |
1 |
|
Тема II. Развитие представлений о звуковом составе слова (30 часов) | |||
1. | Звук. Гласные и согласные звуки |
1 |
|
2. | Звуки и буквы. Алфавит |
1 |
|
Гласные звуки и буквы (I ряда) |
1 |
|
|
3. | Дифференциация гласныхО – У |
1 |
|
4. | Гласные II ряда |
1 |
|
5. | Слоговой и анализ слов |
3 |
|
6. | Ударение |
2 |
|
7. | Ударные и безударные гласные |
2 |
|
8. | Проверочная работа по блоку «слоговой анализ слов» |
1 |
|
9. | Согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки |
1 |
|
10. | Звуко – буквенный анализ слов |
2 |
|
11. | Обозначение мягкости согласной с помощью гласных II ряда |
1 |
|
12. | Дифференциация гласных букв Ы – И |
1 |
|
13. | Дифференциация гласных букв А – Я |
1 |
|
14. | Дифференциация гласных букв О – Ё |
1 |
|
15. | Дифференциация гласных букв У – Ю |
1 |
|
16. | Дифференциация гласных Ё – Ю |
1 |
|
17. | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь |
2 |
|
18. | Способы обозначения мягкости согласных на письме |
1 |
|
19. | Разделительный мягкий знак |
2 |
|
20. | Звуко – буквенный анализ слов с гласными II ряда и мягким знаком |
2 |
|
21. | Проверочная работа по теме «Развитие представлений о звуковом составе слова» |
1 |
|
Тема III. Развитие фонематических представлений (42 часа) | |||
1. | Звонкие и глухие согласные |
1 |
|
2. | Звуки С, С’ |
1 |
|
3. | Звуки З, З’ |
1 |
|
4. | Дифференциация З – С, З’ – С’ |
2 |
|
5. | Звуки П – П’ |
1 |
|
6. | Звуки Б – Б’ |
1 |
|
7. | Дифференциация Б – П, Б’ – П’ |
2 |
|
8. | Звуки Т – Т ‘ |
1 |
|
9. | Звуки Д – Д’ |
1 |
|
10. | Дифференциация Т – Д, Т’ – Д’ |
2 |
|
11. | Звуки К – К’ |
1 |
|
12. | Звуки Г – Г’ |
1 |
|
13. | Дифференциация К – Г , К’ – Г’ |
2 |
|
14. | Звук Ш |
1 |
|
15. | Звук Ж |
1 |
|
16. | Дифференциация Ш – Ж |
2 |
|
17. | Звуки Ф, Ф’ |
1 |
|
18. | Звуки В, В’ |
1 |
|
19. | Дифференциация В – Ф, В’ – Ф’ |
2 |
|
20. | Тренировочные упражнения на отработанные звуки |
1 |
|
21. | Проверочная работа |
1 |
|
22. | Дифференциация Ч – Т’ |
2 |
|
23. | Дифференциация Ч – Щ |
2 |
|
24. | Дифференциация Ц – С |
2 |
|
25. | Дифференциация С – Ш |
1 |
|
26. | Дифференциация З – Ж |
1 |
|
27. | Дифференциация П – Т |
2 |
|
28. | Дифференциация Б – Д |
2 |
|
29. | Дифференциация И – У |
2 |
|
30. | Итоговый диктант |
1 |
|
Итого 90 – 120 часов за первый год обучения |
2-ой год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Кол – во часов, дата |
Содержание работы |
2 год обучения (90 – 120 часов коррекционных занятий) 1 – 15 сентября – диагностический этап (определение уровня сформированности устной речи, письма и чтения) | |||
Тема I: Повторение пройденного в первый год бучения (17 часов) | |||
1. | Текст, предложение, слово |
1 |
|
2. | Работа с деформированным текстом |
4 |
|
3. | Гласные и согласные звуки |
1 |
|
4. | Звуки и буквы. Алфавит |
1 |
|
5. | Гласные звуки и буквы |
2 |
|
6. | Слоговой анализ и синтез слов |
2 |
|
7. | Ударение |
1 |
|
8. | Ударные и безударные гласные |
1 |
|
9. | Твердые и мягкие согласные |
1 |
|
10. | Способы обозначения мягкости согласных на письме |
1 |
|
11. | Звуко – буквенный анализ слов различной сложности |
1 |
|
12. | Проверочная работа |
1 |
|
Тема II. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся (4 часа) | |||
1. | Слова – приятели (синонимы) |
1 |
|
2. | Слова – неприятели (антонимы) |
1 |
|
3. | Слова – близнецы (омонимы) |
1 |
|
4. | Многозначные слова |
1 |
|
Тема IV:Развитие навыков словоизменения (47 часов) | |||
1. | Слова, обозначающие предмет (существительные) |
1 |
|
2. | Одушевленные и неодушевленные существительные |
2 |
|
3. | Понятие рода имен существительных |
1 |
|
4. | Мужской и женский род существительных |
1 |
|
5. | Мужской, женский и средний род существительных |
2 |
|
6. | Понятие числа имен существительных |
1 |
|
7. | Изменение существительных по числам |
2 |
|
8. | Тренировка в определении рода и числа имен существительных |
1 |
|
9. | Изменение существительных по падежам: именительный и винительный падеж
|
2 |
|
10. | Работа над понимание ЛГК (В.п.) |
1 |
|
11. | Изменение существительных по падежам: дательный падеж |
2 |
|
12. | Дифференциация падежных форм И.п., В.п., Д.п. |
1 |
|
13. | Изменение существительных по падежам: родительный падеж |
2 |
|
14. | Дифференциация В.п. и Р.П. |
1 |
|
15. | Работа над понимание ЛГК (В.п., Д.п., Р.п.) |
1 |
|
16. | Изменение существительных по падежам: творительный падеж |
2 |
|
17. | Работа над понимание ЛГК (Т.п) |
2 |
|
18. | Изменение существительных по падежам: предложный падеж |
2 |
|
19. | Работа над понимание предложно – падежных конструкций |
2 |
|
20. | Слова, обозначающие действие предмета действия (глагол) |
2 |
|
21. | Согласование глаголов и существительных в числе |
2 |
|
22. | Согласование глаголов и существительных во времени |
3 |
|
23. | Неопределенная форма глагола |
1 |
|
24. | Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде |
2 |
|
25. | Слова, обозначающие признаки предмета (имя прилагательное)
|
1 |
|
26. | Согласование прилагательных с существительными в числе |
2 |
|
27. | Согласование прилагательных с существительными в роде |
2 |
|
28. | Тренировка в написании окончаний прилагательных |
2 |
|
29. | Проверочная работа |
1 |
|
Тема II. Развитие навыков словообразования (28 часа) | |||
1. | Родственные слова |
2 |
|
2. | Корень слова |
3 |
|
3. | Правописание безударных гласных в корне слова |
2 |
|
4. | Сложные слова |
2 |
|
5. | Приставка |
1 |
|
6. | Приставки пространственного значения |
2 |
|
7. | Приставки временного значения |
2 |
|
8. | Правописание слов с разделительным твердым знаком. |
1 |
|
9. | Дифференциация предлогов и приставок |
2 |
|
10. | Суффикс |
2 |
|
11. | Суффиксы, указывающие на величину предметов |
2 |
|
12. | Суффиксы прилагательных |
2 |
|
13. | Суффиксы профессий |
2 |
|
14. | Морфологический состав слова |
2 |
|
15. | Проверочная работа |
1 |
|
Тема V. Развитие представлений о предложении и тексте (24 часа) | |||
1. | Структура предложения |
4 |
|
2. | Связь слов в предложении |
4 |
|
3. | Обучение письменному ответу на вопросы |
2 |
|
4. | Работа с деформированным текстом |
3 |
|
5. | Работа над изложением |
5 |
|
6. | Работа над сочинением |
5 |
|
7. | Проверочная работа |
1 |
|
Итого: 120 часов за год |
Бабанина Юлия Викторовна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 272,
г. Москва