Конспект занятия по теме: «Дифференциация звуков С-З в слогах, словах, предложениях на лексическом материале «Зима»

Дифференциация звуков С-З

Данное занятие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих НВОНР (не резко выраженное общее недоразвитие речи). На занятии решаются коррекционно-развивающие, образовательные, воспитательные и здоровьесберегающие задачи. На протяжении всего занятии прослеживается интеграция образовательных областей: коррекция звукопроизношения и развития речи, речевой материал, используемый в ходе занятия, способствует развитию фонематического слуха и обогащению словарного запаса по теме: «Зима». Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. Он адресован учителям-логопедам, воспитателям, родителям.

Конспект занятия по теме: «Дифференциация звуков С-З в слогах, словах, предложениях на лексическом материале «Зима» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста).

Цель: дифференцировать звуки с-з в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

• корригировать произношение звуков с-з в слогах, словах, предложениях;
• корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
• корригировать и развивать слуховое восприятие;
• корригировать речевое дыхание;
• развивать артикуляционную моторику;
• корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук;
• развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
• развивать внимание,память, логическое мышление;
• корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу.

Образовательные:

• уточнить и расширить словарь по теме «Зима»;
• упражнять в словообразовании в подборе прилагательных к существительным;
• учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
• формировать начальные навыки чтения.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к занятиям:
• воспитывать нравственные качества.

Здоровьесберегающие:

• планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
• соблюдать правильную посадку детей;
• способствовать созданию благоприятного психологического климата;
• соблюдать режим охраны зрения;
• чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: компьютерная программа: «Комфорт – Лого» с изображением зимнего пейзажа; тетради; картинки с изображением символов звуков «с» и «з»; предметные картинки для артикуляционной гимнастики; индивидуальные зеркала; картинки с изображением диких животных; предметные картинки к теме «Зима»; сюжетная картина с изображением жилищ животных; сюжетная картина «Лесная школа»; предметные картинки со звуками «с» и «з»; игрушка «Дед Мороз».

Ход занятия

Этапы и виды

работы на этапе

Деятельность

педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I.Оргмомент.Психогимнастика. Педагог просит детей вспомнить время года.Показать, как они замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Изобразить, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга, всем тяжело. Дети выполняют. Создать положительный настрой и расположить детей к занятию.
II.1Проверка домашнего задания Педагог просит детей произносить пары слогов. За каждую правильно произнесенную пару слогов ставит мини-печать в тетрадь ребенка Дети поочередно произносят слоги. Выяснить, насколько сформировано произношение звуков с-з в слогах, отличающихся одним звуком.
Артикуляционная гимнастика. Логопед сообщает, что в лесу он встретил зайчика и демонстрирует игрушку. Предлагает показать зайке упражнения с язычком. Дети выполняют упражнения («Часики», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим нижние зубки», «Конфетка» и т.д. (контроль через индивидуальные зеркала). Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков с,з.
II.2Актуализация знаний. Д/и «Отгадай, о каком времени года мы будем говорить…» (комп. программа «Комфорт-лого»). Педагог предлагает детям рассмотреть изображение зимнего пейзажа на мониторе компьютера, отгадать, какое время года изображено на экране. Дети отгадывают, что изображено на экране компьютера. Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию. Актуализировать знания по теме занятия.
II.3Изучение нового материала. Сообщение темы занятия. Педагог сообщает детям, что сегодня на занятии они отправятся в зимний лес, где будут продолжать учиться правильно произносить и различать звуки с-з. Дети вспоминают, как правильно произнести звуки с-з. Уточняется правильное положение языка при произношении звуков с-з.
Д/и «Подбери признаки». Педагог предлагает детям придумать как можно больше слов, отвечающих на вопрос  какой?,какая? ,какие? ,по теме «Зима» к словам: снег, зима, мороз, ветер, лед, деревья, дни и т.д. Дети вспоминают основные признаки зимы. Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением
Дыхательное упражнение «Греем руки». Педагог предлагает детям дуть на ладошки, меняя силу выдоха. Дети выполняют упражнение. Формировать правильный выдох.
Д/у «Скажи ласково». Педагог предлагает детям подобрать ласковые слова к теме «Зима» (каким словом можно ласково назвать зиму, снег, лед, ветер, мороз и т.д.).Уточняется значение слова «снегопад». Дети подбирают слова. Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением. Обогащать словарный запас.
Игра « Будь внимательным». Педагог произносит слова со звуками с-з : собака, зонт, лиса, ваза, роза, коса, санки, коза, сом, замок, сова и т.д. Дети выполняют задание. На слово со звуком «с» -поднимают картинку с изображением насоса ( символ звука «с»). На слово со звуком «з»- поднимают картинку с изображением комара ( символ звука «з»).  Формировать умение различать на слух звуки с-з.
II.4Закрепление изученного материала. Д/и «Кто спит зимой?». Педагог вывешивает картину с жилищами животных, к которым прикреплены прозрачные кармашки. Далее читает  стихотворение В. Степанова «Кто зимой спит?». Дети вспоминают, как животные готовятся к зиме, как называются теплые и уютные домики, в которых они спят до весны и о животных, которые  не впадают в спячку. По ходу чтения стихотворения дети вставляют в прозрачные кармашки животных ( к берлоге – медведя, к норке – барсука и т.д. ). Расширять словарный запас по теме занятия. Развивать зрительно-пространственную ориентировку.
Пальчиковая гимнастика «Снежок». Логопед предлагает детям выполнить упражнение пальчиковой гимнастики. Дети выполняют упражнение в соответствии с текстом. Развивать мелкую моторику
Динамическая пауза « Лепим снеговика». Логопед предлагает детям выполнять движения в соответствии с текстом. Дети выполняют движения вместе с педагогом. Закрепить правильное произношение и различение звуков с-з,. Развивать общую моторику, координировать речь с движением.
Д/и «Угадай слово». Логопед вывешивает на доску сюжетную картинку с изображением лесных животных, сидящих за партами. Сообщает детям о том, что они вместе отправятся в « Лесную школу»,чтобы помочь животным выполнить задание. Педагог читает слова, пропуская первый звук. Дети добавляют пропущенный звук ( «с» или «з») и называют слово по слогам ( на каждый слог делают хлопок ). Проверить навык  сформированности  различения на слух звуков с,з. в словах.
Д/и «Составь слог». Логопед выставляет на доску картину с изображением леса. На картину прикрепляются гласные звуки ( на пеньке – буква «А» , на сугробе – буква «О» , на полянке – буква «У» и т.д.).Педагог рассказывает детям о том, что буквы «С» и «З» любили гулять по лесу и встречались с гласными буквами. Логопед подставляет буквы «С» и «З» к гласным буквам. Дети составляют слоги. Формировать начальный навык чтения. Закрепить правильное произношение звуков в процессе чтения.
Зрительная гимнастика «Заяц». Логопед читает стихотворение. Дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом. Соблюдать режим охраны зрения.
II. 5Контроль знаний и умений. Д/и «Подарки от деда Мороза». Педагог рассказывает детям историю о том, как дед Мороз нес подарки для лисы и зайца. В мешке они перепутались. Дед Мороз просит ребят помочь ему выбрать подарки для лисы и зайца. Дети выполняют задание. Для лисы -выбирают картинки  со звуком «с», а для зайца – со звуком «з». Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков с-з.
III. 1Итог занятия. Педагог предлагает детям вспомнить, что они посетили на занятии, какие звуки учились различать сегодня. Дети называют звуки, уточняют правильную артикуляцию звуков с-з. Обобщить тему занятия. Развивать память.
Оценка деятельности детей. Затем педагог оценивает работу детей и дарит всем картинки с изображением диких животных на память о прогулке по зимнему лесу.
III. 2 Домашнее задание. Логопед предлагает детям контролировать произношение звуков с, з (прятать язычок за нижние зубки ) в слогах, словах и предложениях. Дети получают домашнее задание. Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.

Косоротова Ирина Борисовна,
учитель-логопед,
МКДОУ д/с «Сказка»,
г. Тайшет, Иркутская область

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями
Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ
Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]« Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]«
Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков» Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.