Конспект фронтального логопедического занятия: Заучивание стихотворения А.А. Фета «Жаворонок»

Заучивание стихотворения Фета ЖавороноКонспект фронтального логопедического занятия (ОНР-III, первый год обучения).

Заучивание стихотворения А.А. Фета «Жаворонок» (2 строфы).

Цель:

  • Развитие связной речи.

Задачи:

  • Познакомить детей с высокохудожественным произведением литературы.
  • Уточнять и обогащать словарный запас детей.
  • Контролировать звукопроизношение, речевое дыхание, правильную голосоподачу.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Учить детей слушать и помогать друг другу.

Учебно-методическое обеспечение: предметная картинка «Жаворонок», мяч, маркерная доска, фломастеры, текст стихотворения, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.

Ход занятия.

Организационный момент.

Приметы весны. Одна из примет, перечисленных детьми, — прилет птиц.

Рассматривание картинки «Жаворонок», рассказ логопеда о нём: живет в поле, прилетает ранней весной, поёт высоко в небе.

- Послушайте, какое красивое стихотворение написал русский поэт Афанасий Афанасиевич Фет о жаворонке. Чтение стихотворения логопедом (наизусть).

- Что вы представляли себе, когда я читала стихотворение?

- Мы увидели яркую картину природы?

Языковой разбор текста.

Вопросы детям:

  • О каком времени года говорится в стихотворении?
  • Как догадались, что о весне?
  • О какой птице говорится в стихотворении?
  • Что говорится о жаворонке?
  • Почему автор говорит, что жаворонок поёт «блистая»? (блестит оперение на солнце).
  • Почему про весну говорится, что она молодая? Здесь: значит, что она ранняя. В стихотворении говорится о самом начале весны.

Уточнение значения слов.

  • Зардел – покраснел
  • Долина – удлиненная впадина вдоль русла реки или в горах.
  • Лазурь – светло-синий цвет, синева.
  • Пар – газ, который выделяется при нагревании жидкости. Здесь: солнышко нагревает землю и влага (от растаявшего снега) испаряется.
  • Уточняем значение словосочетания «пар тонкий» — почти незаметный, лёгкий.

Чтобы убедиться, что дети поняли значение слов, прошу придумать предложение с этими словами.

Повторное чтение стихотворения.

Игра «Добавлялки».

Дети добавляют «складные» слова, если уже кое-что запомнили или слышали стихотворение раньше.

На солнце темный лес … зардел.
В долине пар белеет … тонкий.
И песню раннюю … запел
В лазури жаворонок … звонкий.

Отработка предикативной основы текста.

Игра с мячом.

- Дети, встаньте в кружок на ковре. Я буду называть слова – действия, а вы слова – предметы.

Задаю вопрос и бросаю мяч ребенку.

Автор говорит:

  • «зардел». Что? –лес
  • «белеет». Что? – Пар
  • «запел». Кто? – жаворонок.
  • «пришла?» — Весна.

- А теперь я буду говорить слова – предметы, а вы слова – действия.

- Вспомните, лес что сделал? – зардел.

Потом так же играем со словами-признаками.

- Вспомните, про что автор говорит:

  • «Тёмный»? – лес
  • «тонкий»? – пар
  • Жаворонок запел песню какую? – раннюю. Весна пришла какая? – молодая.
  • Затем наоборот. Лес какой? – тёмный.

Дети возвращаются на свои места.

Чтение стихотворения третий раз. Отработка предложно-падежных конструкций с опорой на вопросы логопеда. С детьми, наиболее сложными в речевом плане, проговариваю несколько раз.

  • Тёмный лес зардел где? – На солнце.
  • Тонкий пар белеет где? – В долине.
  • Жаворонок песню раннюю запел где? – В лазури.
  • Голосисто поет откуда? – с вышины.
  • Поет блистая где? – На солнышке.

Совместно с детьми составляем схематичный план на доске.

  • О чем автор говорит в начале?
  • В середине стихотворения?
  • В конце?

Схематично рисуем на доске солнце, лес, долину, жаворонка, весну.

Чтобы не забыли слова «зардел» и «лазурь», можно применить красный и синий фломастеры для их обозначения. В общем, все средства хороши.

Чтение стихотворения одним ребенком. Логопед может начинать строчку, а ребенок ее заканчивать.

Ребёнок – «артист». Он выходит на «сцену», а потом дети ему аплодируют.

Ребенок может играть роль логопеда и помогать читать стихотворение другому ребенку.

Напутствие логопеда: стихотворение светлое, радостное и читать его надо радостным голосом. Покажи голосом, что ты понимаешь, о чем говоришь.

Итоги занятия.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБДОУ детский сад №73
Кировского района Санкт-Петербурга

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическая викторина Логопедическая викторина
Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР
Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов» Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов»
Логопедическое занятие в 1 классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков» Логопедическое занятие в 1 классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.