Факторы, влияющие на качество проведения логопедических занятий у пациентов с очаговыми поражениями головного мозга

Логопедические занятия при очаговых поражениях головного мозгаПродолжаем обмен опытом — опишем основные факторы, влияющие на качество проведения логопедических занятий у пациентов с очаговыми поражениями головного мозга.

Важную роль в качестве проведения логопедических занятий играет состояние полости рта пациентов.

У ослабленных больных в полости рта скапливаются разнообразные микроорганизмы которые могут вызвать гнойные поражения слизистой оболочки полости рта, сопровождающееся неприятным запахом и воспалением, которое ослабляют больного еще больше и затрудняют проведение полноценного массажа и гимнастики.

В целях профилактики подобных нарушений в нашем отделении мы уделяем внимание санации полости рта, непосредственно перед или во время логопедического занятия, считая этот момент важным аспектом реабилитации. Во время этих манипуляций реализуются тактильные ощущения, автоматизированные навыки и не менее важно, гигиена.

Поэтому больным перенесшим инсульт, инфаркт мозга, необходимо ежедневно обрабатывать полость рта.

Если больной не в состоянии самостоятельно чистить зубы, их можно протирать зажатым в пинцете, зажиме, корнцанге ватным марлевым шариком, смоченным в растворе соды (треть чайной ложки соды на стакан воды). Желательно протирать каждый зуб со всех сторон, особенно тщательно у шейки, стараясь ни в коем случае не травмировать ткани, и в местах наиболее требующих чистки.

При обработке верхних коренных зубов нужно шпателем хорошо оттянуть щеки, чтобы не внести инфекции в вводной проток околоушной слюнной железы, расположенной на слизистой оболочке щек, на уровне задних коренных зубов.

Если пациент жалуется на постоянную сухость во рту, необходимо чаще обрабатывать язык.

Чтобы протереть язык, нужно, обернув его марлевой салфеткой, вытянуть язык из полости рта и держать левой рукой, правой рукой влажным ватным шариком снять налет с его поверхности, протереть и смазать глицерином.

Для обработки языка можно использовать так же специальные широкие полукруглые щеточки с очень мягкой щетиной, специальные салфетки для чистки зубов, используемые в детской практике, и зубные пасты, которые можно не споласкивать.

Арсенал средств по уходу за языком и зубами велик. Главное, регулярно осуществлять гигиенические мероприятия.

Если после протирания потребуется промывание рта, это делаем с помощью шприца или личной спринцовки.

  • Больного усаживают или придают ему полу сидячее положение со слега наклоненной вперед головой, чтобы жидкость не попадала в дыхательные пути.
  • Шею и грудь накрываем клеенчатым фартуком, а под подбородок подставляем лоток или тазик.
  • Угол рта оттянуть шпателем аккуратно или чайной ложкой и струей жидкости под умеренным давлением промываем сначала преддверие рта, а затем и полость рта.

Для промывания используются слабые раствор соды (треть чайной ложки на стакан воды) или марганцовки (слабый раствор).

Хороши для применения растительные средства: отвар ромашки, зверобоя, шалфея или масло чайного дерева (1 капля на стакан воды). Разумеется, если пациент переносит эти травы.

Иногда у больных появляется сухость губ и трещины в углах рта, что причиняет боль при открывании рта.

Для облегчения состояния выполняем ряд манипуляций:

  • на губы пациента наложить салфетку из марли, смоченной кипяченной водой,
  • смазать губы гигиенической помадой, жиром (маслом), кремом, не открывая пациенту широко рот, не дотрагиваясь до трещин, не срывая корочек.

Если у больного имеются зубные протезы, то за ними так же тщательно требуется ухаживать.

На ночь протезы обязательно снимают, промывают их с мылом и до утра хранят в чистом сухом стакане. Утром их снова промывают и одевают больному.

Через каждые 3-4 дня зубные протезы необходимо чистить специальной щеткой.

Все эти мероприятия значительно улучшают качество жизни — пребывания пациента в стационаре, в остром периоде, благоприятно отражаясь на ходе восстановительного обучения.

1) Малеева Ирина Ивановна,
логопед отделения опухолей головы и шеи
ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ, г. Москва
2) Волошина Елена Владимировна,
логопед отделения нейрохирургии ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.