Учебно-методический план работы по преодолению нарушений письма, обусловленных ОНР

В настоящее время в школах отмечается резкое снижение успеваемости учащихся по русскому языку. Это обусловлено рядом причин, среди которых наиболее частой является невозможность усвоения программы по русскому языку в связи с наличием у ребенка выраженных системных нарушений речи. В связи с этим, особую значимость приобретает повышение качества диагностики, коррекции и профилактики речевых нарушений у школьников.

Поскольку нарушения письма и чтения часто являются вторичными проявлениями недостаточной сформированности устной речи, необходимо связывать специфические ошибки чтения и письма с нарушениями компонентов языка. Поэтому коррекция дисграфий предполагает обязательное развитие лексико-грамматической стороны речи и фонематических представлений.

Представленная программа рассчитана на 2 года при проведении 3 — 4 занятий в неделю.

Учебно – методический план работы по преодолению нарушений письма, обусловленных ОНР

1-ый год обучения

п/п

Тема занятия

Кол – во часов, дата

Содержание работы

1 год обучения (90 – 120  часов коррекционных занятий) 1 – 15 сентября – диагностический этап (определение уровня сформированности устной речи, письма и чтения)
 Тема I: Развитие языкового анализа и синтеза (18 часов)
1. Деление текста на предложения

2

  1. Знакомство с понятием текcт, его признаками: смысловой целостностью, законченностью.
  2. Развитие умения выделять границы предложения в устной и письменной речи.
  3. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)
2. Деформированнный  текст (установление последовательности изложения)

2

  1. Работа над смысловой целостностью текста.
  2. Установление последовательности событий в тексте, работа над пересказом.
  3. Развитие умения  обозначать границы предложения в устной и письменной речи.
3. Деление предложений на слова

2

  1. Уточнение знаний учащихся о предложении.
  2. Работа с деформированным предложением.
  3. Определение количества слов в предложении, работа со схемой предложения.
4. Предлоги

1

  1. Закрепление представлений о предлоге как отдельном слове.
  2. Работа с графическим обозначением предлогов.
  3. Отработка навыка раздельного написания предлогов со словами.
5. Предлоги на,с

2

  1. 1.      Уточнение значения предлогов на, с.
  2. 2.      Отработка практического навыка употребления предлогов на, с в речи учащихся.
  3. 3.      Развитие пространственных представлений детей.
  4. 4.      Работа над пониманием предложно – падежных конструкций.
  5. 5.      Отработка навыка раздельного написания предлогов со словами.
6. Предлоги в, из.

2

  1. Уточнение значения предлогов в, из.
  2. Отработка практического навыка употребления предлогов в, из  в речи учащихся.
  3. Развитие пространственных представлений детей.
  4. Работа над пониманием предложно – падежных конструкций.
  5. Отработка навыка раздельного написания предлогов со словами.
7. Дифференциация предлогов на, с, в, из.

1

  1. Дифференциация значения предлогов на, с, в, из.
  2. Работа над пониманием предложно – падежных конструкций.
  3. Отработка практического навыка употребления предлогов в речи детей.
  4. Отработка навыка раздельного написания предлогов с другими словами.
  5. Развитие пространственных представлений детей.
8. Предлоги под, из – под.

1

  1. Уточнение значения предлогов под, из – под.
  2. Отработка практического навыка употребления предлогов под, из – под в речи учащихся.
  3. Развитие пространственных представлений детей.
  4. Работа над пониманием предложно – падежных конструкций.
  5. Отработка навыка раздельного написания предлогов со словами.
9. Предлоги под, из – под, над.

1

  1. 1.      Уточнение значения и дифференциация предлогов под, из – под, над.
  2. 2.      Отработка практического навыка употребления предлогов под, из – под, над в речи учащихся.
  3. 3.      Развитие пространственных представлений детей.
  4. 4.      Работа над пониманием предложно – падежных конструкций.
  5. 5.      Отработка навыка раздельного написания предлогов со словами.
10. Предлоги по, к, от.

2

  1. Уточнение значения и дифференциация предлогов по, к, от.
  2. Отработка практического навыка употребления предлогов по, к, от  в речи учащихся.
  3. Развитие пространственных представлений детей.
  4. Работа над пониманием предложно – падежных конструкций.
  5. Отработка навыка раздельного написания предлогов со словами.
11. Дифференциация предлогов

1

  1. Повторение и дифференциация значения предлогов.
  2. Работа над пониманием предложно – падежных конструкций.
  3. Работа над правильным употреблением предлогов в речи учащихся.
  4. Отработка навыка раздельного написания предлогов с о словами.
  5. Развитие пространственных представлений школьников.
12. Проверочная работа

1

Тема II. Развитие представлений  о звуковом составе слова (30 часов)
1. Звук. Гласные и согласные звуки

1

  1. Знакомство со строением артикуляционного аппарата.
  2. Участие органов артикуляции в образовании звуков.
  3. Понятие преграды при образовании звуков.
  4. Отработка практического навыка различения гласных и согласных звуков.
2. Звуки и буквы. Алфавит

1

  1. Дифференциация понятий «звук» и «буква».
  2. Соотнесение звуков с буквами.
  3. Повторение алфавита.
Гласные звуки и буквы (I ряда)

1

  1. Повторение произносительных профилей гласных звуков.
  2. Соотнесение звуков и букв, дифференциация понятий «звук» и «буква».
  3. Подбор слов с заданным гласным звуком.
3. Дифференциация гласныхО – У

1

  1. Анализ  речевых профилей звуков О — У.
  2. Дифференциация звуков в устной речи (изолированно, в слогах, словах).
  3. Дифференциация букв О – У.
4. Гласные II ряда

1

  1. Знакомство с гласными II ряда.
  2. Дифференциация понятий “звук” — “буква”.
  3. Звуковой состав гласных II ряда.
  4. Использование схематических обозначений для гласных I и II ряда.
5. Слоговой  и анализ  слов

3

  1. Дифференциация понятий «звук», «слог», «слово».
  2. Деление слов на слоги в устной речи на письме.
  3. Работа со слоговыми схемами.
  4. Определение количества и последовательности слогов в слове.
  5. Слогоделение и перенос.
6. Ударение

2

  1. Выделение ударной гласной ударного слога в слове.
  2. Работа над ритмическим оформлением слова.
  3. Соотнесение слов со схемой.
  4. Работа над смыслоразличением.
7. Ударные и безударные гласные

2

  1. Выделение безударных гласных в слове.
  2. Закрепление правил орфографии.
  3. Обогащение словаря.
8. Проверочная работа по блоку «слоговой анализ слов»

1

9. Согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки

1

  1. Уточнить представления о согласных звуках.
  2. Уточнить представления о твердых и мягких согласных.
  3. Уточнить разницу в произнесении твердых и мягких звуков.
  4. Использование цвета для обозначения твердых и мягких звуков.
  5. Дифференциация твердых и мягких звуков.
  6. Обогащение словаря.
10. Звуко – буквенный анализ слов

2

  1. Работа над определением количества звуков в слове и удержанием их последовательности устно.
  2. Работа со звуко – буквенными схемами.
  3. Работа над определением количества звуков в слове и удержанием их последовательности на письме
  4. Работа по развитию серийности движений.
  5. Развитие памяти и внимания.
11. Обозначение мягкости согласной с помощью гласных II ряда 

1

  1. Дифференциация твердых и мягких согласных.
  2. Тренировка в обозначении мягкости согласных  с помощью гласных II ряда.
  3.  Обогащение словаря.
12. Дифференциация гласных букв Ы – И

1

  1. Дифференциация понятий «звук» — «буква».
  2. Дифференциация твердых и мягких согласных.
  3. Отработка навыка обозначения мягкости согласных с помощью буквы И.
13. Дифференциация  гласных букв А – Я

1

  1. Дифференциация понятий «звук» — «буква».
  2. Дифференциация твердых и мягких согласных.
  3. Отработка навыка обозначения мягкости согласных с помощью буквы Я.
14. Дифференциация  гласных букв О – Ё

1

  1. Дифференциация понятий «звук» — «буква».
  2. Дифференциация твердых и мягких согласных.
  3. Отработка навыка обозначения мягкости согласных с помощью буквы Ё.
15. Дифференциация  гласных букв У – Ю

1

  1. Дифференциация понятий «звук» — «буква».
  2. Дифференциация твердых и мягких согласных.
  3. Отработка навыка обозначения мягкости согласных с помощью буквы Ю.
16. Дифференциация гласных Ё – Ю

1

  1. Анализ звукового состава гласных букв, выявление отличий.
  2. Работа по различению звуков О – У на слух.
  3. Работа по дифференциации букв Ё – Ю на письме (изолированно, в слогах, словах, предложениях.
  4. Подбор слов, содержащих заданную букву.
  5. Тренировка навыка письма под диктовку.
17. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь 

2

  1. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
  2. Практическое использование Ь для обозначения мягкости согласных.
  3. Развитие фонематического восприятия.
  4. Обогащение словаря.
18. Способы  обозначения мягкости согласных на письме

1

  1. Дифференциация твердых и мягких согласных.
  2. Отработка умения правильно выбирать способ обозначения мягкости согласных.
  3. Развитие фонематического восприятия.
  4. Обогащение словаря.
19. Разделительный мягкий знак

2

  1. Знакомство с разделительной функцией Ь.
  2. Звуковой состав гласных II ряда после разделительного Ь и после гласной.
  3. Звуковой анализ и синтез слов.
20. Звуко – буквенный анализ слов с гласными II ряда и мягким знаком

2

  1. Дифференциация  звуков и букв.
  2. Работа со схемами.
  3. Тренировка в определении количества звуков и букв.
  4. Обогащение словаря.
21. Проверочная работа по теме «Развитие представлений о звуковом составе слова»

1

Тема III. Развитие фонематических представлений (42 часа)
1. Звонкие и глухие согласные

1

  1. Анализ роли голосовых складок в образовании звонких и глухих согласных.
  2. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными.
  3. Использование символов для обозначения звонкости / глухости согласных.
  4. Развитие слухового  внимания.
2. Звуки С, С’

1

  1. Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
3. Звуки З, З’

1

  1. Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
4. Дифференциация З – С, З’ – С’

2

  1. Повторить понятия “звонкий” — “глухой” согласный.
  2. Уточнить различия  в произнесении и характеристиках звуков.
  3. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
  4. Работа с паронимами.
5. Звуки П – П’

1

  1. Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
6. Звуки Б – Б’

1

  1.  Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
7. Дифференциация Б – П, Б’ – П’

2

  1.  Повторить понятия “звонкий” — “глухой” согласный.
  2. Уточнить различия  в произнесении и характеристиках звуков.
  3. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
  4. Работа с паронимами.
8. Звуки Т – Т ‘

1

  1.  Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
9. Звуки Д – Д’

1

  1.  Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
10. Дифференциация Т – Д, Т’ – Д’

2

  1.  Повторить понятия “звонкий” — “глухой” согласный.
  2. Уточнить различия  в произнесении и характеристиках звуков.
  3. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
  4. Работа с паронимами.
11. Звуки К – К’

1

  1. Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
12. Звуки Г – Г’

1

  1.  Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
13. Дифференциация К – Г , К’ – Г’

2

  1. Повторить понятия “звонкий” — “глухой” согласный.
  2. Уточнить различия  в произнесении и характеристиках звуков.
  3. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
  4. Работа с паронимами.
14. Звук Ш

1

  1.  Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
15. Звук Ж

1

  1.  Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
16. Дифференциация Ш – Ж

2

  1.  Повторить понятия “звонкий” — “глухой” согласный.
  2. Уточнить различия  в произнесении и характеристиках звуков.
  3. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
  4. Работа с паронимами.
17. Звуки Ф, Ф’

1

  1. Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
18. Звуки В, В’

1

  1.  Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
19. Дифференциация В – Ф, В’ – Ф’

2

  1.  Повторить понятия “звонкий” — “глухой” согласный.
  2. Уточнить различия  в произнесении и характеристиках звуков.
  3. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
  4. Работа с паронимами.
20. Тренировочные упражнения на отработанные звуки

1

  1. Дифференциация звонких и глухих согласных.
  2. Выработка устойчивого выбора согласной при письме.
  3. Правописание звонких согласных на конце слова и перед глухой согласной.
21. Проверочная работа

1

22. Дифференциация Ч – Т’

2

  1. Уточнение характеристик звуков, установление отличий.
  2. Работа с паронимами.
  3. Дифференциация звуков на уровне слога, слова, предложения, текста.
23. Дифференциация Ч – Щ

2

  1. Уточнение характеристик звуков, установление отличий.
  2. Работа с паронимами.
  3. Дифференциация звуков на уровне слога, слова, предложения, текста.
24. Дифференциация Ц – С

2

  1. Уточнение характеристик звуков, установление отличий.
  2. Работа с паронимами.
  3. Дифференциация звуков на уровне слога, слова, предложения, текста.
25. Дифференциация С – Ш

1

  1. Уточнение характеристик звуков, установление отличий.
  2. Дифференциация звуков в устной речи.
  3. Работа с паронимами.
  4. Дифференциация звуков на уровне слога, слова, предложения, текста.
26. Дифференциация З – Ж

1

  1. Уточнение характеристик звуков, установление отличий.
  2. Дифференциация звуков в устной речи.
  3. Работа с паронимами.
  4. Дифференциация звуков на уровне слога, слова, предложения, текста.
27. Дифференциация П – Т

2

  1. Анализ элементов букв, выявление отличий.
  2. Развитие мелкой моторики.
  3. Дифференциация букв на уровне слога, слова, предложения, текста.
28. Дифференциация  Б – Д

2

  1. Анализ элементов букв, выявление отличий.
  2. Развитие мелкой моторики.
  3. Развитие зрительно – пространственных представлений.
  4. Дифференциация букв на уровне слога, слова, предложения, текста.
29. Дифференциация И – У

2

  1. Анализ элементов букв, выявление отличий.
  2. Развитие мелкой моторики.
  3. Дифференциация букв на уровне слога, слова, предложения, текста.
30. Итоговый диктант

1

Итого 90 – 120  часов за первый год обучения

 2-ой год обучения

п/п

Тема занятия

Кол – во часов, дата

Содержание работы

2 год обучения (90 – 120  часов коррекционных занятий) 1 – 15 сентября – диагностический этап (определение уровня сформированности устной речи, письма и чтения)
  Тема I: Повторение пройденного в первый год бучения (17 часов)
1. Текст, предложение, слово

1

  1. Повторение и дифференциация понятий «текст», «предложение», «слово».
  2. Повторение правил оформления границ предложения.
  3. Работа со схемами предложения.
2. Работа с деформированным текстом

4

  1. Работа над смысловой целостностью текста.
  2. Установление последовательности событий в тексте, работа над пересказом.
  3. Развитие умения  обозначать границы предложения в устной и письменной речи.
3. Гласные и согласные звуки

1

  1. Повторение материала о б образовании звуков речи.
  2. Отработка практического навыка различения гласных и согласных звуков.
  3. Уточнение и активизация словаря.
4. Звуки и буквы. Алфавит

1

  1. Дифференциация понятий «звук» и «буква».
  2. Соотнесение звуков с буквами.
  3. Повторение алфавита.
  4. Уточнение и активизация словаря.
  5. Развитие навыка ЗБА и синтеза.
5. Гласные звуки и буквы

2

  1. Повторение произносительных профилей гласных звуков.
  2. Дифференциация понятий звук и буква.
  3. Повторение материала об образовании гласных II ряда.
  4. Дифференциация гласных букв I и II ряда.
  5. Развитие навыка ЗБА и синтеза.
6. Слоговой анализ и синтез слов

2

  1. Дифференциация понятий «звук», «слог», «слово».
  2. Деление слов на слоги в устной и письменной речи. Слогообразующая роль гласных.
  3. Работа со слоговыми схемами.
  4. Слогоделение и перенос.
7. Ударение

1

  1. Выделение ударной гласной ударного слога в слове.
  2. Работа над ритмическим оформлением слова.
  3. Соотнесение слов со схемой.
  4. Работа над смыслоразличением.
8. Ударные и безударные гласные

1

  1. Выделение безударных гласных в слове.
  2. Тренировка в подборе проверочных слов.
  3.  Обогащение словаря.
  4. Развитие грамматического строя речи.
9. Твердые и мягкие согласные

1

  1. Повторить  представления о твердых и мягких согласных.
  2. Уточнить разницу в произнесении твердых и мягких звуков.
  3. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  4. Обогащение словаря.
10. Способы обозначения мягкости согласных на письме

1

  1. Дифференциация твердых и мягких согласных.
  2. Уточнение и дифференциация  способов обозначения мягкости согласных на письме.
  3. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  4. Уточнение и активизация словаря.
11. Звуко – буквенный анализ слов различной сложности

1

  1. Дифференциация понятий «звук» и «буква».
  2. Работа по определению букв и звуков в слове.
  3. Анализ случаев, когда буква не равна звуку.
12. Проверочная работа

1

Тема II. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся (4 часа)
1. Слова – приятели (синонимы)

1

  1. Уточнение лексического значения слов.
  2. Обогащение и активизация словаря.
2. Слова – неприятели (антонимы)

1

  1. Уточнение лексического значения слов.
  2. Обогащение и активизация  словаря.
3. Слова – близнецы (омонимы)

1

  1. Уточнение лексического значения слов.
  2. Обогащение и активизация словаря.
4. Многозначные слова

1

  1. Уточнение лексического значения слов.
  2. Обогащение и активизация словаря.
Тема IV:Развитие навыков словоизменения (47  часов)
1. Слова, обозначающие предмет (существительные)

1

  1. Отработка понятий  «предмет», «существительное».
  2. Отработка навыка постановки вопроса.
  3. Существительные в роли подлежащего: развитие умения находить в предложении, задавать вопрос и обозначать в схеме.
2. Одушевленные и неодушевленные существительные

2

  1. Отработка понятия «одушевленное – неодушевленное» существительное.
  2. Тренировка в постановке вопросов.
  3. Уточнение и активизация словаря.
  4. Развитие памяти и внимания.
3. Понятие рода имен существительных

1

  1. Знакомство с понятием рода имен существительных.
  2. Тренировка в подборе притяжательных прилагательных к именам существительным (игра»Жадина»).
  3. Уточнение и активизация словаря.
4. Мужской и женский род существительных

1

  1. Тренировка в практическом употребление существительных мужского и женского рода.
  2. Тренировка в определении рода имен существительных.
5. Мужской, женский  и средний  род существительных

2

  1. Знакомство с понятием среднего рода.
  2. Практическое употребление существительных мужского,  женского и среднего рода.
  3. Выделение окончаний у существительных
  4. Тренировка в определении рода имен существительных.
6. Понятие числа имен существительных

1

  1. Уточнение понятия числа имен  существительных.
  2. Формирование навыка образования продуктивных и непродуктивных  форм множественного числа.
  3. Развитие слухового и зрительного внимания.
7. Изменение существительных по числам

2

  1. Закрепление понятия числа существительных.
  2. Отработка навыка изменения существительных по числам в устной речи.
  3. Тренировка в письме под диктовку.
  4. Преодоление аграмматизмов в речи учащихся.
  5. Обогащение словаря.
8. Тренировка в определении рода и числа имен существительных

1

  1. Закрепление понятий рода и числа.
  2. Отработка навыка словоизменения существительных.
  3. Работа по преодолению аграмматизмов в самостоятельной речи учащихся.
9. Изменение существительных по падежам: именительный и винительный падеж 

 

 

 

2

  1. Знакомство с падежными формами имен существительных.
  2. Формирование навыка словоизменения, преодоление аграмматизмов в речи учащихся.
  3. Развития навыка постановки вопросов косвенных падежей.
  4. Дифференциация падежных форм.
  5. Развитие слухового внимания.
10. Работа над понимание ЛГК (В.п.)

1

  1. Развитие навыка постановки вопросов к именам существительным. Выделение главного и зависимого сова.
  2. Развитие слухового внимания.
  3. Анализ обратимых ЛГК.
  4. Работа над развитием понимания обращенной речи.
11. Изменение существительных по падежам: дательный падеж

2

  1. Знакомство с падежными формами имен существительных.
  2. Формирование навыка словоизменения, преодоление аграмматизмов в речи учащихся.
  3. Развития навыка постановки вопросов косвенных падежей.
  4. Дифференциация падежных форм.
  5. Развитие слухового внимания.
12. Дифференциация падежных форм И.п., В.п., Д.п.

1

  1. Тренировка навыка постановки вопросов к именам существительным. Определение главного и зависимого слова.
  2. Развитие слухового внимания.
  3. Анализ обратимых и необратимых ЛГК.
  4. Преодоление аграмматизмов в речи учащихся.
13. Изменение существительных по падежам: родительный падеж

2

  1. Знакомство с падежными формами имен существительных.
  2. Формирование навыка словоизменения, преодоление аграмматизмов в речи учащихся.
  3. Развития навыка постановки вопросов косвенных падежей.
  4. Дифференциация падежных форм.
  5. Развитие слухового внимания.
14. Дифференциация В.п. и Р.П.

1

  1. Тренировка навыка постановки вопросов к именам существительным. Определение главного и зависимого слова.
  2. Развитие слухового внимания.
  3. Преодоление аграмматизмов в речи учащихся.
15. Работа над понимание ЛГК (В.п., Д.п., Р.п.)

1

  1. Развитие навыка постановки вопросов к именам существительным. Выделение главного и зависимого сова.
  2. Развитие слухового внимания.
  3. Анализ обратимых ЛГК.
  4. Работа над развитием понимания обращенной речи.
16. Изменение существительных по падежам: творительный падеж

2

  1. Знакомство с падежными формами имен существительных.
  2. Формирование навыка словоизменения, преодоление аграмматизмов в речи учащихся.
  3. Развития навыка постановки вопросов косвенных падежей.
  4. Дифференциация падежных форм.
  5. Развитие слухового внимания.
17. Работа над понимание ЛГК (Т.п)

2

  1. Развитие навыка постановки вопросов к именам существительным. Выделение главного и зависимого сова.
  2. Развитие слухового внимания.
  3. Анализ обратимых ЛГК.
  4. Работа над развитием понимания обращенной речи.
18. Изменение существительных по падежам: предложный падеж

2

  1. Знакомство с падежными формами имен существительных.
  2. Формирование навыка словоизменения, преодоление аграмматизмов в речи учащихся.
  3. Развития навыка постановки вопросов косвенных падежей.
  4. Дифференциация падежных форм.
  5. Развитие слухового внимания.
19. Работа над понимание предложно – падежных конструкций

2

  1. Развитие навыка постановки вопросов к именам существительным. Выделение главного и зависимого сова.
  2. Развитие слухового внимания.
  3. Анализ предложно – падежных конструкций.
  4. Работа над развитием понимания обращенной речи.
20. Слова, обозначающие действие предмета действия (глагол)

2

  1. Знакомство с действиями предметов.
  2. Тренировка в постановке вопроса к глаголам.
  3. Подбор действия к предмету.
  4. Соотнесение слов, обозначающих действия, с графической схемой.
  5. Закрепление понятия “главные члены предложения”
21. Согласование глаголов и существительных в числе

2

  1. Работа по словоизменению.
  2. Преодоление аграмматизмов в речи учащихся.
  3. Обогащение словаря.
22. Согласование глаголов и существительных во времени

3

  1. Знакомство с категорией времени.
  2. Тренировка  навыка постановки вопроса к глаголам.
  3. Развитие навыка словоизменения.
  4. Преодоление аграмматизмов в речи учащихся
23. Неопределенная форма глагола

1

  1. Знакомство с понятием неопределенная форма.
  2. Тренировка навыка постановки вопроса
  3. Тренировка в подборе действий (актуализация глагольного словаря)
24. Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде

2

  1. Повторение категории времени глагола.
  2. Развитие навыка изменять глаголы по временам.
  3. Развитее умения находить глаголы прошедшего времени. Определять у него род.
  4. Преодоление аграмматизмов в устной и письменной речи детей.
25. Слова, обозначающие признаки предмета  (имя прилагательное) 

 

 

1

  1. Знакомство со словами – признаками.
  2. Тренировка в постановке вопроса к словам – признакам.
  3. Обогащение словаря.
  4. Практический опыт подбора признаков к предметам.
  5. Работа над синонимами и антонимами
  6. Составление рассказа описания.
26. Согласование прилагательных с существительными  в числе

2

  1. Работа по словоизменению прилагательных.
  2. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
  3. Преодоление аграмматизмов в устной речи учащихся.
  4. Преодоление аграматизмов в письменной речи учащихся.
  1. Обогащение словаря.
27. Согласование прилагательных с существительными в  роде

2

  1. Работа по словоизменению прилагательных.
  2. Согласование прилагательных с существительными по роду.
  3. Преодоление аграмматизмов в устной речи учащихся.
  4. Написание окончаний прилагательных в зависимости от рода.
  1. Обогащение словаря.
28. Тренировка в написании  окончаний прилагательных

2

  1. Работа по словоизменению прилагательных.
  2. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
  3. Преодоление аграмматизмов в устной речи учащихся.
  4. Преодоление аграматизмов в письменной речи учащихся.
  5. Обогащение словаря.
29. Проверочная работа

1

  Тема II. Развитие навыков словообразования (28 часа)
1. Родственные слова

2

  1. Знакомство с понятием «родственные слова»
  2. Подбор родственных слов
  3. Знакомство с однокоренными словами
  4. Дифференциация родственных и однокоренных слов.
  5. Расширение   и уточнение словаря.
2. Корень слова

3

  1. Знакомство с понятием «корень»
  2. Формирование навыка выделения корня и подбора родственных и однокоренных слов.
  3. Дифференциация родственных и однокоренных слов.
  4. Правописание родственных и однокоренных слов.
3. Правописание безударных гласных в корне слова

2

  1. Тренировка в подборе однокоренных слов.
  2. Формирование предпосылок к усвоению темы «безударные гласные».
4. Сложные слова

2

  1. Выделение корней в сложных словах.
  2. Образование сложных слов.
  3. Правописание сложных слов (соединительные гласные О, Е).

 

5. Приставка

1

  1. Знакомство с понятием «приставка»
  2. Тренировка в нахождении приставки в словах.
  3. Графическое изображение приставки.
  4. Образование слов с помощью приставки.
  5. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.
6. Приставки пространственного значения

2

  1. Уточнение значения приставок.
  2. Тренировка в нахождении приставки в словах.
  3. Графическое изображение приставки.
  4. Образование слов с помощью приставки.
  5. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.
7. Приставки временного значения

2

  1. Уточнение значения приставок.
  2. Тренировка в нахождении приставки в словах.
  3. Графическое изображение приставки.
  4. Образование слов с помощью приставки.
  5. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.
8. Правописание слов с разделительным твердым знаком.

1

  1. Тренировка в выделении приставок.
  2. Тренировка в написании слов с разделительным твердым знаком.
  3. Дифференцированное написание слов с разделительным твердым и мягким знаком.
9. Дифференциация предлогов и приставок

2

  1. Уточнение понятий «предлог» и «приставка».
  2. Тренировка в написании  предлогов и приставок.
10. Суффикс

2

  1. Знакомство с понятием «суффикс»
  2. Тренировка в нахождении суффикса и его графическим обозначением.
  3. Уточнение значения суффиксов.
  4. Образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательного суффикса
  5. Образование названий профессй
11. Суффиксы, указывающие на величину предметов

2

  1. Тренировка в выделении суффиксов.
  2. Тренировка в образовании слов с помощью суффиксов.
  3. Уточнение лексического значения слов.
12. Суффиксы прилагательных

2

  1. Тренировка в выделении суффиксов.
  2. Тренировка в образовании слов с помощью суффиксов.
  3. Уточнение лексического значения слов. Обогащение словаря.
13. Суффиксы профессий

2

  1. Тренировка в выделении суффиксов.
  2. Тренировка в образовании слов с помощью суффиксов.
  3. Уточнение лексического значения слов. Обогащение словаря.
14. Морфологический состав слова

2

  1. Закреплений знаний о корне, приставке и суффиксе.
  2. Тренировка в словообразовании.
  3. Тренировка в морфемном разборе слов.
  4. Пополнение и уточнение словаря.
15. Проверочная работа

1

Тема V. Развитие представлений о предложении и тексте (24 часа)
1. Структура предложения

4

  1. Определение количества и последовательности слов в предложении.
  2. Выделение главных членов предложения.
  3. Распространение предложений.
2. Связь слов в предложении

4

  1. Тренировка в правильном согласовании слов в предложении.
  2. Тренировка в постановке вопросов к словам.
  3. Работа над пониманием логико – грамматических и предложно – падежных конструкций.
3. Обучение письменному ответу на вопросы

2

  1. Работа над пониманием обращенной речи.
  2. Работа над структурой предложения.
  3. Тренировка в оформлении предложений на письме.
4. Работа с деформированным текстом

3

  1. Отработка умения устанавливать смысловые  и причинно – следственные связи между предложениями.
  2. Работа над составлением плана пересказа.
  3. Практические тренировки в составлении пересказа.
  4. Оформление границ предложения в устной и письменной речи.
5. Работа над изложением

5

  1. Работа по делению текста на части и озаглавливание их.
  2. Тренировка в составлении плана изложения.
  3. Написание изложения по плану.
  4. Развитие лексико – грамматической системы язвка.
6. Работа над сочинением

5

  1. Работа по составлению плана рассказа.
  2. Тренировка в выделении опорных слов.
  3. Тренировка в написании разных типов текстов (сочинение – повествование, сочинение – описание, сочинение – рассуждение)
7. Проверочная работа

1

Итого: 120 часов за год

Бабанина Юлия Викторовна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 272,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Планирование Метки: 

Сейчас читают:

Приёмы профилактики оптической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью Приёмы профилактики оптической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью
Памятка для родителей, дети которых допускают ошибки Памятка для родителей, дети которых допускают ошибки
Профилактика оптической дисграфии на занятии по обучению грамоте Профилактика оптической дисграфии на занятии по обучению грамоте
Нарушения письма у умственно отсталых школьников Нарушения письма у умственно отсталых школьников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.