Конспект подгруппового логопедического занятия в 3 классе по теме «Гласные, согласные звуки и буквы»

Аннотация: Данное занятие по теме «Гласные, согласные звуки и буквы» рассчитано на учащихся 3 класса, имеющих НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи). Целью данного занятия является обобщение и закрепление знаний детей о гласных и согласных звуках и буквах. Задачи направлены на развитие навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание, воспитание интереса к предмету.

Занятие соответствует программным требованиям, построено с учётом полученных знаний на предыдущих занятиях и ориентировано на будущую работу.

Игровая форма занятия мотивирует учащихся к выполнению заданий и тем самым позволяет учащимся быть активными на протяжении всего занятия.

Конспект подгруппового логопедического занятия в 3 классе.

Тема: Гласные, согласные звуки и буквы.

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о гласных и согласных звуках и буквах.

Задачи:

Образовательная:

  • Закреплять знание норм фонетики и орфографии.

Коррекционно-развивающая:

  • Развивать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза в игровых ситуациях, слуховое и зрительное внимание.

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: тетради, ручки, предметные картинки животных, карточки со словами в которых пропущены буквы.

Ход урока:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент. - Здравствуйте. Сядет тот, у кого тетрадь лежит в правом верхнем углу  парты, в правом нижнем углу парты, в левом верхнем углу парты.
2. Введение в тему. Послушайте внимательно.- Его  не видно,

В руки не взять,

Но, если услышишь,

Можно написать.

- Отгадайте загадку и скажите, о чем будем говорить на уроке? Сегодня вы с Почемучкой отправитесь в путешествие по городам слов, в которых живут гласные, согласные звуки и буквы.

- Сейчас откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число.

«Звук  и буква», значит, будем говорить о звуках. 
3. Актуализация знаний. - Почемучка предлагает вспомнить, какие звуки бывают.- В чём отличие гласных звуков от согласных? - Называют, какие бывают звуки.- Называют, в чём отличая гласных и согласных по (способу образования).
4. Основной этап урока. 1. Вот мы пришли в город слов. Но что же мы видим? Одни согласные буквы, нет ни одного слова!  В этом городе был Звукоед. Он так напугал гласные буквы, что они сбежали из слов. Верни их обратно в слова.д …м (у, о,  ы, е)     м…л (е, ы, а, и)

п …л (у, а, и, е, о)   с…н (о, а, ы, у, и)

2. Почемучка задаёт вопросы.

а) Сколько гласных букв? Назовите.

б) Сколько гласных звуков? Произнесите.

в) Почему гласных звуков меньше, чем гласных букв.

 

3 Что здесь произошло? Какие буквы напугал Звукоед в этих словах? Допишите букву, чтобы получилось слово:

Сы…, ко…, ма…, лу…, ле…, ра…, …вери., …раски., …лива., …лава.

 

Почемучка снова задает вопросы.

-Сколько согласных букв в русском языке.

-А сколько согласных звуков в русском языке ? Больше или меньше, чем букв?

Почему?

 

- Дом, дым.    Мел, мыл.- Пил, пел.      Сон, сын.

 

 

 

-   называют 10 гласных букв.

-  называют 6 гласных звуков

 

 

- потому что буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука.

Сыр, кот, мак, луг, лес, рак, двери, краски, слива, слава.

- Согласные.

 

 

- 21.

 

Больше.

Потому что есть твердые и мягкие согласные звуки.

 

 Физ. минутка. Ну вот, мы и вернули все буквы на место в слова. Пора идти дальше, а гласные буквы нас проводят.1, 2, 3, 4, 5 –

Вышли гласные гулять.

А , Е, О — шагать на месте,

У, И, Ы – подпрыгнуть вместе,

Я, Ё, Ю – наклон вправо,  наклон влево,

Буква Э — за парту  села.

 

- Что за беда, дальше нас не пропускают животные. На доске: корова, тюлень, собака леопард.- Запишите названия домашних животных в первый столбик, названия диких животных – во второй столбик. Подчеркните слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Почему звуков бывает меньше, чем букв?

- С одним из слов по выбору составьте предложение.  (устно)

-Идём дальше.

 

Корова, собака

 

Тюлень, Леопард

 

Составляют

4.- Мы зашли ещё в один город слов. Здесь проводится соревнование и нужно все слова разделить на 2 команды. Помоги разделить слова. В одну команду соберём слова в которых количество звуков и букв одинаковое, а в другую – где звуков меньше, чем букв. Прочитайте слова.  Спишите их к себе в тетрадь «в 2 столбика»,  рядом напишите количество букв и звуков, расставьте ударение.Труд(4б., 4зв.), гвоздь(6б., 5зв.), сила(4б., 4зв.), словарь(7б., 6зв.), холодильник(11б., 10зв.). 

 

5. Узнай  сколько этажей в домах, в которых живут гласные и согласные звуки и буквы.

Разделите данные слова на слоги вертикальной чертой – сколько слогов в слове, столько и этажей в доме.

 

6. Гласные играют с нами в прятки.

Выпишите слова, в которых спрятались гласные, обозначающие 2 звука

Учёба, берёза, газета, карета, ябеда, ягода, лилия, поляна

 

7. Мы пришли в город слов, в котором живут гласные и мягкие, глухие согласные звуки.

Подчеркните слова с мягкими глухими согласными звуками.

Печь, финиш, пять, песец, петь, пение, чай, сети, степь, ширь.

 

8 И последний город, который мы сегодня посетим – город гласных и  твёрдых звонких согласных.

Подчеркните слова с твёрдыми звонкими согласными звуками.

Лицо, бор, морозы, жук, жезл, лампа, магазин, добро, рога, кора, радуга.

 

 

 

 

 

Труд(4б., 4зв.), гвоздь(6б., 5зв.), сила(4б., 4зв.), словарь(7б., 6зв.), холодильник(11б., 10зв.). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ябеда, ягода

 

 

 

 

Подчеркивают слова: печь, пять петь, сети

 

 

Подчеркивают слова: бор, морозы, добро, рога

5. Итог занятия. Сможете ли вы теперь, после такого длинного путешествия ответить на все вопросы Почемучки?Что мы сегодня повторяли на уроке?

Сколько гласных букв в русском языке? Сколько гласных звуков?

Почему гласных звуков меньше, чем букв?

Сколько согласных букв? Чего больше согласных букв или звуков, почему? На какие группы мы можем разделить все согласные звуки? Когда звуков может быть меньше, чем букв? Когда звуков может быть больше, чем букв?

Какие задания у вас вызвали затруднения?

6. Оценка. Молодцы! Вы хорошо сегодня работали.

Гондарь Елена Алексеевна,
учитель-логопед,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»,
г. Салехард, ЯНАО

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.