В данной статье представлен теоретический материал по проблеме готовности к овладению чтением дошкольниками с общим недоразвитием речи. Интерес к данной теме обусловлен тем, что одним из обязательных условий зачисления в школу является послоговое чтение. Однако в психолого-педагогической литературе остаются недостаточно изученными предпосылки освоения чтения детьми с нарушением речи, в частности особенности оптического восприятия детей.
В статье представлена характеристика процесса чтения как в норме, так и при нарушениях речи, а также компоненты чтения. Теоретический материал подкрепляется данными проведенного экспериментального исследования констатирующего характера.
Современная действительность предъявляет высокие требования к взрослому человеку. Но требования растут и к ребенку – будущему полноправному члену общества. В первую очередь, это касается школьного образования. Школы набирают детей в первый класс только после предварительного собеседования или тестирования, которое помогает опытным учителям и психологам выявить умения и способности будущих учеников. Интерес к теме обусловлен тем, что одним из обязательных условий зачисления является послоговое чтение. [3]
Процесс чтения в языках с фонетической письменностью начинается с восприятия буквы и анализа ее условного звукового значения.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь.
Прислушиваясь к звукам, подражая речи окружающих, дети учатся из огромного количества разнообразных звуков вычленять только те, которые несут смысловое значение, то есть слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками.
Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами.
Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.
На дальнейших этапах навык чтения превращается в зрительное узнавание слов, уже не обязательно включающее звукобуквенный анализ и синтез.
Зрительные функции, обеспечивающие в дальнейшем эти операции чтения, формируются у ребенка постепенно в дошкольном периоде, но этот процесс носит спонтанный, неорганизованный характер. Ребенок учится видеть так же, как учится ходить и говорить. По мере обогащения перцептивного опыта ребенок вырабатывает индивидуальные способы анализа зрительной информации, которые и составляют основу установления связей между реальными предметами, их изображениями и символами.
В современных условиях интенсивного развития возрастает роль зрительного восприятия в переработке информации, важным компонентом которой является чтение.
Таким образом, готовность детей дошкольного возраста к чтению, складывается из достаточной сформированности таких компонентов готовности, как фонематический слух и оптическое восприятие.
У детей с нарушением речи в связи со структурой дефекта выделяется ряд особенностей, выражающихся в несформированности компонентов готовности к чтению.
Общее недоразвитие речи — запутанный клубок причин и следствий, в центре которого неразличение фонем при восприятии и продуцировании речи. [4]
У таких детей наблюдаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, и смешения, когда в изолированной позиции звуки произносятся правильно, а в предложении они взаимозаменяются. Встречаются ошибки при передаче звуконаполняемости слов – перестановки, сокращения и замены звуков и слогов, особенно при стечении согласных звуков. Отмечается и недостаточность фонематических процессов.
Фонематическое недоразвитие детей проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа – при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук.
В психолого-педагогической литературе наименее изученным компонентом готовности к чтению детей с общим недоразвитием речи является оптическое восприятие.
В результате теоретического анализа литературы возникла необходимость проведения экспериментального исследования констатирующего характера с целью выявления специфики готовности к чтению детей с нарушениями речи.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад №224» комбинированного вида г. Новокузнецка.
Группы формировались по следующим критериям:
- Возраст;
- Пол;
- Единый дефект;
- Отсутствие сочетанного нарушения.
Для изучения готовности к чтению нами были использованы методики, направленные на изучение:
Оптического восприятия:
- Методика «Зашумленные картинки» (Лурия);
- Методика «Нахождение недостающих деталей» (Тест Векслера/Детский вариант/Субтест 7);
Фонематического слуха:
- Тест: «Найди звук» Н.И. Гуткиной;
- Методика исследования фонематического слуха (по Н.В. Нечаевой).
Также нами была разработана единая система оценки:
I уровень – 10 баллов, ребенок справился с заданиями на выявление особенностей оптического восприятия за время меньшее, чем 23 сек, в заданиях на выявление особенностей фонематического слуха ошибок не допустил
II уровень – 8-9 баллов, ребенок справился с заданиями на выявление особенностей оптического восприятия за время от 23 до 30 секунд, в заданиях на выявление особенностей фонематического слуха также ошибок не допустил
III уровень – 6-7 баллов, ребенок справился с заданиями на выявление особенностей оптического восприятия за время от 31 до 37 секунд, в заданиях на выявление особенностей фонематического слуха допустил 1-2 ошибки.
IV уровень – 4-5 баллов, ребенок справился с заданиями на выявление особенностей оптического восприятия за время от 38 до 47 секунд, в заданиях на выявление особенностей фонематического слуха допустил 3 ошибки.
V уровень — ребенок справился с заданиями на выявление особенностей оптического восприятия за время от 48 до 60 секунд, в заданиях на выявление особенностей фонематического слуха допустил 4 и более ошибок.
Таблица №1: «Уровни готовности к обучению чтению дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием».
Группа: | Дети: | Оптическое восприятие | Фонематический слух | Итог: | ||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Нормальное речевое развитие (старшая группа) | Саша С. | IV | IV | III | III | IV |
Наташа С. | IV | IV | I | I | III | |
Настя П. | V | IV | I | V | IV | |
Даша Б. | V | IV | I | III | III | |
Богдан Ч. | V | III | I | III | III | |
София М. | IV | III | III | I | III | |
Ульяна Б. | V | III | I | III | III | |
Тимур А. | IV | IV | I | I | III | |
Дима Л. | IV | IV | I | III | III | |
Андрей Л. | IV | IV | I | I | III | |
Группа детей с нарушениями речи (старшая группа) | Артем Т. | V | IV | III | IV | IV |
Дарья В. | V | IV | III | IV | IV | |
Антон А. | III | IV | I | I | II | |
Арина З. | V | IV | III | V | IV | |
Артем Б. | V | IV | III | IV | IV | |
Арина С. | V | IV | I | III | III | |
Оля Л. | V | IV | I | I | III | |
Полина Д. | V | IV | I | III | III | |
Паша Ч. | V | IV | I | I | III | |
Андрей Л. | IV | IV | I | III | III |
По результатам исследования выяснилось, что нарушения оптического восприятия и фонематического слуха есть у каждого ребенка с нарушением речи, но и в норме данные компоненты у детей развиты не очень хорошо. Так как 9 из 10 детей с нарушением речи имеют преимущественно IV и V уровни развития оптического восприятия, и 7 из 10 детей с нормальным речевым развитием также имеют IV и V уровни развития оптического восприятия.
Что касается фонематического слуха, то из таблицы видно, что 4 из 10 детей имеют преимущественно III и IV уровни развития фонематического слуха, а у детей с нормальным речевым развитием лишь у 1 ребенка из 10 в 2х методиках определился III уровень развития фонематического слуха.
Качественный анализ данных исследования готовности к чтению дошкольников показывает, что наибольшие трудности у детей вызывало выполнение заданий на обследование оптического восприятия – «Зашумленные картинки», дети тратили на выполнение задания к методике наибольшее количество времени, в результате, 8 детей из 10 с нарушением речи имеют V уровень, и 4 из 10 детей с нормальным речевым развитием также имеют V уровень.
В ходе выполнения заданий на обследование фонематического слуха, в тесте «Найди звук» Н.И. Гуткиной дети в норме и с нарушением речи в основном допускали ошибки лишь в слове – сталь, 2 ребенка из 10 с нормальным речевым развитием и 4 из 10 с нарушением речи.
Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей с нормальным речевым развитием и с нарушенным, по результатам исследования имеются схожие уровни, это обусловлено тем, что организованная коррекционная работа с детьми с нарушением речи практически не отличается от работы с детьми с нормальным речевым развитием. Низкий уровень по результатам исследования обусловлен возрастными особенностями детей.
Использованная литература:
- Агаркова Н.Г, Е.А. Бугрименко, П. С. Жедек, Г.А. Цукерман, — Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина / М.: Просвещение, 1993.
- Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. — М., 1953.
- Жихарева Ю. Готовность к школе – что это такое? //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №3
- Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей. // Дефектология, 1975, № 2
- Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.ЗиминаМ.: Издательский центр «Академия», 2003.
Евдокимова Екатерина Сергеевна, учитель-логопед, МБ ДОУ № 237, г. Новокузнецк |