Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе

В данном материале рассматриваются проблемы, которые возникают при работе учителя-логопеда с родителями. А так же отображены причины возникновения речевых нарушений, задачи, формы и принципы работы учителя-логопеда с родителями детей-логопатов. Предлагаю перспективное планирование работы школьного учителя-логопеда на весь учебный год.

Причины речевых нарушений у детей

С каждым годом увеличивается число детей, у которых наблюдаются речевые патологии. На консультациях родители задают вопросы о причинах их возникновения. А причиной речевых нарушений могут быть:

  • Внутриутробная патология;
  • Наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  • Неблагоприятные роды и их последствия;
  • Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  • Ребенок перенес стресс или испуг.

Рост речевых нарушений объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.

Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.

Особенности восприятия родителями речевых проблем у своих детей

Есть родители, которые не замечают у своего ребенка речевого нарушения, считают это особенностями детской речи.

В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, считают, что это «само пройдет», «в школе научат» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем. Но такие дети, особенно в школьном возрасте, могут подвергаться насмешкам со стороны сверстников, что способствует формированию таких негативных черт характера, как обидчивость, замкнутость, негативизм к речи вообще.

Часто логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Есть родители, которые не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, поэтому необходимо установить тесное сотрудничество.
Ведь формирование речи ребёнка происходит не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни.

Для логопеда очень важно грамотно и последовательно проводить работу с родителями, на протяжении всего коррекционно-образовательного процесса. Основная цель работы – добиться тесного взаимодействия учителя-логопеда с родителями для достижения успеха в коррекционной работе с детьми посредством многообразных форм совместной работы логопеда с родителями.

Задачи работы логопеда с родителями

Основными задачами работы логопеда с родителями являются:

  1. Информировать родителей о состоянии речи школьника, о негативных последствиях своевременно не устраненного речевого нарушения.
  2. Стимулировать их обращение за логопедической помощью.
  3. Вооружать родителей в процессе бесед и консультаций необходимыми знаниями и практическими умениями для домашних занятий с ребёнком.

Формы работы логопеда с семьей

Существуют устойчивые формы работы логопеда с семьей, которые в педагогике принято считать традиционными:

  • индивидуальные беседы;
  • консультации;
  • общие и групповые родительские собрания;
  • индивидуально-практические занятия с детьми в присутствии родителей;
  • наглядная пропаганда оформление педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д.;
  • анкетирование;
  • раздача памяток и буклетов для родителей.

Принципы работы логопеда с родителями

При работе с родителями логопед придерживается следующих принципов:

  • Принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу.
  • Принцип личностно-ориентированной педагогики;
  • Принцип приобщения родителей к коррекционно-педагогическому процессу через обследование, диагностику их детей.
  • Принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;
  • Принцип ведущей деятельности. В работе с родителями необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов.
  • Принцип систематической работы с ребёнком. Добиваться регулярного выполнения домашних заданий.

Только тесный контакт в работе учителя-логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений у детей, а значит и дальнейшему успешному школьному обучению.

Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе

При работе с родителями составляю перспективное планирование на весь учебный год.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда МБОУ СОШ №14 г. Кызыла с родителями на 2013-2014 учебный год.

                     Мероприятия Срок проведения
Проведение индивидуальных бесед с родителями первоклассников для сбора анамнеза. 1-15 сентября
Проведение индивидуальных бесед и консультаций для родителей со 2 по 4 классы. В течение года
Посещение родителями групповых, индивидуальных логопедических занятий. В течение года
(по желанию родителей)
Ведение индивидуальных тетрадей детей по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматических средств языка и т.д. В течение года
Проведение консультаций для родителей, дети которых не посещают логопедическую группу. В течение года
Рекомендации для родителей в виде буклетов, памяток и слоговых таблиц. В течение года
Совместная подготовка детей к дистанционным олимпиадам по русскому языку. В течение года
Участие родителей в работе ПМПК. Май
Анкеты для родителей о работе школьного логопункта. Май
Подведение итогов коррекционной работы, рекомендации на летний период. Май
Публикации на сайте логопедического кабинета. В течение года
Консультации для родителей в режиме он-лайн при помощи форума обратной связи на сайте логопедического кабинета. В течение года
Проведение тематических родительских собраний:
Родительское собрание в 1 классах на тему: «Роль логопедии в учебном процессе». Первая четверть
Родительское собрание во 2 классах на тему: «Что такое дисграфия?» Вторая четверть
Родительское собрание в1-2 классах на тему: «Кинезиологический комплекс упражнений, способствующий успеваемости школьников». В течение года (по запросу кл. руководителей)
Родительское собрание в 3 классах на тему: «Дисграфия и дислексия». Третья четверть
Родительское собрание в 1-3 классах на тему: «Речевое дыхание-основа жизни». В течение года (по запросу кл  руководителей)
Родительское собрание в 4 классах на тему: «Профилактика нарушений письменной речи» Четвёртая четверть
Родительское собрание в 1-4 классах на тему: «Особенности развития речи у мальчиков и девочек». В течение года (по запросу кл. руководителей)
Собрание для родителей будущих первоклассников. Май

 

Афанасьева Ольга Николаевна Афанасьева Ольга Николаевна,
учитель-логопед,
МБОУ СОШ №14 г. Кызыла Республики Тыва
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 4,67 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Планирование Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.