Интегративные подходы в художественной культуре для оптимизации процесса логопедического воздействия

Интегрированные логопедические занятияПри стремительном развитии инклюзивных тенденций в образовании пришло то время, когда учителю-логопеду приходится оказывать коррекционно-речевую помощь детям с сенсорными, двигательными, интеллектуальными, комплексными дефектами. Необходим поиск универсальных методов и приемов, отвечающих современным требованиям коррекционно-педагогической работы.

Удачно и эффективно использовать интегрированные логопедические занятия. Комплексный интеграрованный подход, гибкое применение здоровьесберегающих, игровых и инновационных психолого-педагогических технологий помогут обеспечить высокие результаты в коррекции речи. Взаимосвязь разных видов искусств играет важную роль в становлении полноценной личности детей с нарушениями речи.

О художественном образовании и творчестве на логопедических занятиях

Художественное образование играет важную роль в становлении полноценной личности ребенка, в развитии его способностей.

«Творчество, как универсальный способ самопознания (интеграция деятельности и личностно – ориентированного подходов в педагогике искусства)» говорит, что «эстетическая деятельность человека универсальна. В ней человек выражает свое отношение к окружающему миру и самому себе как уникальной частице мироздания.

Эстетическое освоение мира человеком опирается на все многообразие эстетических свойств деятельности.

Один из путей познания мира через самопознание – художественное творчество. Особенности психического развития детей благоприятствуют процессу творчества, как в сфере познания, так и в художественной деятельности».

Поэтому разработаны и внедряются в образовательный процесс инновационные технологии. Их основой стала интеграция содержания образования, способная сформировать у дошкольников универсальные и одновременно мобильные знания посредством развития в тесной взаимосвязи интеллектуальной, когнитивной и творческой сторон человеческой личности.

Эти изменения отражены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образование, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ 23 ноября 2009г. № 655, в котором изложено принципиально новое в содержании дошкольного образования: обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам, и прежде всего принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Особенно важно использовать такие занятия для детей в коррекционных группах, где возможно осваивать содержание различных разделов программы параллельно, что позволит сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Использование различных областей художественного образования на логопедических занятиях дает возможность поддерживать внимание воспитанников, проводить коррекционную работу на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

«Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»,- говорил немецкий философ Г. Гегель. Правомерность этого суждения особенно понятна тем специалистам, для которых работа над речью, а точнее ее звучанием, осмысленностью, соответствием форм и содержания – и составляет ядро профессиональной деятельности.

Реалии повседневной жизни все чаще ставят перед дефектологами вопрос об их месте и роли в стремительно обновляющейся системе образования. Особенно возрастает значение работы логопедов в условиях инклюзивно-организованного обучения как относительной образовательной практики. Интегрированное обучение позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к условиям образовательного учреждения.

Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности — определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Этой проблемой занимались Т.А.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев и многие другие. Обучение связной речи детей имеет богатые традиции, заложенные в трудах Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского.

Полноценное овладение детьми-логопатами навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей, способствующих их совершенствованию. Детей необходимо приобщать к миру искусства, как средству развития монологической речи.

Искусство — одно из мощнейших средств воспитания чувств, поэтому так важно научить таких детей понимать и любить произведения живописи, литературы и музыки. Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все его виды является художественный образ, который доступен пониманию детей дошкольного возраста.

Формирование монологической связной речи и коррекция речевого дефекта у детей-логопатов невозможны без взаимодействия всех участков коррекционно–образовательного процесса.

Коррекционная работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи — весьма сложная проблема, так как у них наблюдаются нарушения всех компонентов речевой системы, позднее начало речевого развития, низкая речевая активность.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает ряд специфических особенностей. У детей задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико- пространственных представлений. Для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, страдают все виды памяти. Они отстают в развитии наглядно – образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому, используя различные виды искусств, можно говорить об эффективности коррекционной работы.

Интегрированные логопедические занятия

Разработка новой технологии интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна.

Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность, как совокупность речевых процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства:

  • жесты,
  • мимику,
  • пантомимические движения.

Как правило, дети-логопаты отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, логопеды связывают свою работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов.

Театрализованная деятельность в работе логопеда

Театральная деятельность – средство всестороннего развития личности ребенка – логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.

Можно использовать следующие виды театральной деятельности:

  • Музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
  • Художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
  • Театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной коммуникативной сферы детей с задержкой психического развития оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображения.

Развитие адаптивного процесса общения повышает эффективность коррекции: коммуникативные сферы, формирования основ образного мышления на этапе подготовки детей к процессу обучения в школе.

Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение – побуждение, обращение – вопрос, обращение — сообщение); овладение «схемой беседы», усвоение способов невербального (неречевого) общения; развитие связной диалогической речи.

Все это красноречиво свидетельствует об эффективности использования театрализованной деятельности в коррекции эмоционально – личностной, речевой, коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития.

Логоритмика

Для повышения эффективности коррекционной работы логопеды используют логоритмику, то есть сочетание музыки, движения и речи.

Г.А. Волкова впервые в нашей стране создала логопедическую ритмику как специальную науку.

Музыка — это «звучащее лекарство». А.В.Запорожец отмечал, что система движений влияет на психические процессы, а также развивает речь.

В.А. Гиляровский подчеркивал, что музыка влияет на общий тонус, моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных процессов ЦНС, активированию коры головного мозга.

«В процессе коррекционной работы логопедическая ритмика опирается на закономерности возникновения и развития патологического процесса, на те специфические методы воздействия, которые разрабатываются дефектологией в отношении лиц с психическими и речевыми расстройствами.

Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, то есть способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения.

Определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма человека (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально- положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма».

Система логоритмических средств варьируется на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребенка, коррекционных задач каждого этапа логопедической работы.

Многообразие средств логоритмики дает возможность всем специалистам, работающим с данной категорией детей, включать эти средства в свои занятия.

Хорошо известна взаимосвязь общей и речевой моторики, которая подтверждена исследованиями многих ученых, таких как И.И.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение движений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? Известный исследователь детской речи М.М.Кольцов считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Сначала развиваются движения тонких пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».

Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук занимает важнейшее место в коррекционной работе и содержит целый комплекс мер, в которые входят:

  • разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
  • пальчиковый театр;
  • рисование разными способами: пальцами, кистью, карандашом и пр.;
  • графические упражнения;
  • лепка;
  • ручной труд, в который входят шитье, вышивание и работа в технике изонити, работа с природным материалом, бумагой или бумажная пластика, плетение.

Бумажная пластика

Дошкольная программа развития и обучения детей предусматривает работу с самыми разными материалами. Самая интересная, незаменимая, разнообразная – это работа с бумагой. Она пластична, легка в обработке, не требует больших усилий, легко режется, сгибается, образуя пластичные формы, имеет приятный для восприятия цвет, разнообразные фактуру и структуру.

Используют различные виды бумажной пластики:

  • аппликация – создание работ с помощью ножниц или путем обрывания, мозаика из резаной крошки;
  • витражи и силуэтные вырезания;
  • конструирование из бумажных полос – скручивание, выгибание;
  • папье – маше;
  • оригами- складывание листа бумаги в различных направлениях.

Все указанные виды работ хороши тем, что дают возможность ребенку работать двумя руками одновременно, тогда как в других случаях основную работу выполняет ведущая рука. А в оригами и лепке очень часто одинаковые движения выполняют обе руки, что, безусловно, положительно влияет на развитие моторики рук, так и на мозговую деятельность и соответственно на развитие речи.

Специалисты-медики считают, что занятия оригами и лепкой позволяют полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга.

Комплекс ритмических движений на занятиях способствует развитию динамических качеств двигательного компонента:

  • выполнению симметричных и асимметричных движений,
  • переключению с одного действия на другое,
  • динамической координации.

Занятия оригами и лепкой очень нравятся детям, потому что это похоже на чудо.

Кружковая работа по развитию ручной умелости

Одна из интереснейших форм занятий логопеда с дошкольниками в этом направлении может быть кружковая работа по развитию ручной умелости.

Учитель – логопед выступает в этой совместной деятельности в новом качестве, казалось бы, не присущем ему, — решает задачи изодеятельности и конструирования. Очень тонко, ненавязчиво, в интересной, занимательной форме он общается с детьми, рука в руку, опираясь на ведущую деятельность ребенка – экспериментирование и игру.

При этом решаются речевые задачи: пополняется словарный запас ребенка, развиваются грамматический строй, связная речь, автоматизируются поставленные звуки.

Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей в группы по интересам, их умению взаимодействовать между собой.

Логопеды часто используют работу с бумагой и пластилином не только в кружковой работе, но и на занятиях, например при закреплении лексических тем или при знакомстве с буквой.

Игры с песком

Многим логопедам нравится такой способ креативной терапии, как рисование на песке, игры с песком.

Взаимодействие с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее.

Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики, можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать сои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Таким образом, элементы рисования, лепка, аппликации, оригами и др. способствуют не только развитию мелкой моторики, но и скоординированности речи и движения, формированию правильно произношения, общих речевых навыков, связной речи и словаря.

Книга своими руками

Владея ножницами и бумагой, можно предложить детям сделать книжку своими руками. При работе по изготовлению книжки интегрируются умения детей по развитию речи, подготовке к обучению грамоте, знания по ознакомлению с окружающим, продуктивной деятельности.

Создаются условия для подготовки детей к школе:

  • накапливается словарный запас,
  • развивается связная речь,
  • совершенствуются навыки словообразования,
  • уделяется внимание звукопроизношению,
  • фонематическому слуху,
  • формируется мотивация чтения и грамотности письма.

А мы знаем, что любовь к художественной литературе формируется с детства, и это очень важно для формирования полноценной личности.

Использование картин на логопедических занятиях

Ни один логопед не обходится на своих занятиях без помощи картин наших знаменитых художников В. Васнецова, Шишкина, Брюллова и многих других.

Произведения художников учат фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание создать самим что-то красивое. Так зарождается творчество.

Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и отражаются в содержании речи. Они учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события, объяснять выбранный художником колорит, настроение и чувства, соотнося картину с литературным произведением.

Дети обучаются составлению рассказов по пейзажной картине. Конечно, этому предшествует наблюдение за явлениями природы, сезонным изменениям, описанием природы, рассматривание произведений пейзажной живописи, беседы по содержанию картины.

Наша задача — вызвать у ребенка эмоциональное отношение к изображению для дальнейшего развития сознательных форм выразительности речи. Дети учатся подбирать сравнения, образные выражения, закрепляя и автоматизируя грамматические формы.

Взаимосвязь разных видов искусств

На протяжении многих лет детские сады сотрудничают с поэтами, композиторами, художниками нашего города, тем самым приобщая к различным видам музыкального, художественного творчества.

«В настоящее время около 70% дошкольных учреждений Энгельсского района сотрудничают с Краеведческим музеем. Методисты УМЦ решили сотрудничать со специалистами Краеведческого музея г. Энгельса. Возникла новая идея – объединить усилия музейных сотрудников и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. Так возник клуб «Музейка».

Это совместная проектная и творческая деятельность, направленная на решение вопросов воспитания культурного развития личности и выявление творческих способностей ребенка».

Сотрудничество (в разных формах) ДОУ и семей воспитанников позволяет установить взаимопонимание, взаимоуважение, проникновение в проблемы сада и семьи по вопросам развития ребенка. А это очень важно особенно в коррекционной работе.

Каким бы ни было нарушение речи, оно всегда уникально, как уникален и неповторим каждый человек. Зрелому мастеру – логопеду каждый раз, как неопытному студенту, приходится удивляться разнообразию проявлений, легкости, или же, напротив, трудности его преодоления, коллизиям коррекционного процесса в каждом отдельно взятом случае.

Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации, используя интегративные подходы в художественной культуре — вот задачи, стоящие на данном этапе развития нашей науки перед каждым логопедом- практиком.

Взаимосвязь разных видов искусств и каждый вид искусства в отдельности углубляют необходимые и неожиданные ассоциации, помогают понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа, что является важнейшим звеном в цепи коррекционной работы.

Грудинская Валентина Николаевна,
учитель-логопед I категории МБОУ «СОШ№15»,
г. Энгельс Саратовской обл.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.