Особенности готовности к чтению дошкольников с нарушением речи

Готовность к чтениюВ данной статье представлен теоретический материал по проблеме готовности к овладению чтением дошкольниками с общим недоразвитием речи. Интерес к данной теме обусловлен тем, что одним из обязательных условий зачисления в школу является послоговое чтение. Однако в психолого-педагогической литературе остаются недостаточно изученными предпосылки освоения чтения детьми с нарушением речи, в частности особенности оптического восприятия детей.

В статье представлена характеристика процесса чтения как в норме, так и при нарушениях речи, а также компоненты чтения. Теоретический материал подкрепляется данными проведенного экспериментального исследования констатирующего характера.

Современная действительность предъявляет высокие требования к взрослому человеку. Но требования растут и к ребенку – будущему полноправному члену общества. В первую очередь, это касается школьного образования. Школы набирают детей в первый класс только после предварительного собеседования или тестирования, которое помогает опытным учителям и психологам выявить умения и способности будущих учеников. Интерес к теме обусловлен тем, что одним из обязательных условий зачисления является послоговое чтение. [3]

Процесс чтения в языках с фонетической письменностью начинается с восприятия буквы и анализа ее условного звукового значения.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь.

Прислушиваясь к звукам, подражая речи окружающих, дети учатся из огромного количества разнообразных звуков вычленять только те, которые несут смысловое значение, то есть слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками.

Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами.

Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.

На дальнейших этапах навык чтения превращается в зрительное узнавание слов, уже не обязательно включающее звукобуквенный анализ и синтез.

Зрительные функции, обеспечивающие в дальнейшем эти операции чтения, формируются у ребенка постепенно в дошкольном периоде, но этот процесс носит спонтанный, неорганизованный характер. Ребенок учится видеть так же, как учится ходить и говорить. По мере обогащения перцептивного опыта ребенок вырабатывает индивидуальные способы анализа зрительной информации, которые и составляют основу установления связей между реальными предметами, их изображениями и символами.

В современных условиях интенсивного развития возрастает роль зрительного восприятия в переработке информации, важным компонентом которой является чтение.

Таким образом, готовность детей дошкольного возраста к чтению, складывается из достаточной сформированности таких компонентов готовности, как фонематический слух и оптическое восприятие.

У детей с нарушением речи в связи со структурой дефекта выделяется ряд особенностей, выражающихся в несформированности компонентов готовности к чтению.

Общее недоразвитие речи — запутанный клубок причин и следствий, в центре которого неразличение фонем при восприятии и продуцировании речи. [4]

У таких детей наблюдаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, и смешения, когда в изолированной позиции звуки произносятся правильно, а в предложении они взаимозаменяются. Встречаются ошибки при передаче звуконаполняемости слов – перестановки, сокращения и замены звуков и слогов, особенно при стечении согласных звуков. Отмечается и недостаточность фонематических процессов.

Фонематическое недоразвитие детей проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа – при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук.

В психолого-педагогической литературе наименее изученным компонентом готовности к чтению детей с общим недоразвитием речи является оптическое восприятие.

В результате теоретического анализа литературы возникла необходимость проведения экспериментального исследования констатирующего характера с целью выявления специфики готовности к чтению детей с нарушениями речи.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад №224» комбинированного вида г. Новокузнецка.

Группы формировались по следующим критериям:

  • Возраст;
  • Пол;
  • Единый дефект;
  • Отсутствие сочетанного нарушения.

Для изучения готовности к чтению нами были использованы методики, направленные на изучение:

Оптического восприятия:

  • Методика «Зашумленные картинки» (Лурия);
  • Методика «Нахождение недостающих деталей» (Тест Векслера/Детский вариант/Субтест 7);

Фонематического слуха:

  • Тест: «Найди звук» Н.И. Гуткиной;
  • Методика исследования фонематического слуха (по Н.В. Нечаевой).

Также нами была разработана единая система оценки:

I уровень – 10 баллов, ребенок справился с заданиями на выявление особенностей оптического восприятия за время меньшее, чем 23 сек, в заданиях на выявление особенностей фонематического слуха ошибок не допустил

II уровень – 8-9 баллов, ребенок справился с заданиями на выявление особенностей оптического восприятия за время от 23 до 30 секунд, в заданиях на выявление особенностей фонематического слуха также ошибок не допустил

III уровень – 6-7 баллов, ребенок справился с заданиями на выявление особенностей оптического восприятия за время от 31 до 37 секунд, в заданиях на выявление особенностей фонематического слуха допустил 1-2 ошибки.

IV уровень – 4-5 баллов, ребенок справился с заданиями на выявление особенностей оптического восприятия за время от 38 до 47 секунд, в заданиях на выявление особенностей фонематического слуха допустил 3 ошибки.

V уровень — ребенок справился с заданиями на выявление особенностей оптического восприятия за время от 48 до 60 секунд, в заданиях на выявление особенностей фонематического слуха допустил 4 и более ошибок.

Таблица №1: «Уровни готовности к обучению чтению дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием».

Группа: Дети: Оптическое восприятие Фонематический слух Итог:
1 2 3 4
Нормальное речевое развитие (старшая группа) Саша С. IV IV III III IV
Наташа С. IV IV I I III
Настя П. V IV I V IV
Даша Б. V IV I III III
Богдан Ч. V III I III III
София М. IV III III I III
Ульяна Б. V III I III III
Тимур А. IV IV I I III
Дима Л. IV IV I III III
Андрей Л. IV IV I I III
Группа детей с нарушениями        речи (старшая группа) Артем Т. V IV III IV IV
Дарья В. V IV III IV IV
Антон А. III IV I I II
Арина З. V IV III V IV
Артем Б. V IV III IV IV
Арина С. V IV I III III
Оля Л. V IV I I III
Полина Д. V IV I III III
Паша Ч. V IV I I III
Андрей Л. IV IV I III III

По результатам исследования выяснилось, что нарушения оптического восприятия и фонематического слуха есть у каждого ребенка с нарушением речи, но и в норме данные компоненты у детей развиты не очень хорошо. Так как 9 из 10 детей с нарушением речи имеют преимущественно IV и V уровни развития оптического восприятия, и 7 из 10 детей с нормальным речевым развитием также имеют IV и V уровни развития оптического восприятия.

Что касается фонематического слуха, то из таблицы видно, что 4 из 10 детей имеют преимущественно III и IV уровни развития фонематического слуха, а у детей с нормальным речевым развитием лишь у 1 ребенка из 10 в 2х методиках определился III уровень развития фонематического слуха.

Качественный анализ данных исследования готовности к чтению дошкольников показывает, что наибольшие трудности у детей вызывало выполнение заданий на обследование оптического восприятия – «Зашумленные картинки», дети тратили на выполнение задания к методике наибольшее количество времени, в результате, 8 детей из 10 с нарушением речи имеют V уровень, и 4 из 10 детей с нормальным речевым развитием также имеют V уровень.

В ходе выполнения заданий на обследование фонематического слуха, в тесте «Найди звук» Н.И. Гуткиной дети в норме и с нарушением речи в основном допускали ошибки лишь в слове – сталь, 2 ребенка из 10 с нормальным речевым развитием и 4 из 10 с нарушением речи.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей с нормальным речевым развитием и с нарушенным, по результатам исследования имеются схожие уровни, это обусловлено тем, что организованная коррекционная работа с детьми с нарушением речи практически не отличается от работы с детьми с нормальным речевым развитием. Низкий уровень по результатам исследования обусловлен возрастными особенностями детей.

Использованная литература:

  1. Агаркова Н.Г, Е.А. Бугрименко, П. С. Жедек, Г.А. Цукерман, — Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина / М.: Просвещение, 1993.
  2. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. — М., 1953.
  3. Жихарева Ю. Готовность к школе – что это такое? //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №3
  4. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей. // Дефектология, 1975, № 2
  5. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.ЗиминаМ.: Издательский центр «Академия», 2003.
Евдокимова Екатерина Сергеевна Евдокимова Екатерина Сергеевна,
учитель-логопед,
МБ ДОУ № 237, г. Новокузнецк
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Су Джок массажеры в логопедической работе Су Джок массажеры в логопедической работе
Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений
Проблемы речевого развития приёмного ребёнка — пути помощи Проблемы речевого развития приёмного ребёнка — пути помощи
Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР. Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.