Вопросы вариабельности сенсорной афазии при высоко активном правом полушарии

Аннотация: У большинства людей активным является левое полушарие головного мозга (правши). Больные с данным профилем функциональной организации наиболее подробно описаны в медицинской литературе. Нами были рассмотрены случаи сенсорной афазии, возникающей у больных с наиболее активным правом полушарием головного мозга (левши).

Сенсорная афазияВведение: в рамках нейропсихологической концепции афазий [1] А. Р. Лурия исследовал больных с поражением задней трети первой височной извилины левого полушария и нашел, что расстройства и языкового, и гностического уровней речевой функции являются при сенсорной афазии ведущими, лежащими в основе синдрома. В результате у больных на­блюдаются трудности понимания обращенной речи, смысл слов «отчуждается» от обозна­чающих их предметов. Устная речь становится сбивчивой, лишенной вещественных слов и заполненной большим числом парафазий. Звуковые оболочки слов теряют стабильность, звучание слова «ускользает» от больного, появляются логорея и wortsalat [2]. Темп речи возрастает, информативность высказывания резко падает. Больные не могут подвергнуть контролю качество своей речи, потому что не улавливают в ней искажений, появившихся в результате заболевания.

Письменная речь больных также расстраивается, и в ней обычно находят отражение особенности устной речи и причины ее нарушений. Таким образом, сенсорная афазия обычно представляет собой сложный симптомокомплекс расстройств, при котором специфическим образом нарушены все стороны импрессивной и экспрессивной речи».

Однако наша клиническая практика показывает, что встречаются больные с сенсорной афазией, у которых имеются определенные несовпадения клинической картины с той, которую описал А. Р. Лурия. Некоторые из таких синдромов, названные атипичными, описаны Т. Г. Визель (2002) [4].

Методы и материалы: относительно редко встречается диссоциация в структуре речевого дефекта у больного с сенсорной афазией. Она состоит в том, что у больных практически сохранено понимание обращенной речи, вместе с тем, письмо грубо пострадало. Исходя из этого нами был разработан и апробирован модифицированный вариант заданий, для преодоления расстройств письменной речи, позволяющие компенсацию письма за счет опоры на оптический канал. Так как восстановление письменной речи, труднее других функций компенсируется за счет правого полушария (письмо требует линейных, сукцессивных, то есть специфически левополушарных, действий).

Результаты: имевшиеся на письме грубейшие искажения звуко-буквенного состава слова с многочисленными антиципациями, контаминациями, недописываниями слов и вставными элементами, в значительной степени сгладились. У больных не выявляются грубые нарушений в области звуко-буквенного анализа состава слова.

Заключение: представляется, что выявленные диссоциации в симптомокомплексе расстройств больных имеют теоретический и практический интерес, в изучении нарушений высших психических функций, при активном правом полушарии. И ещё раз показывают необходимость индивидуального подхода к каждому случаю речевого расстройства. Кроме этого, позволяет расширить представление о разнообразии клинических проявлений картины афазий, в частности, ее сенсорной формы, при активном правом полушарии.

Список литературы:

  1. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М.: МГУ, 1969. 504 с.
  2. Бейн Э. С. Афазия и пути ее преодоления. М.: Медгиз, 1964. 220 с.3. Визель Т. Г. Особенности языковой личности больного с афазией и проблема межполушарной асимметрии мозга. «Язык и личность». М.: Наука, 1989.
  3. Визель Т. Г. Атипичные афазии: автореф. дисс… докт. психол. наук. М., 2002.
  4. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых пора­жений мозга. М.: Медицина, 1977.
  5. Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. Нейропсихологические исследования / под ред. А. Р. Лурии. Вып. 107. М.: МГУ, 1978. 95 с.
  6. Семенович А. В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: МГУ, 1991. 95 с.
  7. Бурлакова М. К. Речь и афазия. М.: Медицина, 1997. 279 с.
  8. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М.: МГУ, 1975. 143 с.

Авторы:
1. Елисеева Юлия Александровна,
логопед Центр патологии речи и нейрореабилитации,
Москва;
2. Дубинец Елена Августовна,
логопед Центр патологии речи и нейрореабилитации,
Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Использование увлекательных форм работы с детьми на основе методических приемов с целью устранения нарушения развития речи Использование увлекательных форм работы с детьми на основе методических приемов с целью устранения нарушения развития речи
Программа по коррекции системного недоразвития речи для 1 класса Программа по коррекции системного недоразвития речи для 1 класса
Консультация для родителей на тему: «Фантазируем, играем и звук «Л» мы закрепляем!» Консультация для родителей на тему: «Фантазируем, играем и звук «Л» мы закрепляем!»
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.