Занятие по обучению грамоте «Путешествие по сказке»

Занятие по обучению грамоте Путешествие по сказкеОрганизация коррекционно-развивающей образовательной деятельности детей в подготовительной логопедической группе по теме «Путешествие по сказке».

Цель занятия:

  • Систематизировать знания детей по обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепление знаний о звуках, умения различать гласные и согласные звуки.
  • Закрепление навыков чтения.
  • Закрепление навыков звукового анализа и синтеза ,
  • Закрепление навыков умения ориентироваться в слове
  • Развитие смысловой стороны речи.

Коррекционные:

  • Развитие мелкой моторики рук, координации движений.
  • Активизация зрительной функции прослеживания.

Развивающие:

  • Развитие речи, внимания, памяти, творческого воображения.
  • Развитие логического мышления.

Воспитывающие:

  • Воспитание умения работать коллективно.
  • Формирование социального партнёрства, желания действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности.

Методы:

  • Наглядный.
  • Словесный.
  • Практический.
  • Игровой.

Приёмы:

  • Сюрпризный и игровой моменты.
  • Создание проблемной ситуации.
  • Показ и рассматривание иллюстраций.
  • Беседа.
  • Художественное слово.

Предварительная работа:

  • Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».
  • Рассматривание иллюстраций по сказке.
  • Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по обучению грамоте.

Оборудование:

Сказочный конверт с письмом; предметные картинки: гуси-лебеди, яблоня, печка, речка, мальчик, девочка, цветы; макет печки; пирожки с буквами; сигнальные карточки для определения характеристики звуков; искусственная яблоня с яблоками; схемы-карточки для определения места звука в слове; картинки-бревнышки; текст рассказа «Яблоня».

Ход занятия:

Вводная часть.

- Ребята, сегодня утром почтальон принес в детский сад телеграмму. Интересно, от кого она?

- В ней всего лишь одно слово написано «Помогите!» и картинки нарисованы: гуси-лебеди, яблоня, речка, печка, мальчик, девочка. Видимо, тот, кто ее прислал, не умеет писать.

- Ребята, вы не догадались, герой какой сказки просит нас о помощи? (ответы детей)

- Правильно, Аленушка из сказки «Гуси-лебеди».

Работа с иллюстрациями. Закрепление пространственных представлений. Развитие связной речи детей.

- Ребята, а как вы догадались? (по картинкам из телеграммы)

Картинки расположены на фланелеграфе.

- Давайте вспомним эту сказку, а помогут нам картинки. (дети по очереди рассказывают)

Основная часть.

- Ребята, а вы хотели бы оказаться в этой сказке и помочь Аленушке? Тогда давайте отправимся прямо сейчас.

Фонетическая ритмика. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

- А вот и печка стоит.

- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

- Молчит печка, не отвечает.

- Посмотрите, а в печке пирожок лежит, не простой, а с заданиями. Выполним их, тогда и скажет печка, куда гуси-лебеди полетели.

Задание №1.

- Достаньте из печки пирожки с буквами. На красный поднос положите пирожки с буквами, обозначающими гласные звуки. А на синий – пирожки с буквами, обозначающими согласные звуки. (дети по очереди подходят и выполняют задания)

- Скажите, какие звуки называют гласными? (ответы детей)

- А какие есть еще звуки? (согласные звуки)

Логопед читает стихотворение.

Звуки эти разные гласные, согласные:
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Аленку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.

А у согласных свой характер:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

Задание №2.

- У печки есть еще одно задание. Определить, какой первый звук в слове: гласный, согласный, согласный твердый, согласный мягкий и выбрать сигнальную карточку нужного цвета. (аист, кот, игра, пол, мишка, улитка, лимон, этажерка, торт). Будьте внимательны, если кто-то ошибется, мы не сможем найти Иванушку.

Игра «Поможем яблоньке». Закрепление умения составлять слова из слогов.

- Перед нами яблоня с необыкновенными яблоками. А на самом красивом яблоке задания. Поможем яблоньке освободиться от яблок, выполним задания, тогда и скажет нам она, куда идти дальше искать Иванушку.

Задание №1.

- Прочтите слоги, написанные на моих яблочках. (дети по очереди срывают яблоки, читают слоги)

Задание №2.

- Составьте слова из слогов, но прежде вспомните правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. (ла, си, лам, ло, гу, па, та; лоси, гуси, лопата, лампа, сила)

Развитие фонематических представлений, умение соотносить звук и букву. Работа с кассами букв.

Задание №3.

- А теперь яблонька предлагает поиграть со своими упавшими яблочками. Яблочки эти тоже не простые, они с картинками. Названия картинок я буду передавать по звукам. А вы из букв разрезной азбуки на наборном полотне выложите слова. (лук, такси, капуста)

Развитие фонематических представлений, умение определять место звука в слове.

Задание №4.

- Яблонька предлагает вам еще одну игру — «Доскажи словечко». Вам нужно определить место звука {Р} в досказанных словах по карточкам-схемам.

- Лесники ее домой взять не захотят.
Ей не скажешь «Кошка, брысь»,
Потому, что это ….рысь.

- Я взял муку, я взял творог
Испек рассыпчатый ….пирог.

- Кто альбом раскрасит наш
Ну конечно ….карандаш.

- Где обедал воробей
В зоопарке у ….зверей.

Пальчиковая гимнастика.

- Впереди у нас дальняя дорога. Давайте отдохнем. Выполним пальчиковую гимнастику.

Закрепление умения составлять предложения по схеме.

- Яблонька нам дальше путь указывает. К речке нас направляет. В речке рыбка плавает. Давайте поймаем ее, может она нам поможет. На рыбке задание. Речка просит нас построить мостик из бревен, что на берегу лежат. К каждому бревнышку прикреплена картинка. Мы сможем положить бревнышко только тогда, когда составим предложение по картинке. (дети по очереди берут бревнышки с картинками и составляют предложение, определяя количество слов)

- Вот мы и построили мостик. Теперь можно перейти через речку. Проходите осторожнее, старайтесь не замочить ноги.

Развитие фонематического слуха, умение различать на слух звуковой состав гласные звуки.

- Мы оказались на поляне с цветами. На цветах написаны буквы, обозначающие гласные звуки. Выберите себе цветочек. (звучит тревожная музыка)

- Летят гуси-лебеди, берегите цветы. У кого в руках цветы с гласными буквами, которые смягчают согласные, прячьтесь в зеленый круг, а у кого не смягчают – в синий круг.

Заключительная часть.

Игра «В гости к Бабе – Яге».

Чтение текста.

- Вот, мы уже добрались до дома, где живет Баба-Яга. Посмотрите Иванушка на лавочке сидит. Баба Яга отпустит Иванушку лишь тогда, когда мы книжку почитаем. (дети читают рассказ «Яблоня» по цепочке)

- Теперь мы можем забрать Иванушку.

- Вот и помогли мы Аленушке. Давайте ещё раз вспомним, где побывали и что делали. Знайте, дружба, и знания всегда победят зло.

Литература :

  • Александрова Т.В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников
  • Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада»
  • Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
  • Наталия Нищева: Любимые сказки: Гуси-лебеди. Конспект занятия по обучению пересказу детей 4-5 л.
  • Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Сусликова Лариса Станиславовна,
учитель-логопед 1 кв. категории,
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3
комбинированного вида»

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.