Групповое логопедическое занятие на тему: «Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений»

Работа с деформированными предложениямиМетодическая цель: Использование ИКТ как способа оптимизации процесса коррекции устной и письменной речи.

Цель: развитие связной речи на логопедическом занятии с использованием ИКТ.

Задачи:

Коррекционные:

  • формировать умение находить и исправлять речевые (логические) ошибки в предложениях;
  • формировать умение составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных вопросов;
  • формировать умение составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов;
  • учить детей употреблять в речи предложения различных синтаксических конструкций;
  • учить составлять предложения с однородными членами;
  • совершенствовать грамматический строй речи учащихся;
  • уточнить и обогатить лексику по теме «Весна»;

Развивающие:

  • развивать умение грамотно выражать свои мысли;
  • развивать интонационную выразительность речи и чёткое звукопроизношение;
  • развивать умение формулировать ответы на вопросы;
  • развивать речевую моторику и зрительное восприятие;
  • развивать высшие психические процессы: внимание, память, логическое мышление, пространственно-временные представления;

Воспитательные:

  • воспитывать желание активно работать на занятии;
  • воспитывать самоконтроль и адекватную самооценку.

Пропедевтическая работа:

разучить с учениками скороговорки о весне;
тренировать детей в редактировании деформированных предложений.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • плакат «дерево знаний»;
  • бумажные цветы;
  • индивидуальные карточки с заданием;
  • рабочие тетради;
  • ручка, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас необычный, праздничный день, к нам на занятие пришло много гостей. Присаживайтесь. Наше занятие я хочу начать со строк стихотворения Михаила Пляцковского, внимательно послушайте его:

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.

- Ребята, о каком времени года говорится в данном стихотворении?

- Давайте вспомним весенние месяцы. (Март, апрель, май)

- Какие изменения в природе происходят весной?

- И вот как раз сейчас нас ожидает такая прекрасная весенняя пора, когда деревья просыпаются ото сна. Посмотрите, такое пробуждающееся от сна дерево будет присутствовать и на нашем занятии. Но это не простое дерево, а дерево знаний, которое будет зацветать по мере правильного выполнения вами заданий по изучаемой теме.

- Сегодня мы продолжим работу с деформированными предложениями, будем их редактировать, чтобы научиться выражать свои мысли грамотно как в письменной, так и в устной речи.

2. Работа над дикцией. (Проверка домашнего задания)

Проговаривание заученной дома скороговорки про весну, с убыстрением темпа её произнесения.

- А для начала давайте проверим домашнее задание.

- Что было задано? (На дом, было задано выучить скороговорки про весну)

- Проверим, как вы справились:

1. Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.

2. Цветут весной цветы, поют весной коты.

3. «Пестренькая сойка, о весне мне спой-ка» -
Просит заинька косой – «Спой мне песню, сойка, спой!»

4. Сойка, сидя на сосне, поёт песню о весне.

5. Дождик, дождик, ты нам нужен,
Пели жабы весной в луже.

6. Громыхает весной гром, где-то в роще за бугром.

- Вы отлично справились с домашним заданием, поэтому на нашем дереве знаний появляется первый весенний цветок.

3. Составление предложений с помощью вопросов.

- А сейчас давайте посмотрим на интерактивную доску. Вам надо будет составить предложения, характеризующую весну, опираясь на вопросы и картинки. Итак:

1. Как? Светит какое? Что?

- Кто первый составит предложение?

Ярко светит лучезарное (сверкающее, полное сиянья, блеска) ласковое, тёплое, весеннее солнышко) – картинка с солнцем.

- Переходим к составлению следующего предложения:

2. Какие? Что? Что делают? На чём?

- Кто догадался?

Зёлёные, ранние листочки распускаются на веточках деревьев – картинка с распускающимися листьями.

- Посмотрим на третий слайд.

3. Какие? Что? Зацвели где?

- Кто справился?

(Красивые, яркие, весенние, ароматные цветы зацвели на лугу, на поле, на клумбе, на деревьях) – картинка с цветами.

- Далее.

4. Какие? Кто? Что делают? От куда?

- Кто ответит на этот раз?

(Перелётные птицы возвращаются из тёплых стран) - картинка с перелётными птицами.

- Составим следующее предложение:

5.Какой? Кто? Что делает? Где?

- Кто у нас ещё не отвечал?

(Озорной, маленький, шустрый воробей плещется в луже, порхает в воздухе, щебечет на дереве) – картинка с воробьём.

- И остался последний слайд, смотрим на него:

6. Какой? Кто? Что делает? Когда?

- …, теперь составь предложение ты.

(Косолапый, бурый, большой мишка просыпается весной после зимней спячки) – картинка с медведем.

- Молодцы, хорошо поработали. И вот наше дерево зацвело ещё одним цветком.

4. Работа над предложением и текстом.

- Ребятки, вот незадача, в конвертах перепутались все слова из предложений рассказа.

- Сейчас я раздам их по одному, и вы поможете мне восстановить рассказ.

- Давайте раскроем конверты.

- Чтобы наше дерево знаний зацвело ещё одним цветком, каждый из вас должен составить по одному предложению из данных слов вашего конверта.

- Все справились?

- Обратите внимание, каждый из ваших конвертов пронумерован. Цифра на конверте соответствует порядку предложений в рассказе.

- А теперь, начиная с первого предложения, зачитайте их с места.

Задание:

1. весна, края, окутала, наши, теплом. (Весна окутала теплом наши края.)

2. лед, солнышко, на, растопило, речке. (Солнышко растопило лёд на речке.)

3. ручейки, в, понеслись, речку, звонкие. (Звонкие ручейки понеслись в речку.)

4. вода, леса, луга, и, затопила, талая. (Талая вода затопила леса и луга.)

5. птицы, с, перелётные, юга, прилетели. (С юга прилетели перелётные птицы.)

6. Примеряют, летние, звери, шубки. (Звери примеряют летние шубки).

- Прочитаем получившийся рассказ. Читает…, остальные внимательно слушают.

- Давайте дадим название нашему рассказу. (Весна. Весенняя пора.)

- Мы отлично справились с заданием, и на дереве появляется третий цветочек.

5. Упражнения для профилактики зрительного утомления.

- А сейчас давайте дадим нашим глазкам отдохнуть:

Ах, как долго мы писали.
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо)
Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем (Закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим, (Мысленно нарисовать радугу перед глазами)
Вверх по радуге пойдём,
Вправо- влево повернём. (Посмотреть по дуге вверх – вправо, вверх – влево)
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись! (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

6. Редактирование простых предложений с повторяющимися словами.

- Ребята, а теперь обратимся к заметке в классной стенгазете, которую написал один мальчик.

- Прочитаем её. (Чтение вслух по цепочке).

- Читаем по цепочке по одному предложению, начинает…

На интерактивной доске:

«День рождения».

У Миши в марте месяце был день рождения. В кондитерской мама купила сладкие сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весёлым весельчаком. Мы с братом любим праздновать праздники!

- Всё ли правильно в заметке мальчика? Почему? (В некоторых предложениях повторяются слова, которые обозначают одно и то же).

- Найдите и прочитайте неправильные обороты речи.

На интерактивной доске:

«День рождения».

У Миши в марте месяце был день рождения. В кондитерской мама купиласладкие сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весёлым весельчаком. Мы с братом любим праздновать праздники!

- На интерактивной доске подчёркнуты речевые ошибки ученика.

- На ваших партах слева лежат карточки с данным текстом.

- Заметку необходимо исправить.

- Что мы для этого сделаем? (Зачеркнём повторяющиеся слова).

- Сейчас … (1 ученик) прочитает отредактированную заметку, остальные проверяют.

На интерактивной доске:

День рождения.

У Миши в марте был день рождения. В кондитерской мама купила сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весельчаком. Мы с братом любим праздники!

- Молодцы, вы справились с заданием, у меня получилось также. (Вешается цветок).

7. Физкультминутка.

- Вы, устали?

-Давайте с вами отдохнем. Встаём около своих парт, не мешая друг другу.

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, солнцу тянется! (Потягивания – руки вверх)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Помахать руками из стороны в сторону)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд)
Вправо – влево, взад – вперёд –
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо- влево, назад – вперёд)
Он их вертит, он их крутит!
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

- Вот мы и отдохнули, присаживайтесь за свои рабочие места и с новыми силами продолжаем занятие.

8.Редактирование простых предложений с повторяющимися словами. Конструирование предложений с однородными членами.

- Послушайте предложения.

Образец: Сегодня пасмурный день. Сегодня дождливый день.

- Найдите повторяющиеся слова (сегодня, день).

- Попробуем составить из двух предложений одно, исключив повторения.

Образец: Сегодня пасмурный и дождливый день.

- Опираясь на образец, вам надо будет самостоятельно составить из двух предложений одно и записать у себя в тетрадях.

1.​ По нашей улице ходят трамваи. По нашей улице ходят автобусы.

2.​ У меня есть коллекция марок. У меня есть коллекция значков.

3.​ Мы набрали много рыжиков. Мы набрали много маслят.

4.​ В нашем лесу водятся волки. В нашем лесу водятся лисы.

5.​ Мы соберём модель катера. Мы соберём модель яхты.

6.​ Малыши любят петь. Малыши любят рисовать.

- А теперь по цепочке по одному предложению, начиная с … зачитайте, что у вас получилось.

- Молодцы! И на нашем деревце распускается очередной цветок.

9. Использование синонимов для исключения повторений слов. Редактирование предложений.

- В ваших тетрадях вложены карточки с домашним заданием, достаньте их.

- Прочитайте предложения.

1.​ У тётушки была медленная походка и медленная речь. (Неторопливый)

2.​ Среди маленьких животных своими маленькими размерами отличается маленькая птичка колибри. (Микроскопический, крошечный)

3.​ Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали. (Печальный)

4.​ Весёлые ребята своими весёлыми шутками развеселили самых невесёлых старушек. (Рассмешить, мрачный, остроумный)

- Ребята, верно ли составлены данные предложения?

- Какие речевые ошибки допущены в них? (В предложениях одни и те же слова повторяются несколько раз)

- Как исправить речевые ошибки? (Необходимо подобрать слова близкие по значению).

- Как называются такие слова? (Синонимы)

- Используя слова в скобках, отредактируем предложения.

1. У тётушки была медленная походка и неторопливая речь.

2.​ Среди маленьких животных своими микроскопическими размерами отличается крошечная птичка колибри.

3.​ Грустные звуки печальной мелодии послышались вдали.

4.​ Весёлые ребята своими остроумными шутками рассмешили самых мрачных старушек.

- Домашнее задание: запишите отредактированные предложения в тетрадь.

10. Итог занятия.

- Ребята, вот мы и справились со всеми заданиями (прикрепляется последний цветок). Наше дерево преобразилось цветами ваших знаний.

- Давайте подведём итог и вспомним, что делали сегодня на занятии. (Учились редактировать деформированные предложения).

- Для чего? (чтобы научится грамотно выражать свои мысли как на письме, так и в связной речи).

- Что больше всего понравилось?

- Я хочу сказать вам спасибо за занятие.

Сейчас вы оцените свою работу на занятии, раскрасив цветок, который я вам раздам:

- Если вы считаете, что хорошо работали на занятии, были активны и заслужили оценку 5 — раскрасьте цветок красным карандашом;

- Если вы считает, что заслужили оценку 4 — раскрашивайте цветок оранжевым цветом;

- Если вы заслужили оценку 3, то цветок вам нужно закрасить жёлтым карандашом.

- Давайте посмотрим, как вы сами себя оценили. Поднимите цветочки.

- Я полностью согласна с вашими оценками.

- Урок окончен. Возьмите тетради с домашним заданием и можете пойти на перемену в ваш класс.

Основина Екатерина Юрьевна,
учитель-логопед,
МБОУ СОШ № 25, г. Орел

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 4,80 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.