Программа «Развитие речи и познавательных способностей»

Авторская педагогическая разработка (адаптационная) программа логопедических занятий «Развитие речи и познавательных способностей» для учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы-интерната. В программе присутствует пояснительная записка, содержание, календарно-тематический план на 2 года обучения.

Пояснительная записка

Актуальность программы “Развитие речи и познавательных способностей”.

У школьников с нарушением интеллекта отмечается органическое поражение коры головного мозга, что приводит к возникновению разнообразных речевых расстройств. В связи с медленно развивающимися дифференцированными условными связями в области речеслухового анализатора такие дети долго не различают звуки речи, не разграничивают слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимают речь окружающих.

Развитие моторики, в том числе и речевой, у детей с нарушением интеллекта протекает замедленно. Серьезные недостатки наблюдаются и в лексике. Словарный запас беден, ограничен обиходно-бытовой тематикой. В словаре преобладают существительные с конкретным значением. Отдельные грамматические категории совсем не употребляются или составляют в их словаре минимальный процент.

Сложно протекает и процесс овладения детьми с нарушением интеллекта синтаксической стороны речи. Отмечается малая распространенность предложений, пропуски слов и словосочетаний, необходимых для построения фразы, встречается нарушение связи слов в предложении.

Школьники с нарушением интеллекта характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, отчетливо обнаруживающимися в снижении активности познавательных процессов, особенно — словесно-логического мышления. У таких детей на уровне нервных процессов имеет место слабость замыкательной функции коры, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению. Все это создает патогенную основу для снижения познавательной активности в целом.

Таким образом, при устранении нарушений речи у школьников c интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, психопатологические особенности детей. В связи с этим развитие речи должно быть тесно связано с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

Речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит обучение речи как средству общения и сообщения. Направленное обучение детей является эффективным лишь тогда, когда оно проводится планомерно и систематически.

В процессе занятий формируются предпосылки к обучению детей родному языку — именно это составляет суть логопедической работы. Специфика работы заключается в особой подаче и форме коррекционных занятий, цель которых не дублирование классных занятий, а активизация речемыслительной деятельности ребенка.

Новизна программы

При разработке данной программы были использованы программы

  1. «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет» (С.И. Карпова, В.В.Мамаева),
  2. «Развитие речи детей с ОНР» (Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина)
  3. Учебно-методическое пособие «Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи 1- 4 класс» (М.Ю. Гаврикова), а также на основании результатов собственного обследования устной речи учащихся.

Темы, предлагаемые в этих программах, переработаны и дополнены с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся с недостатками интеллектуального развития.

Данная программа разработана для использования на логопедических занятиях, предусмотренных федеральным базисным учебным планом, и адресована учащимся начальных классов. Программа “Развитие речи и познавательных способностей” имеет нормативный срок реализации – 2 учебных года, общий объем – 136 часов, по 68 часов на каждый год, режим занятий – 2 раза в неделю.

Цель программы:

1 год обучения: способствовать формированию высших форм познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению через речевое развитие.

Задачи:

  • целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий;
  • развивать способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях;
  • научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;
  • развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию;
  • развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ;
  • развивать наглядно — образную, словесно-логическую и эмоциональную память;
  • развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

2 год обучения: развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.

Задачи:

  • развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения и текста;
  • формировать практические представления о тексте;
  • развивать умения и навыки анализировать текст;
  • формирование и развитие грамматически правильной речи;
  • формирование и развитие выразительной, связной речи;
  • обогащение словарного запаса;
  • развивать умения и навыки построения самостоятельного связного высказывания;
  • развитие познавательных процессов: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления.

Материал первого года обучения разбит на лексические темы. Одна тема рассчитана на два часа. В первой части изучения темы учащиеся выполняют все задания и упражнения в устной форме, а во второй – ученики работают на рабочих листах. В конце каждой четверти отводится час для контроля усвоенных знаний.

Содержание программы:

1 год обучения:

1. Осень
2. Грибы
3. Ягоды
4. Деревья и кустарники
5. Овощи
6. Фрукты
7. Птицы
8. Человек, части тела
9. Одежда
10. Обувь
11. Зима
12. Дикие животные
13. Домашние животные
14. Новый год. Рождество
15. Дом. Семья
16. Мебель
17. Посуда
18. Животные жарких стран
19. Животные севера
20. Рыбы
21. Праздник защитников отечества
22. Мамин праздник
23. Весна
24. Профессии
25. Материалы и инструменты
26. Цветы
27. Космос
28. Город
29. Транспорт
30. Человек. Эмоции
31. Насекомые
32. Лето

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий.

В таблице определена целевая направленность заданий. Для обеспечения комплексного подхода необходимо, чтобы на одном занятии решалось несколько задач. В то же время, зная проблемы конкретного ребенка, можно подобрать соответствующие упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий.

Цели заданий Задания в устной форме Задания на рабочих листах
1 Расширение и активизация словаря - Продолжи предложение- Скажи наоборот- Что лишнее?

- Подбери признак, действие

- Подбери обобщающее слово

- Когда так говорят?

- Что не так?

- Закончи предложение

- Вставь в предложение пропущенное слово

- Отгадай загадки

- Узнай по признаку, действию

- Назови части целого

- Как можно закончить предложение?

-  Запомни слова

- Запомни цепочку слов

- Запомни пары слов

- Тематический словарь- Вопросы по сюжетной картинке- Рассказывание по сюжетной картинке

- Что лишнее?

-Дифференциация предметных картинок по заданным признакам

2 Формирование и развитие грамматического строя  речи - Какое слово не подходит?- Собери предложение- Продолжи предложение

- Закончи предложение

- Вставь в предложение пропущенное слово

- Употреби слово или словосочетание в нужной форме

- Сосчитай до пяти

- Назови ласково

- Измени по образцу

- Исправь ошибку

- Подбери признак, действие

- Систематизация по признаку-Определение пространственных отношений- Определение временных отношений

 

3 Развитие связной речи - Когда так говорят?- Объясни словечко- Что не так?

- Что общего и чем отличаются друг от друга?

- Хитрые вопросы

- Закончи предложение

Продолжи предложение

-Вставь в предложение пропущенное слово

- Сюжетные картинки- Последовательные картинки-Определение пространственных отношений

- Определение временных отношений

 

4 Развитие восприятия - Какое слово отличается от других- Какое слово самое короткое, длинное- Подскажи словечко - Зашумленные картинки- Нахождение соотношений, дифференциация по заданному признаку- Лабиринты

- Нахождение сходств, различий

5 Развитие зрительно-моторной координации - Пальчиковая гимнастика - Обводка- Штриховка-Каллиграфические упражнения

- Копирование по точкам, клеткам

- Лабиринты

- Выкладывание палочек по образцу

- Рисование силуэтов

6 Развитие мышления - Отгадай загадки- Подбери парное слово- Когда так говорят?

- Что общего и чем отличаются друг от друга?

- Что не так?

- Что лишнее?

- Скажи наоборот

- Подбери признак, действие

- Закончи предложение

- Вставь в предложение пропущенное слово

- Как можно закончить предложение?

-  Запомни слова

- Запомни цепочку слов

- Запомни пары слов

- Хитрые вопросы

- Умные задачки

- Что лишнее?- Дифференциация или классификация предметных картинок- Систематизация по признаку

- Последовательные картинки

-Определение пространственных отношений

- Определение временных отношений

 

7 Развитие внимания - Хитрые вопросы- Умные задачки- Запомни слова

- Запомни цепочку слов

- Запомни пары слов

- Какое слово отличается от других

- Отгадай загадки

- Что общего и чем отличаются друг от друга?

 

- Нахождение сходств, различий- Лабиринты- Нахождение предмета с предыдущей страницы

- Зашумленные картинки

- Выкладывание из палочек

- Систематизация по признаку

- Копирование по точкам

8 Развитие памяти -  Запомни слова- Запомни цепочку слов- Запомни пары слов

- Выкладывание из палочек по памяти

- Что изменилось?- Копирование по точкам- Нахождение предмета с предыдущей страницы

Учебный материал программы на второй год обучения разбит на 5 блоков:

  1. “Работа над словосочетанием” (16 часов),
  2. “Работа над предложением” (9 часов),
  3. “Работа с текстом” (16 часов),
  4. “Работа над связной речью” (15 часов),
  5. “Работа над связной речью. Самостоятельное высказывание” (7 часов).

Содержание программы:

2 год обучения:

Вводная часть.

1. Тайны чародейки речи.
2. Какая бывает речь.
3. Богатая ли у тебя речь?
4. Словесные зарисовки.
5. Что особенного в загадках?
6. Сказочные истории.

I. Работа над словосочетанием.

1. Словосочетание с именем существительным
2. Словосочетание с именем прилагательным
3. Словосочетание с глаголами
4. Словосочетание с предлогами в, с, у, к, о
5. Словосочетание с предлогами со, по, от, на,
6. Словосочетание с предлогами из, под, над, про, между, без, через, около
7. Словосочетание с предлогами из, за, из-за, из-под, под,
8. Образование прилагательных от существительных
9. Образование глаголов, прилагательных от существительных
10. Образование слов с противоположным значением
11. Образование сложных слов
12. Синонимы

II. Работа над предложением.

1. Подражательные упражнения. Чтение образцов. Отработка интонации, выразительности, выяснение значений предложений. Составление предложений по вопросам.
2. Составление предложений, аналогичных данному.
3. Конструктивные предложения. Восстановление деформированного текста, деление сплошного текста на предложения.
4. Распространение простого предложения с помощью вопросов. Соединение двух, трех простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.
5. Сокращение распространенного предложения. Составление предложений по данной синтаксической схеме. Редактирование предложений.
6. Творческие упражнения. Составление предложений по опорным словам. Составление предложений по одному опорному слову. Составление предложений по заданному обороту речи.
7. Составление предложений по предметной картинке. Составление предложений по сюжетной картинке. Составление предложений по узкой теме.
8. Составление предложений по двигающимся картинкам.
9. Составление предложений по его началу или концу. Составление предложений с дополнением недостающих слов. Свободное составление предложений.

III. Работа с текстом.

1. Формирование практических представлений о тексте.
Сравнение небольшого рассказа с несколькими, взятыми из него словами. Сравнение рассказа с бессвязным набором предложений. Сравнение рассказа с его деформированным вариантом.
2. Сравнение двух рассказов, в которых об одном и том же рассказывается по-разному.
3. Анализ текста. Определение основной мысли текста. Заглавие.
4. Подбор опорных слов к тексту.
5. Редактирование текста.
6. Работа с деформированным текстом.
7. Распространение рассказа.
8. Работа над планом
9. Деление текста на части по картинному плану.
10. Составление рассказа по данному картинному плану.
11. Рассказ «Догадливые муравьи» (составление плана по вопросам).
12. Составление плана в форме вопросительных предложений.
13. Определение главной мысли каждой части текста «Снежные слова».
14. Самостоятельное составление плана.
15. Расположение пунктов плана в нужной последовательности.
16. Перестановка частей текста в соответствии с планом «Лесной пожар»
17. Свободный диктант. « Город на березе».

IV. Работа над связной речью.

1. Сравнение рассказов. Рассказ-описание, рассказ-повествование, рассказ-рассуждение.
2. Последовательный пересказ услышанного или прочитанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности рассказа.
3. Пересказ с опорой на вопросы и ключевые слова.
4. Пересказ с опорой на действия и предметные картинки.
5. Пересказ понравившегося рассказа.
6. Пересказ с причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки.
7. Пересказ описательного текста «Береза»
8. Пересказ текста-рассуждения.
9. Выборочный пересказ текста по заданию «Пых» Белорусская народная сказка.
10 «Еж в корзине» В.Брагин.
11. Краткий пересказ текста по данному плану «Говорящая кукушка».
12. Восстановление текста. Составление плана.
13. Краткий пересказ без опоры на план «Танки-водолазы»
14. Обучение пересказу описательных текстов.
15. Описание конкретного предмета.
16. Описание животного, растения, события.
17. Пересказ по выбору.

V. Работа над связной речью. Самостоятельное высказывание.

1. Сравнительное описание предметов.
2. Озвучивание сюжетной картинке.
3. Составление рассказа по данному началу. Середине, концу.
4. Коллективный рассказ по заглавию.
5. Составление рассказов (творческие)

Дан перечень знаний и умений, формируемых у учащихся в процессе обучения. Представлен календарно-тематический план по каждому году обучения, примерные план – конспекты занятий.

Программа “Развитие речи и познавательных способностей” составлена для удовлетворения потребностей обучающихся коррекционной школы VIII вида, в целях развития устной речи, формирования коммуникативной компетентности, умению сотрудничать, работать в группе, что послужит для их успешной адаптации в социуме.

Предлагаемая программа апробируется на базе ОГОУ “Специальная коррекционная школа-интернат №1” г. Ангарска.

Формы обучения

Групповая форма – занятия с группой из 5 человек осуществляются по одной теме.

К концу первого года обучения учащийся должен знать:

  • термины, используемые для обозначения основных понятий: речь, звук, буква, слог, слово, словосочетание, предлог, предложение, текст;
  • графическое обозначение слогов, слов, границ предложения.

К концу первого года обучения учащийся должен уметь:

  • различать понятия: речь, звук, буква, слог, слово, словосочетание, предлог, предложение, текст;
  • подбирать недостающие слова в предложении, собирать деформированные предложения;
  • понимать и применять в самостоятельной речи все лексико-грамматические категории слов;
  • овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

К концу второго года обучения учащийся должен знать:

  • термины, используемые для обозначения основных понятий: словосочетание, предложение, текст, план, главная мысль, заглавие;
  • виды речевой деятельности;
  • основные правила русской орфоэпии (литературное произношение, согласование слов в предложении)
  • жанры литературных произведений и особенности чтения произведений разных жанров;

К концу второго года обучения учащийся должен уметь:

  • составлять различные виды рассказов: рассказ по восприятию, по памяти, пересказ, рассказ с изменением лица рассказчика, творческий рассказ, рассказ-инсценировку.

Ожидаемый результат.

По окончании курса повышается речевая активность детей, расширяется их кругозор, развиваются индивидуальные творческие способности. Предполагается коррекция фонетических недостатков, развитие грамматической структуры речи, обогащение словарного запаса за счет различных форм лексики: литературной, книжной, научной, терминологической.

Календарно-тематический план для учащихся первого года обучения.

№ п\п

Дата

Тема

Виды упражнений

Кол-во   часов

  I четверть (8недель) 2 часа в неделю – 16 часов

1

Осень. Задания в устной форме: «Придумай загадку», «Назови признаки, действия», «Объясни словечко», «Собери предложение», «Скажи наоборот», «Игры с листьями», «Хитрые вопросы»

1

2

Осень. Задания на рабочих листах: «Найди и обведи», «Раскрась зонтики», «Какой картинки не хватает», «Обводка»

1

3

Грибы Задания в устной форме: «Подбери парное слово», «Подбери признак, действие», «Скажи наоборот», «Запомни цепочку слов», «Умные задачки», «Исправь ошибку»

1

4

Грибы Задания на рабочих листах: «Лабиринт», «Что лишнее», «Раскрась шляпки», «Соедини грибы».

1

5

Ягоды Задания в устной форме: «Дорожки», «Какой картинки не хватает», «Повтори рисунок по клеточкам»

1

6

Ягоды Задания на рабочих листах: «Дорожки», «Какой картинки не хватает», «Повтори рисунок по клеточкам»

1

7

Деревья Кустарники Задания в устной форме: «Назови части целого», «Подбери парное слово», «Вставь в предложение предлоги», «Когда так говорят», «Измени по образцу», «Собери предложение»

1

8

Деревья Кустарники Задания на рабочих листах: «Укажи последовательность», «Обведи силуэты», «Что где растет»

1

9

Овощи Задания в устной форме: «Подбери признак, действие», «Измени по образцу», «Скажи наоборот», «Продолжи предложение», «Какое действие лишнее», «Отгадай сам, загадай друзьям»

1

10

Овощи Задания на рабочих листах: «Какие овощи ты узнал», «На какой грядке луковицы посажены раньше», «Собери только овощи»

1

11

Фрукты Задания в устной форме: «Собери предложение», «Подбери парное слово», «Что лишнее», «Придумай загадку», «Измени по образцу», «Какое слово самое длинное»

1

12

Фрукты Задания на рабочих листах:  «Какие фрукты здесь нарисованы», «Какого фрукта не хватает», «Дорисуй фрукты», «Собери яблоки по размеру, начиная от самого маленького»

1

13

Птицы Задания в устной форме: «Подбери признак, действие»», «Подбери парное слово», «Исправь ошибку», «Измени по образцу», «Запомни пары слов», «Что общего и чем отличаются»

1

14

Птицы Задания на рабочих листах:  «Обведи птиц», «Что перепутал художник», «На какой картинке одна птица позади», «Собери детали для лебедя»

1

15

16

ПовторениеТестовое занятие

1

1

 

№ п\п

Дата

Тема

Виды упражнений

Кол-во   часов

II четверть (7недель) 2 часа в неделю – 15 часов

1

Человек Части тела Задания в устной форме: «Придумай загадки», «Собери предложение», «Когда так говорят», «Подбери парное слово», «Употреби слово в нужной форме»

1

2

Человек Части тела Задания на рабочих листах: «Сколько ладошек», «Кто лишний», «Какого предмета не хватает», «Дорисуй такой же узор»

1

3

Одежда Задания в устной форме: «Измени по образцу», «Придумай предложение со словами», «Назови части целого», «Скажи наоборот», «Что общего и чем отличаются», «Придумай загадки»

1

4

Одежда Задания на рабочих листах: «Раскрась нужное платье», «Что теплее», «Что лишнее», «Пришей все пуговицы».

1

5

Обувь Задания в устной форме: «Собери предложение», «Измени по образцу», «Подбери парное слово», «Подбери противоположные признаки, действия», «Отгадай загадки», «Какое слово не подходит»

1

6

Обувь Задания на рабочих листах: «Распутай шнурки»», «Подбери обувь на разную погоду», «Подбери парную картинку»

1

7

Зима Задания в устной форме: «Объясни словечко», «Подбери признак», «Когда так говорят», «Составь рассказ», «Скажи наоборот», «Хитрые вопросы»

1

8

Зима Задания на рабочих листах: «Найди, кто спрятался», «Что было сначала, что потом»», «Выложи из палочек»

1

9

Дикие животные Задания в устной форме: «Хитрые вопросы», «Когда так говорят», «Назови всю семью», «Закончи предложение», «Подбери парное слово», «Придумай загадку, нарисуй отгадку»

1

10

Дикие животные Задания на рабочих листах: «Чьи следы», «Что перепутал художник», «Выбери правильную дорожку»

1

11

Домашние животные Задания в устной форме: «Кто, где живет», «Назови всю семью», «Угадай по признаку», «Подбери парное слово», «Когда так говорят», «Придумай загадку, нарисуй отгадку»

1

12

Домашние животные Задания на рабочих листах: «Сколько животных», «Что перепутал художник», «Обводки»

1

13

Новый год Рождество Задания в устной форме: «Употреби словосочетание в нужной форме», «Как можно закончить предложение», «Измени по образцу», «Запомни пары слов», «Скажи наоборот», «Умные задачки»

1

14

Новый год Рождество Задания на рабочих листах:  «Помоги лыжнику», «Какого шарика не хватает», «Найди пакет для подарка», «Подбери маску»

1

 

15

Тестовое занятие

1

Дата

Тема

Виды упражнений

Кол-во   часов

   III четверть (10 недель) 2 часа в неделю – 21 часов

1

Дом. Семья Задания в устной форме: «Назови отчества», «Подбери признак», «Кто лишний», «Закончи предложение», «Запомни слова», «Угадай по признаку»

1

2

Дом. Семья Задания на рабочих листах: «У кого какой воздушный змей», «С помощью стрелок покажи последовательность», «Кому что подаришь», «Дорисуй такой же узор»

1

3

Мебель Задания в устной форме: «Употреби слово в нужной форме», «Подбери признак, действие», «Придумай  загадку», «Запомни пары слов», «Собери предложение»

1

4

Мебель Задания на рабочих листах: «Что лишнее», «Где стоит ваза», «Покажи, кто, где сидит», «Дорисуй полочки»

1

5

Посуда  Задания в устной форме: «Что общего и чем отличаются», «Запомни слова», «Подбери парное слово», «Измени по образцу», «Загадки о посуде»

1

6

Посуда Задания на рабочих листах: Обведи по контуру только посуду», «Что лишнее», «Раскрась…», «Составь тарелки по размеру»

1

7

Животные жарких стран Задания в устной форме:  «Объясни словечко», «Подбери признак, действие», «Исправь ошибку», «Назови детенышей», «Назови ласково»

1

8

Животные жарких стран Задания на рабочих листах: «Назови, чьи тени», «Какие детали нужны», «Повтори рисунок по точкам»

1

9

Животные севера Задания в устной форме: «Употреби словосочетание в нужной форме», «Закончи предложение», «Какое слово самое длинное», «Какое слово не подходит», «Назови детенышей»

1

10

Животные севера Задания на рабочих листах: «Помоги найти дорогу», «Дорисуй», «Раскрась»

1

11

Рыбы Задания в устной форме: «Продолжи предложение», «Какое слово не подходит», «Собери предложение», «Что не так», «Скажи наоборот»

1

12

Рыбы Задания на рабочих листах: «Посчитай всех рыб», «Повтори рисунок по клеткам», «Раскрась рыбку, которая плывет глубже и позади»

1

13

Праздник защитников отеч. Задания в устной форме: «Назови признаки», «Употреби словосочетание в нужной форме», «Добавь парное слово», «Когда так говорят», «Вставь пропущенное слово», «Собери предложение»

1

14

Праздник защитников отеч. Задания на рабочих листах: «Проводи пограничника», «Выложи фигуру из палочек», «Собери самолет», «Найди различия»

1

15

Мамин праздник Задания в устной форме: «Измени по образцу», «Запомни пары слов», «Какое слово отличается от других», «Собери предложение», «Назови действия»

1

16

Мамин праздник Задания на рабочих листах: «Помоги бабушке распутать клубки», «Нарисуй клубки», «Что нужно для работы, покажи стрелками», «Собери букет», «Что сначала, что потом»

1

17

Весна Задания в устной форме: «Когда так говорят», «Собери предложение», «Запомни пары слов», «Измени по образцу», «Что общего и чем отличаются»

1

18

Весна Задания на рабочих листах: «Где чей инструмент», «Соедини птиц по порядку», «Найди различия», «Обведи дорожки»

1

19

Профессии Задания в устной форме: «Назови профессию», «Какое слово самое короткое», «Собери предложение», «Какое слово не подходит», «Вставь в предложение пропущенное слово»

1

20

Профессии Задания на рабочих листах: «Сколько писем нужно разнести почтальону», «Найди отличия», «Что перепутал художник»

1

21

Тестовое занятие

1

 

№ п\п

Дата

Тема

Виды упражнений

Кол-во   часов

 IV четверть (8недель) 2 часа в неделю – 16 часов

1

Материалы и инструменты Задания в устной форме: «Придумай загадки», «Когда так говорят», «Подбери парное слово», «Подбери действие», «Что лишнее», «Скажи со словом много»

1

2

Материалы и инструменты Задания на рабочих листах: «Какие инструменты здесь нарисованы», «Кому что нужно», «Какого предмета не хватает», «Дорисуй такой же узор»

1

3

Цветы Задания в устной форме: «Употреби в нужной форме», «Собери предложение», «Объясни словечко», «Что общего и чем отличаются», «Назови части целого», «Придумай загадки»

1

4

Цветы Задания на рабочих листах: «Как пройти к клумбе», «Какого цветка не хватает», «Что лишнее», «Найди различия».

1

5

Космос Задания в устной форме: «Объясни словечко», «Запомни цепочку слов», «Подбери парное слово», «Собери предложение», «Придумай загадки», «Измени по образцу»

1

6

Космос Задания на рабочих листах: «Найди портрет инопланетянина»», «Выложи ракету из спичек», «Отметь звезды на карте»

1

7

Город Задания в устной форме: «Употреби словосочетание в нужной форме», «Объясни словечко», «Собери предложение», «Что общего и чем отличаются», «Измени по образцу», «Подбери парное слово», «Подбери признак»

1

8

Город Задания на рабочих листах: «Помоги машинам приехать к месту назначения», «Кто смотрит представление в цирке»», «Повтори рисунок по точкам»

1

9

Транспорт Задания в устной форме: «Что общего и чем отличаются», «Собери предложение», «Как назвать остановку», «Исправь ошибку», «Подбери признак», «Придумай загадку, нарисуй отгадку»

1

10

Транспорт Задания на рабочих листах: «Найди и обведи», «Соедини транспорт, начиная от самого медленного», «Выбери правильную дорожку»

1

11

Человек. Эмоции Задания в устной форме: «Какое слово не подходит», «Измени по образцу», «Запомни цепочку слов», «Как можно закончить предложение», «Назови признаки», «Когда так говорят», «Исправь ошибку»

1

12

Человек. Эмоции Задания на рабочих листах: «Сколько людей», «Кто с кем разговаривает», «Кто веселее», «Подбери подходящее выражение лица»

1

13

Насекомые Задания в устной форме: «Объясни словечко», «Собери предложение», «Измени по образцу», «Когда так говорят», «Подбери парное слово», «Какое слово лишнее»

1

14

Насекомые Задания на рабочих листах:  «Кто лишний», «Какой картинки не хватает», «Выложи бабочку», «Дорисуй»

1

15

Лето Задания в устной форме: «Объясни словечко», «Измени по образцу», «Какое слово не подходит», «Подбери парное слово», «Собери предложение»

1

16

Тестовое занятие

1

Календарно-тематический план для учащихся второго года обучения.

№ п\п

Дата

Тема

Кол-во   часов

   I четверть (8недель) 2 часа в неделю – 16 часов

 Вводная часть 6

1

Тайны чародейки речи.

1

2

Какая бывает речь.

1

3

Богатая ли у тебя речь?

1

4

Словесные зарисовки.

1

5

Что  особенного в загадках?

1

6

Сказочные истории.

1

I. Работа над словосочетанием 16

7

8

Словосочетание с именем существительным

2

9

10

Словосочетание с именем прилагательным

2

11

12

Словосочетание с глаголами

2

13

Словосочетание с предлогами в, с, у, к, о 

1

14

Словосочетание с предлогами со, по, от, на,  

1

15

Словосочетание с предлогами из, под, над, про, между, без, через, около

1

16

Словосочетание с предлогами из, за, из-за, из-под,  под,

1

 

№ п\п

Дата

Тема

Кол-во   часов

  II четверть (7недель) 2 часа в неделю – 14 часов

1

Образование прилагательных от существительных

1

2

Образование глаголов, прилагательных от существительных

1

3

Образование имен существительных при помощи суффиксов

1

4

Образование слов с противоположным значением

1

5

Образование сложных слов

1

6

Синонимы

1

II. Работа над предложением          9

7

8

Подражательные упражнения.Чтение образцов. Отработка интонации, выразительности, выяснение значений предложений. Составление предложений по вопросам. 

Составление предложений, аналогичных данному.

 

2

9

10

11

Конструктивные упражнения.Восстановление деформированного текста. Деление сплошного текста на предложения. 

Распространение простого предложения с помощью вопросов. Соединение двух, трех простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.

 

Сокращение распространенного предложения. Составление предложений по данной синтаксической схеме. Редактирование предложений.

 

3

12

13

14

15

Творческие упражнения.Составление предложений по опорным словам. Составление предложений по одному опорному слову. Составление предложений по заданному обороту речи. 

Составление предложений по предметной картинке. Составление предложений по сюжетной картинке.  Составление предложений по узкой теме.

 

Составление предложений по двигающимся картинкам.

 

Составление предложений по его началу или концу. Составление предложений с дополнением недостающих слов. Свободное составление предложений.

 

4

 

№ п\п

Дата

Тема

Кол-во   часов

   III четверть (10недель) 2 часа в неделю – 20 часов

III. Работа с текстом          16

1

2

Формирование практических представлений о тексте.Сравнение небольшого рассказа с несколькими, взятыми из него словами. Сравнение рассказа с бессвязным набором предложений. Сравнение рассказа с его деформированным вариантом. 

Сравнение двух рассказов, в которых об одном и том же рассказывается по-разному.

 

2

3

4

5

6

7

Анализ текста.Определение основной мысли текста. Заглавие. 

Подбор опорных слов к тексту.

 

Редактирование текста.

 

Работа с деформированным текстом.

 

Распространение рассказа.

 

5

8

9

10

11

 

12

 13

14

15

16

Работа над планом.Деление текста на части по картинному плану. 

Составление рассказа по данному картинному плану.

 

Рассказ «Догадливые муравьи» (составление плана по вопросам).

 

Составление плана в форме вопросительных предложений.

 

Определение главной мысли каждой части текста «Снежные слова».

 

Самостоятельное составление плана.

 

Расположение пунктов плана в нужной последовательности.

 

Перестановка частей текста в соответствии с планом «Лесной пожар»

 

Свободный диктант. « Город на березе».

 

9

 IV. Работа над связной речью         15

17

18

19

20

21

Сравнение рассказов. Рассказ-описание, рассказ-повествование, рассказ-рассуждение. 

Последовательный пересказ услышанного или прочитанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности рассказа.

 

Пересказ с опорой на вопросы и ключевые слова.

 

Пересказ с опорой на действия и предметные картинки.

 

Пересказ понравившегося рассказа.

5

 

№ п\п

Дата

Тема

Кол-во   часов

  IV четверть (8недель) 2 часа в неделю – 16 часов

1

Пересказ с причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки. 

1

2

3

Пересказ описательного текста «Береза» 

Пересказ текста-рассуждения.

 

2

4

5

Выборочный пересказ текста по заданию.«Пых» Белорусская народная сказка.

 

«Еж в корзине» В.Брагин.

2

6

7

Краткий пересказ текста по данному плану «Говорящая кукушка». 

Восстановление текста. Составление плана.

 

2

8

Краткий пересказ без опоры на план «Танки-водолазы» 

1

9

Обучение пересказу описательных текстов.

10

11

Описание конкретного предмета.Описание животного, растения, события.

 

Пересказ по выбору.

3

V. Работа над связной речью. Самостоятельное высказывание

5

 

12

Сравнительное описание предметов.

1

13

Озвучивание сюжетной картинки.

1

14

Составление рассказа по данному началу, середине, концу. 

1

15

16

Коллективный рассказ по заглавию. 

Составление рассказов (творческие)

1

1

Приложение

Речевой профиль учащихся 4 класса

1 – фонематическое восприятие.

2 – артикуляционная моторика.

3 – звукопроизношение.

4 – звукослоговая структура слова.

5 – навыки языкового анализа и синтеза.

6 – грамматический строй речи.

7 — словообразование.

8 – связная речь.

Речевой профиль учащихся 4 класса

Список использованной литературы:

1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В., Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах –М., Просвещение, 1991.
2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. –СПб.: Детство-Пресс, 2001
3. Вагурина Л.М. Готовимся к школе. Логические операции. Тестовые задания. –М.: Линор, 1999
4. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи 1-4 класс.
5. Дорофеева А. Развитие речи. –М.: Мозаика-синтез, 1998
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Продоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990
7. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Часть 1/ Сост. Л.С. Михайлова. Волгоград: «Братья Гринины», 1996
8. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. –СПб.: Речь, 2007.
9. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Практический материал для занятий по развитию речи детей с ОНР. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012
10. Соболева А.В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: Гном-пресс,1999
11. Ушаков О.Д. Загадки, считалки и скороговорки: словарик школьника. СПб.: Литера, 2004
12. Фомичева Г.А. Изучение словосочетаний в восьмилетней школе –М.,1973
13. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах –М, 1981
14. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь., СПб.: Лань,1999

Автор разработки:
Дамшаева Марина Владимировна,
учитель-логопед,
ОГОУ «Специальная (коррекционная)
школа-интернат №1»,
г. Ангарск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Артикуляционная гимнастика как средство развития общих речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка Артикуляционная гимнастика как средство развития общих речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка
Семинар для воспитателей «Развитие речи детей с помощью логопедических игр» Семинар для воспитателей «Развитие речи детей с помощью логопедических игр»
Тренинговое занятие «Путешествие в Страну Семейную» для родителей с детьми старшего дошкольного возраста Тренинговое занятие «Путешествие в Страну Семейную» для родителей с детьми старшего дошкольного возраста
Дисграфия у детей с ринолалией Дисграфия у детей с ринолалией

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.