Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР по теме «Весна»

Краткая аннотация: В данной методической разработке непосредственно образовательной деятельности представлен один из приемов интеграции образовательных областей в процессе коррекционно-развивающей работы по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста ( на примере темы «Весна» в подготовительной к школе логопедической группе).

ЦЕЛИ непосредственно образовательной деятельности:

  • закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь»;
  • интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные ЗАДАЧИ:

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов, определения количества слов в предложении; навыков выделения первых звуков в словах, соотнесения их с буквами и составления других слов из них;
  • совершенствование грамматического строя речи (согласование слов в предложении);
  • совершенствование умения составлять распространенные предложения с заданными словами, коллективный рассказ-описание;
  • развитие общих речевых навыков, умения выразительно читать стихотворения, интонационно передавать радость пробуждения природы, развивать поэтический слух;
  • развитие фонематических процессов, речевого и слухового внимания, зрительного внимания, памяти;
  • автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
  • воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • закрепить знания о весне, уточнить ее приметы;
  • совершенствование навыков и умений работать со схемой, моделью.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
  • формирование интереса и потребности в чтении;
  • развитие продуктивной деятельности (сюжетное рисование);
  • развитие детского творчества.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • воспитание культуры межличностных отношений;
  • воспитание ответственности, сотрудничества в совместной деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • совершенствование умений использовать специальные упражнения для
  • укрепления здоровья (динамическая пауза «Весна», релаксация «Улыбка»);
  • развитие двигательной активности, мимической выразительности;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

Методы и приемы:

  • наглядный (пособия, картинки);
  • словесный (совместная речевая деятельность);
  • игровой (сюрпризный момент, динамическая пауза);
  • практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», словарь по теме «Весна».

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: письмо, макет книжки-малышки, доска, столы, тарелочки с раздаточным материалом для схемы предложения, карточки с картинками, звуковыми и слоговыми схемами, простые и цветные карандаши, фломастеры, магниты.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, звуковой анализ слов, выделение первого звука в словах и составление нового слова, составление предложений с заданным словом, определение порядка и количества слов в предложении, разучивание стихов.

Место проведения: логопедическая группа.

Количество детей: 12 человек.

Ход НОД:

1. Организационный момент:

- Ребята, недавно мне позвонил Незнайка и рассказал, что у него есть «сногсшибательная» (очень удивительная) новость. Оказывается, он узнал, что книги можно не только купить, но и сделать самим. Незнайка решил сделать книжку-малышку. Он прислал ее нам в большом конверте. Хотите посмотреть? (логопед достает из большого конверта макет книжки-малышки и показывает детям) Интересная книжка? (нет, у нее есть обложка, но нет названия; у нее чистые страницы, на них ничего не написано и нет иллюстраций) Что делать? (помочь Незнайке: написать и нарисовать что-нибудь)

- О чем книжку хотел сделать Незнайка, вы узнаете, если отгадаете загадку:

ОНА ПРИХОДИТ С ЛАСКОЮ
И СО СВОЕЮ СКАЗКОЮ.
ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКОЙ
ВЗМАХНЕТ –
В ЛЕСУ ПОДСНЕЖНИК
РАСЦВЕТЕТ. (весна)

2. Работа над звуко-слоговым анализом слов.

- Страничек у Незнайки в книжке очень мало и какие-то они странные: на них стоят только номера!? Еще в конверте Незнайка прислал карточки с картинками и полоски с цифрами и схемами (см. фото 1).

Фото 1

Работа над звуко-слоговым анализом слов

Ребята, я, кажется, поняла, в чем дело! Ведь Незнайка еще не выучил буквы и не умеет их писать, поэтому слова он зашифровал картинками. Что обозначают эти схемы? (звуковые и слоговые схемы слов) (см. фото 1). А что обозначают цифры? (номера страниц в книжке).

- Как узнать слова, которые должны быть на страницах? (надо «расшифровать» слова по картинкам) (см. фото1). Дети рассаживаются за столы, работают парами, каждая пара «расшифровывает» своё слово и записывает его буквами на отдельном листочке, затем рисует цветными карандашами его звуковую схему и чертит слоговую.

Слова:

весна — Ветка – Ежи – Снежинка – Носки — Апельсин
снег – Стул, Ножницы , Ежи, Гусь
река – Репа, Ель, Карандаш, Автобус
ветер – Ведро, Ель, Тапки, Ежи, Ракета
дерево – Диван, Ели, Репа, Ежи, Варежки, Осы
грачи – Гусь, Рыбы, Автобус, Часы, Иголки

- Давайте узнаем, какое слово будет на каждой странице? (дети соотносят свои звуковые и слоговые схемы слов со схемами на полосках).

Динамическая пауза:

Дует теплый южный ветер,
(дети машут кистями рук на себя)
Солнышко все ярче светит,
(показать руками круг через стороны — «солнце»)
Снег худеет, мякнет, тает,
(расслабленные кисти опустить вниз)
Грач горластый прилетает.
(кистями рук показать «птицу», «помахать крыльями»)
Мишке стало не до сна –
(покачать указательным пальцем правой руки из стороны в сторону)
Это к нам идет весна.
(хлопки в ладоши)

3. Работа с предложением.

- Теперь мы с вами знаем, о чем Незнайка хотел рассказать на каждой страничке. Получилась книжка? (нет, там только просто слова; это неинтересно) Что нужно сделать, чтобы можно было что-нибудь прочитать? (надо что-нибудь написать на каждой странице). Хорошо, каждый из вас постарается составить интересное предложение со своим словом, выложит схему этого предложения, а я запишу его внизу на вашей страничке.

Примерные предложения:

К нам пришла долгожданная весна.
Весной тает снег и бегут звонкие ручейки по дорожкам.
Весной зайчик поменял шубку белую на серую.
На реке начал таять лёд и поплыли большие льдины.
Весной дует теплый сильный ветер и качает деревья.
На ветках деревьев набухают почки и появляются маленькие зеленые листочки.
Весной на деревьях птицы вьют гнёзда и откладывают в них яйца, чтобы вывести птенцов.
Из тёплых стран вернулись грачи и стали делать гнёзда из веточек.
Чёрные грачи ходят по вспаханным полям и клюют червяков.

(затем дети по очереди в соответствии с номерами страниц в книжке озвучивают свои предложения).

- Ребята, у вас получился целый рассказ о весне. Как вы думаете, читателю понравится такая книжка? (не совсем, не хватает картинок). Я предлагаю вам подумать, какую картинку можно нарисовать к вашему предложению, и потом в свободное время это сделать. После этого ваши странички мы вклеим в книжку-малышку.

4. Работа над связной речью.

- Хорошо, что Незнайка решил сделать книжку о весне! Многие поэты посвятили весне свои стихи. Ребята, какие стихи о весне вы знаете? Расскажите.

(дети встают полукругом и читают стихи о весне, подобранные каждому с целью введения в речь исправленных звуков)

5. Итог.

- Как вы думаете, можно напечатать эти стихи в Незнайкину книжку? (можно). Захотелось бы вам почитать такую книжку? Я думаю, книжка-малышка получится очень интересной, красивой и познавательной, а Незнайка будет очень благодарен вам за вашу помощь!

Фото 2

Книжка-малышка Весна

В дальнейшем в совместной деятельности детей с воспитателями была изготовлена книжка-малышка «Весна» – см. фото 2.

Дьячкова Алла Васильевна Дьячкова Алла Васильевна,
учитель-логопед,
МКДОУ детский сад №490 комбинированного вида,
город Новосибирск
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.