Конспект фронтального логопедического занятия (ОНР-III, первый год обучения).
Заучивание стихотворения А.А. Фета «Жаворонок» (2 строфы).
Цель:
- Развитие связной речи.
Задачи:
- Познакомить детей с высокохудожественным произведением литературы.
- Уточнять и обогащать словарный запас детей.
- Контролировать звукопроизношение, речевое дыхание, правильную голосоподачу.
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Учить детей слушать и помогать друг другу.
Учебно-методическое обеспечение: предметная картинка «Жаворонок», мяч, маркерная доска, фломастеры, текст стихотворения, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.
Ход занятия.
Организационный момент.
Приметы весны. Одна из примет, перечисленных детьми, — прилет птиц.
Рассматривание картинки «Жаворонок», рассказ логопеда о нём: живет в поле, прилетает ранней весной, поёт высоко в небе.
- Послушайте, какое красивое стихотворение написал русский поэт Афанасий Афанасиевич Фет о жаворонке. Чтение стихотворения логопедом (наизусть).
- Что вы представляли себе, когда я читала стихотворение?
- Мы увидели яркую картину природы?
Языковой разбор текста.
Вопросы детям:
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- Как догадались, что о весне?
- О какой птице говорится в стихотворении?
- Что говорится о жаворонке?
- Почему автор говорит, что жаворонок поёт «блистая»? (блестит оперение на солнце).
- Почему про весну говорится, что она молодая? Здесь: значит, что она ранняя. В стихотворении говорится о самом начале весны.
Уточнение значения слов.
- Зардел – покраснел
- Долина – удлиненная впадина вдоль русла реки или в горах.
- Лазурь – светло-синий цвет, синева.
- Пар – газ, который выделяется при нагревании жидкости. Здесь: солнышко нагревает землю и влага (от растаявшего снега) испаряется.
- Уточняем значение словосочетания «пар тонкий» — почти незаметный, лёгкий.
Чтобы убедиться, что дети поняли значение слов, прошу придумать предложение с этими словами.
Повторное чтение стихотворения.
Игра «Добавлялки».
Дети добавляют «складные» слова, если уже кое-что запомнили или слышали стихотворение раньше.
На солнце темный лес … зардел.
В долине пар белеет … тонкий.
И песню раннюю … запел
В лазури жаворонок … звонкий.
Отработка предикативной основы текста.
Игра с мячом.
- Дети, встаньте в кружок на ковре. Я буду называть слова – действия, а вы слова – предметы.
Задаю вопрос и бросаю мяч ребенку.
Автор говорит:
- «зардел». Что? –лес
- «белеет». Что? – Пар
- «запел». Кто? – жаворонок.
- «пришла?» — Весна.
- А теперь я буду говорить слова – предметы, а вы слова – действия.
- Вспомните, лес что сделал? – зардел.
Потом так же играем со словами-признаками.
- Вспомните, про что автор говорит:
- «Тёмный»? – лес
- «тонкий»? – пар
- Жаворонок запел песню какую? – раннюю. Весна пришла какая? – молодая.
- Затем наоборот. Лес какой? – тёмный.
Дети возвращаются на свои места.
Чтение стихотворения третий раз. Отработка предложно-падежных конструкций с опорой на вопросы логопеда. С детьми, наиболее сложными в речевом плане, проговариваю несколько раз.
- Тёмный лес зардел где? – На солнце.
- Тонкий пар белеет где? – В долине.
- Жаворонок песню раннюю запел где? – В лазури.
- Голосисто поет откуда? – с вышины.
- Поет блистая где? – На солнышке.
Совместно с детьми составляем схематичный план на доске.
- О чем автор говорит в начале?
- В середине стихотворения?
- В конце?
Схематично рисуем на доске солнце, лес, долину, жаворонка, весну.
Чтобы не забыли слова «зардел» и «лазурь», можно применить красный и синий фломастеры для их обозначения. В общем, все средства хороши.
Чтение стихотворения одним ребенком. Логопед может начинать строчку, а ребенок ее заканчивать.
Ребёнок – «артист». Он выходит на «сцену», а потом дети ему аплодируют.
Ребенок может играть роль логопеда и помогать читать стихотворение другому ребенку.
Напутствие логопеда: стихотворение светлое, радостное и читать его надо радостным голосом. Покажи голосом, что ты понимаешь, о чем говоришь.
Итоги занятия.
Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБДОУ детский сад №73
Кировского района Санкт-Петербурга