Конспект фронтального логопедического занятия по фонемному анализу и синтезу слов

Тема: «Путешествие в Африку».

Фонемный анализ и синтезФонемный анализ и синтез слов (на базе лексического материала по теме «Животные жарких стран»).

Данное занятие было разработано для детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшая компенсирующая группа для детей с ОНР) и показано родителям как открытое в конце учебного года.

Очень веселое и динамичное занятие с музыкальным оформлением, в течение которого постоянно происходит смена деятельности детей, а речевой материал постепенно усложняется.

Конспект подробно прописан и адресован учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп ДОУ.

Задачи:

  1. Закрепить навыки фонемного анализа и синтеза слов типа ГНОМ и СОВЫ.
  2. Совершенствовать умение делить слова на слоги.
  3. Работать над произношением 3-х сложных слов со стечением согласных.
  4. Развивать фонематическое восприятие.

Оборудование: логопедические пеналы с наполнением для фонемного анализа, предметные картинки: слон, пума, попугай, мартышка, удав, ананас; игрушки деревянные (конструктор «Африка»), «домики-бунгало» с цифрами «1», «2», «3».

Ход занятия:

Дети под музыку выходят из спальни и строятся на ковре.

1. Организационный момент.

Психогимнастика.

Логопед: Ребята, представьте, что вы в окне увидели жирафа! Давайте удивимся? (Дети изображают удивление). А вот пасется зебра, она такая красивая! (Дети изображают восхищение). Вдруг перед нами злой крокодил – нам страшно, мы боимся! (Дети изображают испуг). А теперь мы увидели обезьянок, они кувыркаются и прыгают по деревьям. Они такие забавные, нам весело, мы смеемся! (Дети смеются).

2. Подведение к теме занятия.

Логопед: Ребята, а где живут эти животные?

Дети: (В жарких странах, в Африке…).

Логопед: Правильно. А вы хотели бы побывать в этой стране?

Дети: Да!

Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие в Африку. Готовы? Тогда за мной!

Звучит песня из кинофильма «Красная Шапочка» — «В Африке горы… »

Дети идут за логопедом и повторяют за ним движения – прыгают, показывают горы и т.д.

Логопед: Ну вот мы и на месте. Мы в густом африканском лесу – джунглях. Присядьте, пожалуйста.

Дети садятся на свои места.

3. Фонемный анализ слов.

Логопед: В джунглях нас ожидает много сюрпризов. Мы познакомимся с африканскими животными. А вот и первый из них, угадайте, кто это?

Логопед читает загадку:

У него большие уши,
Длинный хобот носит он.
Хоть силён, но добродушен,
Африканский серый … .
(Слон)

Логопед: Правильно, вы конечно его узнали!

Логопед выставляет картинку.

Логопед: Давайте разберем это слово на звуки. Откройте свои пеналы.

Логопед производит фонемный анализ слова у доски, дети выкладывают у себя на столах.

- СЛОН – это слово, обозначаем его длинной желтой полоской.

- Пропоем это слово: СЛ-ООО-Н. Сколько гласных звуков вы услышали? (один, О). А какое мы знаем правило? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов). Значит, сколько слогов в слове СЛОН? (1 слог).

- Прохлопаем слово СЛОН (хлопнули 1 раз).

- Обозначаем его 1-ой короткой желтой полоской.

- Первый звук [С] – он согласный (потому, что во рту есть преграда), глухой (наш голос «спит», не включается) и твердый (он «сердитый» ). Обозначаем его синим кружком.

- Второй звук [Л] – он согласный, звонкий и твердый.

- Третий звук [О] – он гласный (воздух выходит свободно, не встречает преграды). Обозначаем его красным кружком.

- Четвертый звук [Н] – он согласный, звонкий и твердый.

- Всего в слове СЛОН 4 звука: С, Л, О, Н (дети называют каждый звук и показывают пальчиком соответствующий кружок):

Логопед проходит по группе и проверяет, как дети выполнили задание на местах.

Логопед: Вы никого больше не видите? Может, животные прячутся от нас? Давайте их поищем. Ну-ка, загляните в ящики столов.

Дети достают деревянные фигурки животных.

4. Деление слов на слоги.

На ковре стоят 3 домика с цифрами «1», «2», «3».

Логопед: Назовите все своих животных. (Жираф, бегемот, зебра, тигр, слон…).

- В джунглях пошел сильный дождь. Давайте спрячем животных в домиках. На поляне у нас есть три домика. Цифры на них — это количество слогов в слове. Разделите слова на слоги и спрячьте животное в свой домик пока я досчитаю до 10-ти. Раз, ….

Звучит веселая музыка. Дети кладут свои игрушки в соответствующий домик.

Игрушки: слон, тигр, лев, зебра, жираф, верблюд, бегемот, крокодил, пантера.

Логопед вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания.

Логопед: Молодцы, животные в безопасности!

5. Синтез слов.

Логопед: Вдруг в джунглях подул сильный ветер, и слова рассыпались. Ребята, помогите их собрать! Я называю звуки, а вы называете слово целиком.

С-Л-О-Н (слон)

ТЬ-И-Г-Р (тигр)

Ж-Ы-Р-А-Ф (жираф)

П-А-Н-Д-А (панда).

- Молодцы, собрали все слова! А теперь посмотрите, кто это качается на деревьях?

В джунглях качели – это лианы,
Любят качаться на них….
(Обезьяны).

6. Физкультминутка.

Логопед: Давайте поиграем в обезьянок!

Игра «Мартышки» (движения по тексту, под веселую музыку).

Мы веселые мартышки
Мы играем громко слишком.
Все в ладоши хлопаем.
Все ногами топаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
И друг другу даже
Языки покажем.
Оттопырим ушки,
Хвостики — вертушки,
Пальчик поднесем ко рту,
Дружно прыгнем к потолку.
Шире рот откроем
И гримасы строим!

Логопед:

Как скажу я «раз, два, три!»,
Все с гримасами замри!
Раз! Два! Три! Замри!

Дети строят гримасы.

7. Синтез слов по первым звукам в словах.

Игра «Отгадай название животного».

Логопед выставляет картинку животного.

Логопед: Ребята, а это что за зверь?

Дети: Мы не знаем…

Логопед: Не расстраивайтесь!

Логопед прикрепляет картинки с героями мультфильма «38 попугаев»: Попугай, Удав, Мартышка, Ананас.

Логопед: Назовите первые звуки в этих словах, и вы узнаете, название этого животного.

Дети: П, У, М, А – это ПУМА!!!

Логопед: Правильно, вы молодцы!

8. Итог занятия. Оценка.

Логопед: Ну что ж, наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось?

Дети: Да!

Логопед: А где мы с вами побывали?

Дети: В Африке, в джунглях.

Логопед: Давайте вспомним, кого мы встретили?

Дети: Жирафа, слона, обезьянок, крокодила, удава, попугая, пуму…

Логопед: Вы все сегодня были внимательны и любознательны. А теперь нам пора домой. Попрощайтесь со своими новыми друзьями и в путь!

Звучит песня «По дороге с облаками». Дети идут за логопедом и машут рукой. Уходят в спальню.

Орлова Ирина Викторовна,
учитель-логопед,
ГБОУ д/с № 1565,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.