Данное занятие по автоматизации звука [Р] предназначено для старшей логопедической группы. На этом занятии используются разные методы, направленные на закрепление звука [Р] в слогах и словах, также задания с опорой на различные анализаторы (слуховые, зрительные и т.д.) и на развитие высших психических функций. Структура логопедического занятия выдержана и соответствует цели и типу занятия.
Тема: Автоматизация звука Р.
Цель: Автоматизация звука Р в слогах и словах.
Задачи:
Образовательные:
- формирование практических умений и навыков пользоваться исправленным звуком в речи;
- уточнение и расширение словарного запаса;
- формирование навыков распознавания места в звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
- автоматизация звука Р в слогах, словах;
- развитие речевого дыхания;
- развитие фонематического слуха;
- развитие мелкой моторики;
- улучшение общей моторики и координации движения.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание сочувствия к окружающим;
- коррекция личности в целом.
Оборудование: зеркала, перышки черного цвета, письмо с заданиями, коробочка с бусинками, мяч, 2 корзины с красной и синей лентами, грибочки с картинками, Красная шапочка (которая не умеет произносить звук Р). Ворон.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. У вас так блестят глазки. Вижу, вы меня сегодня порадуете.
Слышится плач девочки.
- Ой, ребята, а кто это плачет?
Красная шапочка:
- Это я, Красная шапочка.
- А почему ты плачешь, и где твоя красная шапочка?
Красная шапочка:
- Черный ворон украл мою шапочку и оставил письмо с заданиями. Мне нужно их выполнить и тогда он ее вернет. Но я не могу их выполнить одна, и еще я не умею произносить звук Р.
- Звук Р. А мы умеем и тебя научим, правда, ребята? Для начала необходимо подготовить и размять наш язычок.
2. Основной момент.
Артикуляционная гимнастика: Улыбочка, Трубочка, Индюк, Лошадка, Маляр.
- Давай, Красная шапочка, откроем письмо с заданиями и посмотрим, чем мы можем тебе помочь?
Красная шапочка:
- Первое задание: нужно почистить перышки черного ворона. Их так много! Я одна не справлюсь, вы мне поможете?
Дыхательная гимнастика: «Чистим перышки».
Красная шапочка:
- Ребята, а теперь нужно отгадать загадки.
- Ой, это легкое задание. Наши дети любят отгадывать загадки, правда, ребята?
- Ну, тогда слушайте.
Загадки:
1. На суку таится «кошка»,
Но она совсем не крошка!
И нельзя сказать ей: «Брысь».
Потому что это …
(Рысь)
2. Есть копыта и рога,
Летом ходит на луга.
Чтобы были все здоровы,
Молоко дают …
(Коровы)
3. Звери гибкие и усатые,
С головы до хвоста полосатые,
Нельзя затевать с ними игры.
Опасны зубастые …
(Тигры)
4. Есть на речке лесоруб в серебристо-белой шубе,
Из деревьев веток, глины строит прочные плотины.
(Бобр)
- Ребята, послушайте слова-отгадки. Какой звук я выделяю? Скажите, в слове рысь звук Р стоит в начале, середине или в конце слова? (корова, тигры, бобр).
- Давайте порычим, как тигры. (тихо, громко).
- Для того, чтобы чисто говорить звук Р, нужно произносить чистоговорки.
Ра-ра-ра — вот нора,
Ро-ро-ро – из него торчит перо.
Ры-ры-ры — может, это комары?
Ыр-ыр-ыр — может, мыши ели сыр?
Ур-ур-ур- это щенок гоняет кур.
- Все загадки ворона мы отгадали, теперь немного отдохнем, поиграем и узнаем, а много ли слов мы знаем со звуком Р.
Игра с мячом.
Красная шапочка:
- А я тоже знаю одну игру.
- Какую? Может быть мы ее тоже знаем.
Красная шапочка:
- Она называется «Будь внимательным».
- Ребята, вы такую игру знаете? Сыграем?
Игра «Будь внимательным».
Красная шапочка:
- Смотрите, черный ворон прислал посылку, и в ней лежат какие-то бусинки. Для чего они, не пойму?
- Этот ворон хочет нас запутать, но у него ничего не получиться. Ребята, вы же знаете, что нужно с ними делать?
- Конечно, мы такими же бусинками разминаем пальчики и ладошки.
Пальчиковая гимнастика «Бусинки-горошки».
Красная шапочка:
- Последнее задание: собрать грибочки в корзинки.
- На грибочках есть рисунки. В названиях которых есть звук Р, собираем в корзинку с красной ленточкой, в названиях которых нет звука Р, вы собираете в корзинку с синей ленточкой.
Влетает черный ворон.
Черный ворон:
- Кар, кар, кар. (Отдает шапочку и улетает).
Красная шапочка:
- Моя красная шапочка! Черный ворон мне ее вернул. Ребята, я могу произносить звук Р. (рычит) Ура! Спасибо, спасибо, вы мне очень помогли. Я побежала к бабушке, до скорой встречи.
3. Рефлексия.
- Вам понравилось наше занятие? Какой звук мы сегодня повторяли и закрепляли? Вы сегодня молодцы, и за то, что помогли Красной шапочке вернуть ее шапочку, за то, что научили ее произносить звук Р, я вам вручаю медальоны, на которых изображен звук Р.
Дондокова Ирина Баторовна,
учитель-логопед,
МДОУ «Агинсикий детский сад «Туяа»,
Забайкальский край, п. Агинское