Конспект фронтального логопедического занятия: Заучивание стихотворения А.А. Фета «Жаворонок»

Заучивание стихотворения Фета ЖавороноКонспект фронтального логопедического занятия (ОНР-III, первый год обучения).

Заучивание стихотворения А.А. Фета «Жаворонок» (2 строфы).

Цель:

  • Развитие связной речи.

Задачи:

  • Познакомить детей с высокохудожественным произведением литературы.
  • Уточнять и обогащать словарный запас детей.
  • Контролировать звукопроизношение, речевое дыхание, правильную голосоподачу.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Учить детей слушать и помогать друг другу.

Учебно-методическое обеспечение: предметная картинка «Жаворонок», мяч, маркерная доска, фломастеры, текст стихотворения, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.

Ход занятия.

Организационный момент.

Приметы весны. Одна из примет, перечисленных детьми, — прилет птиц.

Рассматривание картинки «Жаворонок», рассказ логопеда о нём: живет в поле, прилетает ранней весной, поёт высоко в небе.

- Послушайте, какое красивое стихотворение написал русский поэт Афанасий Афанасиевич Фет о жаворонке. Чтение стихотворения логопедом (наизусть).

- Что вы представляли себе, когда я читала стихотворение?

- Мы увидели яркую картину природы?

Языковой разбор текста.

Вопросы детям:

  • О каком времени года говорится в стихотворении?
  • Как догадались, что о весне?
  • О какой птице говорится в стихотворении?
  • Что говорится о жаворонке?
  • Почему автор говорит, что жаворонок поёт «блистая»? (блестит оперение на солнце).
  • Почему про весну говорится, что она молодая? Здесь: значит, что она ранняя. В стихотворении говорится о самом начале весны.

Уточнение значения слов.

  • Зардел – покраснел
  • Долина – удлиненная впадина вдоль русла реки или в горах.
  • Лазурь – светло-синий цвет, синева.
  • Пар – газ, который выделяется при нагревании жидкости. Здесь: солнышко нагревает землю и влага (от растаявшего снега) испаряется.
  • Уточняем значение словосочетания «пар тонкий» — почти незаметный, лёгкий.

Чтобы убедиться, что дети поняли значение слов, прошу придумать предложение с этими словами.

Повторное чтение стихотворения.

Игра «Добавлялки».

Дети добавляют «складные» слова, если уже кое-что запомнили или слышали стихотворение раньше.

На солнце темный лес … зардел.
В долине пар белеет … тонкий.
И песню раннюю … запел
В лазури жаворонок … звонкий.

Отработка предикативной основы текста.

Игра с мячом.

- Дети, встаньте в кружок на ковре. Я буду называть слова – действия, а вы слова – предметы.

Задаю вопрос и бросаю мяч ребенку.

Автор говорит:

  • «зардел». Что? –лес
  • «белеет». Что? – Пар
  • «запел». Кто? – жаворонок.
  • «пришла?» — Весна.

- А теперь я буду говорить слова – предметы, а вы слова – действия.

- Вспомните, лес что сделал? – зардел.

Потом так же играем со словами-признаками.

- Вспомните, про что автор говорит:

  • «Тёмный»? – лес
  • «тонкий»? – пар
  • Жаворонок запел песню какую? – раннюю. Весна пришла какая? – молодая.
  • Затем наоборот. Лес какой? – тёмный.

Дети возвращаются на свои места.

Чтение стихотворения третий раз. Отработка предложно-падежных конструкций с опорой на вопросы логопеда. С детьми, наиболее сложными в речевом плане, проговариваю несколько раз.

  • Тёмный лес зардел где? – На солнце.
  • Тонкий пар белеет где? – В долине.
  • Жаворонок песню раннюю запел где? – В лазури.
  • Голосисто поет откуда? – с вышины.
  • Поет блистая где? – На солнышке.

Совместно с детьми составляем схематичный план на доске.

  • О чем автор говорит в начале?
  • В середине стихотворения?
  • В конце?

Схематично рисуем на доске солнце, лес, долину, жаворонка, весну.

Чтобы не забыли слова «зардел» и «лазурь», можно применить красный и синий фломастеры для их обозначения. В общем, все средства хороши.

Чтение стихотворения одним ребенком. Логопед может начинать строчку, а ребенок ее заканчивать.

Ребёнок – «артист». Он выходит на «сцену», а потом дети ему аплодируют.

Ребенок может играть роль логопеда и помогать читать стихотворение другому ребенку.

Напутствие логопеда: стихотворение светлое, радостное и читать его надо радостным голосом. Покажи голосом, что ты понимаешь, о чем говоришь.

Итоги занятия.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБДОУ детский сад №73
Кировского района Санкт-Петербурга

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) на тему:  «Заколдованная весна» Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) на тему: «Заколдованная весна»
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по логоритмике в старшей группе компенсирующей направленности (6-7 лет) с детьми после кохлеарной имплантации Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по логоритмике в старшей группе компенсирующей направленности (6-7 лет) с детьми после кохлеарной имплантации
Конспект подгруппового занятия «Предлоги» Конспект подгруппового занятия «Предлоги»
Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука [ш] Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука [ш]

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.