Учебно-методический план работы по преодолению нарушений письма, обусловленных ОНР

В настоящее время в школах отмечается резкое снижение успеваемости учащихся по русскому языку. Это обусловлено рядом причин, среди которых наиболее частой является невозможность усвоения программы по русскому языку в связи с наличием у ребенка выраженных системных нарушений речи. В связи с этим, особую значимость приобретает повышение качества диагностики, коррекции и профилактики речевых нарушений у школьников.

Поскольку нарушения письма и чтения часто являются вторичными проявлениями недостаточной сформированности устной речи, необходимо связывать специфические ошибки чтения и письма с нарушениями компонентов языка. Поэтому коррекция дисграфий предполагает обязательное развитие лексико-грамматической стороны речи и фонематических представлений.

Представленная программа рассчитана на 2 года при проведении 3 — 4 занятий в неделю.

Учебно – методический план работы по преодолению нарушений письма, обусловленных ОНР

1-ый год обучения

п/п

Тема занятия

Кол – во часов, дата

Содержание работы

1 год обучения (90 – 120  часов коррекционных занятий) 1 – 15 сентября – диагностический этап (определение уровня сформированности устной речи, письма и чтения)
 Тема I: Развитие языкового анализа и синтеза (18 часов)
1. Деление текста на предложения

2

  1. Знакомство с понятием текcт, его признаками: смысловой целостностью, законченностью.
  2. Развитие умения выделять границы предложения в устной и письменной речи.
  3. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)
2. Деформированнный  текст (установление последовательности изложения)

2

  1. Работа над смысловой целостностью текста.
  2. Установление последовательности событий в тексте, работа над пересказом.
  3. Развитие умения  обозначать границы предложения в устной и письменной речи.
3. Деление предложений на слова

2

  1. Уточнение знаний учащихся о предложении.
  2. Работа с деформированным предложением.
  3. Определение количества слов в предложении, работа со схемой предложения.
4. Предлоги

1

  1. Закрепление представлений о предлоге как отдельном слове.
  2. Работа с графическим обозначением предлогов.
  3. Отработка навыка раздельного написания предлогов со словами.
5. Предлоги на,с

2

  1. 1.      Уточнение значения предлогов на, с.
  2. 2.      Отработка практического навыка употребления предлогов на, с в речи учащихся.
  3. 3.      Развитие пространственных представлений детей.
  4. 4.      Работа над пониманием предложно – падежных конструкций.
  5. 5.      Отработка навыка раздельного написания предлогов со словами.
6. Предлоги в, из.

2

  1. Уточнение значения предлогов в, из.
  2. Отработка практического навыка употребления предлогов в, из  в речи учащихся.
  3. Развитие пространственных представлений детей.
  4. Работа над пониманием предложно – падежных конструкций.
  5. Отработка навыка раздельного написания предлогов со словами.
7. Дифференциация предлогов на, с, в, из.

1

  1. Дифференциация значения предлогов на, с, в, из.
  2. Работа над пониманием предложно – падежных конструкций.
  3. Отработка практического навыка употребления предлогов в речи детей.
  4. Отработка навыка раздельного написания предлогов с другими словами.
  5. Развитие пространственных представлений детей.
8. Предлоги под, из – под.

1

  1. Уточнение значения предлогов под, из – под.
  2. Отработка практического навыка употребления предлогов под, из – под в речи учащихся.
  3. Развитие пространственных представлений детей.
  4. Работа над пониманием предложно – падежных конструкций.
  5. Отработка навыка раздельного написания предлогов со словами.
9. Предлоги под, из – под, над.

1

  1. 1.      Уточнение значения и дифференциация предлогов под, из – под, над.
  2. 2.      Отработка практического навыка употребления предлогов под, из – под, над в речи учащихся.
  3. 3.      Развитие пространственных представлений детей.
  4. 4.      Работа над пониманием предложно – падежных конструкций.
  5. 5.      Отработка навыка раздельного написания предлогов со словами.
10. Предлоги по, к, от.

2

  1. Уточнение значения и дифференциация предлогов по, к, от.
  2. Отработка практического навыка употребления предлогов по, к, от  в речи учащихся.
  3. Развитие пространственных представлений детей.
  4. Работа над пониманием предложно – падежных конструкций.
  5. Отработка навыка раздельного написания предлогов со словами.
11. Дифференциация предлогов

1

  1. Повторение и дифференциация значения предлогов.
  2. Работа над пониманием предложно – падежных конструкций.
  3. Работа над правильным употреблением предлогов в речи учащихся.
  4. Отработка навыка раздельного написания предлогов с о словами.
  5. Развитие пространственных представлений школьников.
12. Проверочная работа

1

Тема II. Развитие представлений  о звуковом составе слова (30 часов)
1. Звук. Гласные и согласные звуки

1

  1. Знакомство со строением артикуляционного аппарата.
  2. Участие органов артикуляции в образовании звуков.
  3. Понятие преграды при образовании звуков.
  4. Отработка практического навыка различения гласных и согласных звуков.
2. Звуки и буквы. Алфавит

1

  1. Дифференциация понятий «звук» и «буква».
  2. Соотнесение звуков с буквами.
  3. Повторение алфавита.
Гласные звуки и буквы (I ряда)

1

  1. Повторение произносительных профилей гласных звуков.
  2. Соотнесение звуков и букв, дифференциация понятий «звук» и «буква».
  3. Подбор слов с заданным гласным звуком.
3. Дифференциация гласныхО – У

1

  1. Анализ  речевых профилей звуков О — У.
  2. Дифференциация звуков в устной речи (изолированно, в слогах, словах).
  3. Дифференциация букв О – У.
4. Гласные II ряда

1

  1. Знакомство с гласными II ряда.
  2. Дифференциация понятий “звук” — “буква”.
  3. Звуковой состав гласных II ряда.
  4. Использование схематических обозначений для гласных I и II ряда.
5. Слоговой  и анализ  слов

3

  1. Дифференциация понятий «звук», «слог», «слово».
  2. Деление слов на слоги в устной речи на письме.
  3. Работа со слоговыми схемами.
  4. Определение количества и последовательности слогов в слове.
  5. Слогоделение и перенос.
6. Ударение

2

  1. Выделение ударной гласной ударного слога в слове.
  2. Работа над ритмическим оформлением слова.
  3. Соотнесение слов со схемой.
  4. Работа над смыслоразличением.
7. Ударные и безударные гласные

2

  1. Выделение безударных гласных в слове.
  2. Закрепление правил орфографии.
  3. Обогащение словаря.
8. Проверочная работа по блоку «слоговой анализ слов»

1

9. Согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки

1

  1. Уточнить представления о согласных звуках.
  2. Уточнить представления о твердых и мягких согласных.
  3. Уточнить разницу в произнесении твердых и мягких звуков.
  4. Использование цвета для обозначения твердых и мягких звуков.
  5. Дифференциация твердых и мягких звуков.
  6. Обогащение словаря.
10. Звуко – буквенный анализ слов

2

  1. Работа над определением количества звуков в слове и удержанием их последовательности устно.
  2. Работа со звуко – буквенными схемами.
  3. Работа над определением количества звуков в слове и удержанием их последовательности на письме
  4. Работа по развитию серийности движений.
  5. Развитие памяти и внимания.
11. Обозначение мягкости согласной с помощью гласных II ряда 

1

  1. Дифференциация твердых и мягких согласных.
  2. Тренировка в обозначении мягкости согласных  с помощью гласных II ряда.
  3.  Обогащение словаря.
12. Дифференциация гласных букв Ы – И

1

  1. Дифференциация понятий «звук» — «буква».
  2. Дифференциация твердых и мягких согласных.
  3. Отработка навыка обозначения мягкости согласных с помощью буквы И.
13. Дифференциация  гласных букв А – Я

1

  1. Дифференциация понятий «звук» — «буква».
  2. Дифференциация твердых и мягких согласных.
  3. Отработка навыка обозначения мягкости согласных с помощью буквы Я.
14. Дифференциация  гласных букв О – Ё

1

  1. Дифференциация понятий «звук» — «буква».
  2. Дифференциация твердых и мягких согласных.
  3. Отработка навыка обозначения мягкости согласных с помощью буквы Ё.
15. Дифференциация  гласных букв У – Ю

1

  1. Дифференциация понятий «звук» — «буква».
  2. Дифференциация твердых и мягких согласных.
  3. Отработка навыка обозначения мягкости согласных с помощью буквы Ю.
16. Дифференциация гласных Ё – Ю

1

  1. Анализ звукового состава гласных букв, выявление отличий.
  2. Работа по различению звуков О – У на слух.
  3. Работа по дифференциации букв Ё – Ю на письме (изолированно, в слогах, словах, предложениях.
  4. Подбор слов, содержащих заданную букву.
  5. Тренировка навыка письма под диктовку.
17. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь 

2

  1. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
  2. Практическое использование Ь для обозначения мягкости согласных.
  3. Развитие фонематического восприятия.
  4. Обогащение словаря.
18. Способы  обозначения мягкости согласных на письме

1

  1. Дифференциация твердых и мягких согласных.
  2. Отработка умения правильно выбирать способ обозначения мягкости согласных.
  3. Развитие фонематического восприятия.
  4. Обогащение словаря.
19. Разделительный мягкий знак

2

  1. Знакомство с разделительной функцией Ь.
  2. Звуковой состав гласных II ряда после разделительного Ь и после гласной.
  3. Звуковой анализ и синтез слов.
20. Звуко – буквенный анализ слов с гласными II ряда и мягким знаком

2

  1. Дифференциация  звуков и букв.
  2. Работа со схемами.
  3. Тренировка в определении количества звуков и букв.
  4. Обогащение словаря.
21. Проверочная работа по теме «Развитие представлений о звуковом составе слова»

1

Тема III. Развитие фонематических представлений (42 часа)
1. Звонкие и глухие согласные

1

  1. Анализ роли голосовых складок в образовании звонких и глухих согласных.
  2. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными.
  3. Использование символов для обозначения звонкости / глухости согласных.
  4. Развитие слухового  внимания.
2. Звуки С, С’

1

  1. Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
3. Звуки З, З’

1

  1. Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
4. Дифференциация З – С, З’ – С’

2

  1. Повторить понятия “звонкий” — “глухой” согласный.
  2. Уточнить различия  в произнесении и характеристиках звуков.
  3. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
  4. Работа с паронимами.
5. Звуки П – П’

1

  1. Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
6. Звуки Б – Б’

1

  1.  Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
7. Дифференциация Б – П, Б’ – П’

2

  1.  Повторить понятия “звонкий” — “глухой” согласный.
  2. Уточнить различия  в произнесении и характеристиках звуков.
  3. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
  4. Работа с паронимами.
8. Звуки Т – Т ‘

1

  1.  Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
9. Звуки Д – Д’

1

  1.  Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
10. Дифференциация Т – Д, Т’ – Д’

2

  1.  Повторить понятия “звонкий” — “глухой” согласный.
  2. Уточнить различия  в произнесении и характеристиках звуков.
  3. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
  4. Работа с паронимами.
11. Звуки К – К’

1

  1. Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
12. Звуки Г – Г’

1

  1.  Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
13. Дифференциация К – Г , К’ – Г’

2

  1. Повторить понятия “звонкий” — “глухой” согласный.
  2. Уточнить различия  в произнесении и характеристиках звуков.
  3. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
  4. Работа с паронимами.
14. Звук Ш

1

  1.  Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
15. Звук Ж

1

  1.  Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
16. Дифференциация Ш – Ж

2

  1.  Повторить понятия “звонкий” — “глухой” согласный.
  2. Уточнить различия  в произнесении и характеристиках звуков.
  3. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
  4. Работа с паронимами.
17. Звуки Ф, Ф’

1

  1. Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
18. Звуки В, В’

1

  1.  Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
  2. Дифференциация звуков в устной речи, повторение обозначения мягких и твердых согласных на письме.
  3. Дифференциация звуков  на уровне слога, слова, предложения.
19. Дифференциация В – Ф, В’ – Ф’

2

  1.  Повторить понятия “звонкий” — “глухой” согласный.
  2. Уточнить различия  в произнесении и характеристиках звуков.
  3. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
  4. Работа с паронимами.
20. Тренировочные упражнения на отработанные звуки

1

  1. Дифференциация звонких и глухих согласных.
  2. Выработка устойчивого выбора согласной при письме.
  3. Правописание звонких согласных на конце слова и перед глухой согласной.
21. Проверочная работа

1

22. Дифференциация Ч – Т’

2

  1. Уточнение характеристик звуков, установление отличий.
  2. Работа с паронимами.
  3. Дифференциация звуков на уровне слога, слова, предложения, текста.
23. Дифференциация Ч – Щ

2

  1. Уточнение характеристик звуков, установление отличий.
  2. Работа с паронимами.
  3. Дифференциация звуков на уровне слога, слова, предложения, текста.
24. Дифференциация Ц – С

2

  1. Уточнение характеристик звуков, установление отличий.
  2. Работа с паронимами.
  3. Дифференциация звуков на уровне слога, слова, предложения, текста.
25. Дифференциация С – Ш

1

  1. Уточнение характеристик звуков, установление отличий.
  2. Дифференциация звуков в устной речи.
  3. Работа с паронимами.
  4. Дифференциация звуков на уровне слога, слова, предложения, текста.
26. Дифференциация З – Ж

1

  1. Уточнение характеристик звуков, установление отличий.
  2. Дифференциация звуков в устной речи.
  3. Работа с паронимами.
  4. Дифференциация звуков на уровне слога, слова, предложения, текста.
27. Дифференциация П – Т

2

  1. Анализ элементов букв, выявление отличий.
  2. Развитие мелкой моторики.
  3. Дифференциация букв на уровне слога, слова, предложения, текста.
28. Дифференциация  Б – Д

2

  1. Анализ элементов букв, выявление отличий.
  2. Развитие мелкой моторики.
  3. Развитие зрительно – пространственных представлений.
  4. Дифференциация букв на уровне слога, слова, предложения, текста.
29. Дифференциация И – У

2

  1. Анализ элементов букв, выявление отличий.
  2. Развитие мелкой моторики.
  3. Дифференциация букв на уровне слога, слова, предложения, текста.
30. Итоговый диктант

1

Итого 90 – 120  часов за первый год обучения

 2-ой год обучения

п/п

Тема занятия

Кол – во часов, дата

Содержание работы

2 год обучения (90 – 120  часов коррекционных занятий) 1 – 15 сентября – диагностический этап (определение уровня сформированности устной речи, письма и чтения)
  Тема I: Повторение пройденного в первый год бучения (17 часов)
1. Текст, предложение, слово

1

  1. Повторение и дифференциация понятий «текст», «предложение», «слово».
  2. Повторение правил оформления границ предложения.
  3. Работа со схемами предложения.
2. Работа с деформированным текстом

4

  1. Работа над смысловой целостностью текста.
  2. Установление последовательности событий в тексте, работа над пересказом.
  3. Развитие умения  обозначать границы предложения в устной и письменной речи.
3. Гласные и согласные звуки

1

  1. Повторение материала о б образовании звуков речи.
  2. Отработка практического навыка различения гласных и согласных звуков.
  3. Уточнение и активизация словаря.
4. Звуки и буквы. Алфавит

1

  1. Дифференциация понятий «звук» и «буква».
  2. Соотнесение звуков с буквами.
  3. Повторение алфавита.
  4. Уточнение и активизация словаря.
  5. Развитие навыка ЗБА и синтеза.
5. Гласные звуки и буквы

2

  1. Повторение произносительных профилей гласных звуков.
  2. Дифференциация понятий звук и буква.
  3. Повторение материала об образовании гласных II ряда.
  4. Дифференциация гласных букв I и II ряда.
  5. Развитие навыка ЗБА и синтеза.
6. Слоговой анализ и синтез слов

2

  1. Дифференциация понятий «звук», «слог», «слово».
  2. Деление слов на слоги в устной и письменной речи. Слогообразующая роль гласных.
  3. Работа со слоговыми схемами.
  4. Слогоделение и перенос.
7. Ударение

1

  1. Выделение ударной гласной ударного слога в слове.
  2. Работа над ритмическим оформлением слова.
  3. Соотнесение слов со схемой.
  4. Работа над смыслоразличением.
8. Ударные и безударные гласные

1

  1. Выделение безударных гласных в слове.
  2. Тренировка в подборе проверочных слов.
  3.  Обогащение словаря.
  4. Развитие грамматического строя речи.
9. Твердые и мягкие согласные

1

  1. Повторить  представления о твердых и мягких согласных.
  2. Уточнить разницу в произнесении твердых и мягких звуков.
  3. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  4. Обогащение словаря.
10. Способы обозначения мягкости согласных на письме

1

  1. Дифференциация твердых и мягких согласных.
  2. Уточнение и дифференциация  способов обозначения мягкости согласных на письме.
  3. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  4. Уточнение и активизация словаря.
11. Звуко – буквенный анализ слов различной сложности

1

  1. Дифференциация понятий «звук» и «буква».
  2. Работа по определению букв и звуков в слове.
  3. Анализ случаев, когда буква не равна звуку.
12. Проверочная работа

1

Тема II. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся (4 часа)
1. Слова – приятели (синонимы)

1

  1. Уточнение лексического значения слов.
  2. Обогащение и активизация словаря.
2. Слова – неприятели (антонимы)

1

  1. Уточнение лексического значения слов.
  2. Обогащение и активизация  словаря.
3. Слова – близнецы (омонимы)

1

  1. Уточнение лексического значения слов.
  2. Обогащение и активизация словаря.
4. Многозначные слова

1

  1. Уточнение лексического значения слов.
  2. Обогащение и активизация словаря.
Тема IV:Развитие навыков словоизменения (47  часов)
1. Слова, обозначающие предмет (существительные)

1

  1. Отработка понятий  «предмет», «существительное».
  2. Отработка навыка постановки вопроса.
  3. Существительные в роли подлежащего: развитие умения находить в предложении, задавать вопрос и обозначать в схеме.
2. Одушевленные и неодушевленные существительные

2

  1. Отработка понятия «одушевленное – неодушевленное» существительное.
  2. Тренировка в постановке вопросов.
  3. Уточнение и активизация словаря.
  4. Развитие памяти и внимания.
3. Понятие рода имен существительных

1

  1. Знакомство с понятием рода имен существительных.
  2. Тренировка в подборе притяжательных прилагательных к именам существительным (игра»Жадина»).
  3. Уточнение и активизация словаря.
4. Мужской и женский род существительных

1

  1. Тренировка в практическом употребление существительных мужского и женского рода.
  2. Тренировка в определении рода имен существительных.
5. Мужской, женский  и средний  род существительных

2

  1. Знакомство с понятием среднего рода.
  2. Практическое употребление существительных мужского,  женского и среднего рода.
  3. Выделение окончаний у существительных
  4. Тренировка в определении рода имен существительных.
6. Понятие числа имен существительных

1

  1. Уточнение понятия числа имен  существительных.
  2. Формирование навыка образования продуктивных и непродуктивных  форм множественного числа.
  3. Развитие слухового и зрительного внимания.
7. Изменение существительных по числам

2

  1. Закрепление понятия числа существительных.
  2. Отработка навыка изменения существительных по числам в устной речи.
  3. Тренировка в письме под диктовку.
  4. Преодоление аграмматизмов в речи учащихся.
  5. Обогащение словаря.
8. Тренировка в определении рода и числа имен существительных

1

  1. Закрепление понятий рода и числа.
  2. Отработка навыка словоизменения существительных.
  3. Работа по преодолению аграмматизмов в самостоятельной речи учащихся.
9. Изменение существительных по падежам: именительный и винительный падеж 

 

 

 

2

  1. Знакомство с падежными формами имен существительных.
  2. Формирование навыка словоизменения, преодоление аграмматизмов в речи учащихся.
  3. Развития навыка постановки вопросов косвенных падежей.
  4. Дифференциация падежных форм.
  5. Развитие слухового внимания.
10. Работа над понимание ЛГК (В.п.)

1

  1. Развитие навыка постановки вопросов к именам существительным. Выделение главного и зависимого сова.
  2. Развитие слухового внимания.
  3. Анализ обратимых ЛГК.
  4. Работа над развитием понимания обращенной речи.
11. Изменение существительных по падежам: дательный падеж

2

  1. Знакомство с падежными формами имен существительных.
  2. Формирование навыка словоизменения, преодоление аграмматизмов в речи учащихся.
  3. Развития навыка постановки вопросов косвенных падежей.
  4. Дифференциация падежных форм.
  5. Развитие слухового внимания.
12. Дифференциация падежных форм И.п., В.п., Д.п.

1

  1. Тренировка навыка постановки вопросов к именам существительным. Определение главного и зависимого слова.
  2. Развитие слухового внимания.
  3. Анализ обратимых и необратимых ЛГК.
  4. Преодоление аграмматизмов в речи учащихся.
13. Изменение существительных по падежам: родительный падеж

2

  1. Знакомство с падежными формами имен существительных.
  2. Формирование навыка словоизменения, преодоление аграмматизмов в речи учащихся.
  3. Развития навыка постановки вопросов косвенных падежей.
  4. Дифференциация падежных форм.
  5. Развитие слухового внимания.
14. Дифференциация В.п. и Р.П.

1

  1. Тренировка навыка постановки вопросов к именам существительным. Определение главного и зависимого слова.
  2. Развитие слухового внимания.
  3. Преодоление аграмматизмов в речи учащихся.
15. Работа над понимание ЛГК (В.п., Д.п., Р.п.)

1

  1. Развитие навыка постановки вопросов к именам существительным. Выделение главного и зависимого сова.
  2. Развитие слухового внимания.
  3. Анализ обратимых ЛГК.
  4. Работа над развитием понимания обращенной речи.
16. Изменение существительных по падежам: творительный падеж

2

  1. Знакомство с падежными формами имен существительных.
  2. Формирование навыка словоизменения, преодоление аграмматизмов в речи учащихся.
  3. Развития навыка постановки вопросов косвенных падежей.
  4. Дифференциация падежных форм.
  5. Развитие слухового внимания.
17. Работа над понимание ЛГК (Т.п)

2

  1. Развитие навыка постановки вопросов к именам существительным. Выделение главного и зависимого сова.
  2. Развитие слухового внимания.
  3. Анализ обратимых ЛГК.
  4. Работа над развитием понимания обращенной речи.
18. Изменение существительных по падежам: предложный падеж

2

  1. Знакомство с падежными формами имен существительных.
  2. Формирование навыка словоизменения, преодоление аграмматизмов в речи учащихся.
  3. Развития навыка постановки вопросов косвенных падежей.
  4. Дифференциация падежных форм.
  5. Развитие слухового внимания.
19. Работа над понимание предложно – падежных конструкций

2

  1. Развитие навыка постановки вопросов к именам существительным. Выделение главного и зависимого сова.
  2. Развитие слухового внимания.
  3. Анализ предложно – падежных конструкций.
  4. Работа над развитием понимания обращенной речи.
20. Слова, обозначающие действие предмета действия (глагол)

2

  1. Знакомство с действиями предметов.
  2. Тренировка в постановке вопроса к глаголам.
  3. Подбор действия к предмету.
  4. Соотнесение слов, обозначающих действия, с графической схемой.
  5. Закрепление понятия “главные члены предложения”
21. Согласование глаголов и существительных в числе

2

  1. Работа по словоизменению.
  2. Преодоление аграмматизмов в речи учащихся.
  3. Обогащение словаря.
22. Согласование глаголов и существительных во времени

3

  1. Знакомство с категорией времени.
  2. Тренировка  навыка постановки вопроса к глаголам.
  3. Развитие навыка словоизменения.
  4. Преодоление аграмматизмов в речи учащихся
23. Неопределенная форма глагола

1

  1. Знакомство с понятием неопределенная форма.
  2. Тренировка навыка постановки вопроса
  3. Тренировка в подборе действий (актуализация глагольного словаря)
24. Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде

2

  1. Повторение категории времени глагола.
  2. Развитие навыка изменять глаголы по временам.
  3. Развитее умения находить глаголы прошедшего времени. Определять у него род.
  4. Преодоление аграмматизмов в устной и письменной речи детей.
25. Слова, обозначающие признаки предмета  (имя прилагательное) 

 

 

1

  1. Знакомство со словами – признаками.
  2. Тренировка в постановке вопроса к словам – признакам.
  3. Обогащение словаря.
  4. Практический опыт подбора признаков к предметам.
  5. Работа над синонимами и антонимами
  6. Составление рассказа описания.
26. Согласование прилагательных с существительными  в числе

2

  1. Работа по словоизменению прилагательных.
  2. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
  3. Преодоление аграмматизмов в устной речи учащихся.
  4. Преодоление аграматизмов в письменной речи учащихся.
  1. Обогащение словаря.
27. Согласование прилагательных с существительными в  роде

2

  1. Работа по словоизменению прилагательных.
  2. Согласование прилагательных с существительными по роду.
  3. Преодоление аграмматизмов в устной речи учащихся.
  4. Написание окончаний прилагательных в зависимости от рода.
  1. Обогащение словаря.
28. Тренировка в написании  окончаний прилагательных

2

  1. Работа по словоизменению прилагательных.
  2. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
  3. Преодоление аграмматизмов в устной речи учащихся.
  4. Преодоление аграматизмов в письменной речи учащихся.
  5. Обогащение словаря.
29. Проверочная работа

1

  Тема II. Развитие навыков словообразования (28 часа)
1. Родственные слова

2

  1. Знакомство с понятием «родственные слова»
  2. Подбор родственных слов
  3. Знакомство с однокоренными словами
  4. Дифференциация родственных и однокоренных слов.
  5. Расширение   и уточнение словаря.
2. Корень слова

3

  1. Знакомство с понятием «корень»
  2. Формирование навыка выделения корня и подбора родственных и однокоренных слов.
  3. Дифференциация родственных и однокоренных слов.
  4. Правописание родственных и однокоренных слов.
3. Правописание безударных гласных в корне слова

2

  1. Тренировка в подборе однокоренных слов.
  2. Формирование предпосылок к усвоению темы «безударные гласные».
4. Сложные слова

2

  1. Выделение корней в сложных словах.
  2. Образование сложных слов.
  3. Правописание сложных слов (соединительные гласные О, Е).

 

5. Приставка

1

  1. Знакомство с понятием «приставка»
  2. Тренировка в нахождении приставки в словах.
  3. Графическое изображение приставки.
  4. Образование слов с помощью приставки.
  5. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.
6. Приставки пространственного значения

2

  1. Уточнение значения приставок.
  2. Тренировка в нахождении приставки в словах.
  3. Графическое изображение приставки.
  4. Образование слов с помощью приставки.
  5. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.
7. Приставки временного значения

2

  1. Уточнение значения приставок.
  2. Тренировка в нахождении приставки в словах.
  3. Графическое изображение приставки.
  4. Образование слов с помощью приставки.
  5. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.
8. Правописание слов с разделительным твердым знаком.

1

  1. Тренировка в выделении приставок.
  2. Тренировка в написании слов с разделительным твердым знаком.
  3. Дифференцированное написание слов с разделительным твердым и мягким знаком.
9. Дифференциация предлогов и приставок

2

  1. Уточнение понятий «предлог» и «приставка».
  2. Тренировка в написании  предлогов и приставок.
10. Суффикс

2

  1. Знакомство с понятием «суффикс»
  2. Тренировка в нахождении суффикса и его графическим обозначением.
  3. Уточнение значения суффиксов.
  4. Образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательного суффикса
  5. Образование названий профессй
11. Суффиксы, указывающие на величину предметов

2

  1. Тренировка в выделении суффиксов.
  2. Тренировка в образовании слов с помощью суффиксов.
  3. Уточнение лексического значения слов.
12. Суффиксы прилагательных

2

  1. Тренировка в выделении суффиксов.
  2. Тренировка в образовании слов с помощью суффиксов.
  3. Уточнение лексического значения слов. Обогащение словаря.
13. Суффиксы профессий

2

  1. Тренировка в выделении суффиксов.
  2. Тренировка в образовании слов с помощью суффиксов.
  3. Уточнение лексического значения слов. Обогащение словаря.
14. Морфологический состав слова

2

  1. Закреплений знаний о корне, приставке и суффиксе.
  2. Тренировка в словообразовании.
  3. Тренировка в морфемном разборе слов.
  4. Пополнение и уточнение словаря.
15. Проверочная работа

1

Тема V. Развитие представлений о предложении и тексте (24 часа)
1. Структура предложения

4

  1. Определение количества и последовательности слов в предложении.
  2. Выделение главных членов предложения.
  3. Распространение предложений.
2. Связь слов в предложении

4

  1. Тренировка в правильном согласовании слов в предложении.
  2. Тренировка в постановке вопросов к словам.
  3. Работа над пониманием логико – грамматических и предложно – падежных конструкций.
3. Обучение письменному ответу на вопросы

2

  1. Работа над пониманием обращенной речи.
  2. Работа над структурой предложения.
  3. Тренировка в оформлении предложений на письме.
4. Работа с деформированным текстом

3

  1. Отработка умения устанавливать смысловые  и причинно – следственные связи между предложениями.
  2. Работа над составлением плана пересказа.
  3. Практические тренировки в составлении пересказа.
  4. Оформление границ предложения в устной и письменной речи.
5. Работа над изложением

5

  1. Работа по делению текста на части и озаглавливание их.
  2. Тренировка в составлении плана изложения.
  3. Написание изложения по плану.
  4. Развитие лексико – грамматической системы язвка.
6. Работа над сочинением

5

  1. Работа по составлению плана рассказа.
  2. Тренировка в выделении опорных слов.
  3. Тренировка в написании разных типов текстов (сочинение – повествование, сочинение – описание, сочинение – рассуждение)
7. Проверочная работа

1

Итого: 120 часов за год

Бабанина Юлия Викторовна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 272,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Планирование Метки: 

Сейчас читают:

Дисграфия у детей с ринолалией Дисграфия у детей с ринолалией
Нарушения письменной речи младших школьников Нарушения письменной речи младших школьников
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм
Методическая разработка: «Педагогическая мастерская по коррекции дизорфографии» Методическая разработка: «Педагогическая мастерская по коррекции дизорфографии»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.