Особенности синдрома динамической афазии

Динамическая афазияВведение:   В литературе описана динамическая афазия, обусловленная очаговыми поражениями заднелобной области левого полушария головного мозга (А.Р.Лурия, 1969; Т.В.Ахутина, 1989 и др.), освещена роль лобных долей мозга в регуляции поведения, состояний активности, движений и действий, в нарушении гностических, мнестических и интеллектуальных процессов. Подчеркивается сложность и высокая вариативность лобных поражений. Обобщая данные литературы, можно констатировать, что нарушения регуляторной функции лба приводят к появлению не только «передней»,  но и «задней»  симптоматики.

Вместе с тем нами обнаружены случаи динамической афазии, при которых в симптомокомплексе речевых и неречевых расстройств  имеется выраженная диссоциация между грубостью расстройств функций «переднего» мозга и достаточной сохранностью функций «заднего».

Проведено специальное исследование, цель которого уточнить структуру речевого дефекта у больных с выявленными вариантами динамической афазии.

Использоваалась диагностическая нейропсихологическая методика А.Р.Лурии; изучено 14 больных с динамической афазией.

Основным результатом исследования явилось то, что 4 из 14 больных справились с выполнением заданий по обследованию различных видов конструктивно-пространственной и счетной деятельности,  при том, что у них имелись характерные для динамической афазии нарушения речи: трудности сосредоточения даже на простых вопросах, отсутствие произвольной речи, мотивированной «изнутри», выступающие на фоне эхолалий и способности повторять даже сложные по звуковой структуре слова. Отмечались также нарушения внимания, интеллектуальных процессов, эмоционального реагирования (чаще эйфоричность), расстройства поведения, снижение активности, некритичность к ошибкам.

Все четверо больных имели в преморбиде высокий образовательный уровень и по роду деятельности (инженерной) в течение многих лет выполняли графико-пространственные  операции, доведенные таким образом до сепени стереотипизации.

Таким образом, исследование показало, что прочность приобретенных в преморбиде стереотипов играет важную роль для выполнения функций «заднего» мозга, так как для их осуществления не обязательна высокая активизация функции произвольного внимания.

Заключение: Изучение особенностей синдромов афазии расширяет рамки современной афазиологии и позволяет специалистам найти более точные методы, для преодоления нарушенных высших психических функций пациентов.

Авторы:
1) Елисеева Юлия Александровна,
логопед Центр патологии речи и нейрореабилитации,
Москва;
2) Дубинец Елена Августовна,
логопед Центр патологии речи и нейрореабилитации,
Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.