Конспект логопедического занятия: «Автоматизация звука [Р] в изолированном произношении, в слогах и словах»

Звук [Р]Конспект логопедического занятия по коррекции звукопроизношения (1 класс).

Тема: «Автоматизация звука [Р] в изолированном произношении, в слогах и словах».

Вид занятия:  занятие по автоматизации звука.

Место занятия:  класс.

Форма занятия:  подгрупповое занятие.

Цель занятия:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Уточнение артикуляции звука [Р] и закрепление правильной артикуляции в изолированном произношении, в слогах и словах.
  • Обогащение словарного запаса.

2. Коррекционно-развивающие:

  • Умение находить место звука [Р] в слогах и словах;
  • Закрепить знания о механизме образования звука [Р] и его акустических особенностях;
  • Закрепить связь между звуками [Р], [Р’] и буквой «эр»;
  • Продолжать учить детей давать полную характеристику звукам на основе их артикуляции;
  • Обогащать словарь по теме «Транспорт».
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Развитие слухового и зрительного внимания.
  • Развитие мышления и воображения.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Развитие интереса к занятиям и обучению.
  • Совершенствование навыков самопроверки и взаимопроверки.
  • Развитие познавательных способностей детей.

Оборудование:

  • Индивидуальные зеркала,
  • Артикуляционный профиль звука [Р],
  • Картинки с изображением предметов на звук [Р].

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Приветствие.

Логопед: Чтобы узнать, с каким звуком мы сегодня будем работать, отгадаем загадку:

Крыльев нет у этой птицы,
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд.

- Молодцы, вы отгадали загадку – это ракета. Какой первый звук в слове ракета? Правильно, в слове ракета первый звук [Р] – со звуком [Р] мы сегодня будем работать.

- Сейчас с вами, дети, отправимся в сказочный полёт на ракете. Приготовимся к полёту!

II.  Подготовительная часть.

(На рабочем столе у каждого ребёнка – зеркало и ракета из картона.)

- Подготовка к полёту будет очень серьёзной, и начнём мы её с артикуляционной гимнастики (упражнения выполняются после показа и объяснения логопеда):

Артикуляционная гимнастика:

1. «Иллюминатор».

Описание упражнения: губы и зубы разомкнуты, широкий язык лежит на нижней губе («Лопаточка»).

2 «Карусель».

Описание упражнения: губы и зубы разомкнуты, язык делает круговые движения влево, затем вправо.

3. «Невесомость».

Описание упражнения: губы и зубы разомкнуты, широкий язык, поднимается вверх, затем опускается вниз (Качели»).

4. «Ракета»

Описание упражнения: губы и зубы широко раскрыты, широкий язык прилипает к нёбу, уздечка натянута.

После упражнений пробуем космическую пищу.

5. «Чашечка».

Описание упражнения: губы и зубы разомкнуты, широкий язык принимает форму чашечки) и «садимся в ракету».

6. «Звездопад»: произнесение Д-Д-Д.

7. «Рокот»: произнесение Р-Р-Р.

- Мы хорошо подготовились к полёту. А теперь – взлетаем!

(Упражнения на развитие силы голоса и силы выдоха).

Тихо Р-
Громко Р—
Очень громко Р—
Громко Р—
Тихо Р-

Летим: Р-Р-Р-Р-Р-Р (звукоподражание).

III. Основная часть.

1.​ Сообщение темы занятия.

- Ребята, мы будем работать со звуком [Р]: учиться правильно произносить звук Р изолированно, в слогах и словах.

- На нашей сказочной ракете мы отправляемся в полёт, и первая межгалактическая станция – «Артикуляционная». Чтобы на неё попасть, мы должны правильно описать артикуляцию звука [Р].

Артикуляция звука [Р].

(Артикуляция звука разбирается вместе с учениками с использованием индивидуальных зеркал, профилей).

Губы: разомкнуты.
Зубы: разомкнуты.
Язык: Форма языка напоминает ложечку. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка опущена. Кончик языка касается бугорков за верхними передними зубами. Под напором воздуха кончик языка дрожит.
Голосовые связки: сомкнуты, «работают».
Воздушная струя: сильная, встречает преграду.

- Молодцы, вы правильно описали артикуляцию звука Р, отправляемся на следующую станцию: «Станцию характеристики». Чтобы на неё попасть, мы должны дать характеристику звука [Р].

Характеристика звуков [Р] и [Р’]

(Дети «находят» символы, обозначают характеристики звуков [Р] и [Р’], объясняют их).

[Р]: согласный, звонкий, твёрдый.
[Р’]: согласный, звонкий, мягкий.

2.​ Обозначение звуков [Р], [Р] буквой «эр».

- Молодцы, вы справились с заданием. Отправляемся на следующую межгалактическую станцию – «Букварию»

- На что похожа буква Р?

- Посмотрите-ка на это – «Р» похожа на ракету! (картонная ракета с яркой буквой Р на корпусе). Звуки [Р], [Р’] обозначаются на письме буквой «эр».

- На этой станции нам нужно выполнить задание царицы «Букварии»:

Построить лесенку, вставляя нужную букву:

-ак
-ука
-укав
-акета
-одина

- А как пишется буква «эр»? (Запись буквы после показа написания и объяснения элементов буквы учителем). Запишем букву «эр» в тетрадь.

Физминутка.

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
(Дети маршируют.)
На носки поднимись,
(Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их.)
А потом руки вниз.
(Опускают руки.)
Раз, два, три, потянись:
(Тянутся.)
Вот летит ракета ввысь!
(Бегут по кругу.)

6.​ Выделение звука [Р] из ряда других звуков, произнесение звука [Р].

- Молодцы, вы справились с заданием. Отправляемся на следующую межгалактическую станцию – «Станцию звуков».

- На эту станцию могут попасть только те ракеты, которые издают рокот [Р]. Поднимаем карточку с изображением ракеты, если услышим «Р»:

Д З Р Р Б Д Н В Ж Р Д Б Н Р Ж

- Какой звук издают ракеты на этой межгалактической станции?

(Каждый ребёнок произносит Р-Р-Р, за правильное произнесение получает звёздочку).

7. Выделение слогов со звуком [Р] из ряда других слогов, произнесение слогов со звуком Р

- Молодцы, вы справились с заданием. Отправляемся на следующую межгалактическую станцию – «Слоговую».

- Чтобы на неё попасть, мы должны определить все слоги, в которых есть звук Р. Для этого выполним задание: вы слушаете слоги, а как только услышите слог со звуком Р, «зажигаем звёздочку»:

ДО РУ БА ВО ЖИ РА РЭ НУ ГО ДЭ РО ВУ ДА РЫ

- Сколько вы «зажгли звёздочек»?

- Правильно, пять: РУ РА РЭ РО РЫ (Каждый ученик проговаривает слоги, за правильное произнесение получает звёздочку).

Примерный набор слогов на автоматизацию [Р] в слогах (на первом занятии по автоматизации [Р]:

Ра рав раг рад ран рам рап
Рэ рэв рэг рэд рэн рэм рэп
Ры рыв рыг рыд рын рым рып
Ро ров рог род рон ром роп
Ру рув руг руд рун рум руп

8.​ Выделение слов со звуком [Р] из ряда других слов, произнесение слов со звуком Р

- Молодцы, вы справились с заданием. Отправляемся на следующую межгалактическую станцию – «Слова»

- Прослушайте слова со звуком [Р], и на волшебных космических орбитах обозначьте место звука Р в этих словах:

Рак, труба, парта, рука, сыр, урок, карман, тетрадь, трамвай, дорога.

(Дети отмечают на звуковых кругах место звука [Р] в названных словах).

9.​ Выделение слов со звуком [Р] из ряда других слов, произнесение слов со звуком Р

- Выберите из ряда слов те слова, в которых вы услышите звук [Р]:

Грузовик, машина, корабль, вертолёт, самолёт, метро, троллейбус, трамвай, мотоцикл.

- Каким одним словом можно объединить все эти названия? (Транспорт)

IV. Заключительная часть.

- Итак, мы «побывали» на разных межгалактических станциях.

- Что нового мы сегодня узнали на занятии?

- Что вам больше всего понравилось?

Агапитова Татьяна Николаевна,
учитель-логопед,
школа №4, г.Урай

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.