Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР по теме «Весна»

Краткая аннотация: В данной методической разработке непосредственно образовательной деятельности представлен один из приемов интеграции образовательных областей в процессе коррекционно-развивающей работы по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста ( на примере темы «Весна» в подготовительной к школе логопедической группе).

ЦЕЛИ непосредственно образовательной деятельности:

  • закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь»;
  • интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные ЗАДАЧИ:

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов, определения количества слов в предложении; навыков выделения первых звуков в словах, соотнесения их с буквами и составления других слов из них;
  • совершенствование грамматического строя речи (согласование слов в предложении);
  • совершенствование умения составлять распространенные предложения с заданными словами, коллективный рассказ-описание;
  • развитие общих речевых навыков, умения выразительно читать стихотворения, интонационно передавать радость пробуждения природы, развивать поэтический слух;
  • развитие фонематических процессов, речевого и слухового внимания, зрительного внимания, памяти;
  • автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
  • воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • закрепить знания о весне, уточнить ее приметы;
  • совершенствование навыков и умений работать со схемой, моделью.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
  • формирование интереса и потребности в чтении;
  • развитие продуктивной деятельности (сюжетное рисование);
  • развитие детского творчества.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • воспитание культуры межличностных отношений;
  • воспитание ответственности, сотрудничества в совместной деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • совершенствование умений использовать специальные упражнения для
  • укрепления здоровья (динамическая пауза «Весна», релаксация «Улыбка»);
  • развитие двигательной активности, мимической выразительности;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

Методы и приемы:

  • наглядный (пособия, картинки);
  • словесный (совместная речевая деятельность);
  • игровой (сюрпризный момент, динамическая пауза);
  • практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», словарь по теме «Весна».

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: письмо, макет книжки-малышки, доска, столы, тарелочки с раздаточным материалом для схемы предложения, карточки с картинками, звуковыми и слоговыми схемами, простые и цветные карандаши, фломастеры, магниты.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, звуковой анализ слов, выделение первого звука в словах и составление нового слова, составление предложений с заданным словом, определение порядка и количества слов в предложении, разучивание стихов.

Место проведения: логопедическая группа.

Количество детей: 12 человек.

Ход НОД:

1. Организационный момент:

- Ребята, недавно мне позвонил Незнайка и рассказал, что у него есть «сногсшибательная» (очень удивительная) новость. Оказывается, он узнал, что книги можно не только купить, но и сделать самим. Незнайка решил сделать книжку-малышку. Он прислал ее нам в большом конверте. Хотите посмотреть? (логопед достает из большого конверта макет книжки-малышки и показывает детям) Интересная книжка? (нет, у нее есть обложка, но нет названия; у нее чистые страницы, на них ничего не написано и нет иллюстраций) Что делать? (помочь Незнайке: написать и нарисовать что-нибудь)

- О чем книжку хотел сделать Незнайка, вы узнаете, если отгадаете загадку:

ОНА ПРИХОДИТ С ЛАСКОЮ
И СО СВОЕЮ СКАЗКОЮ.
ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКОЙ
ВЗМАХНЕТ –
В ЛЕСУ ПОДСНЕЖНИК
РАСЦВЕТЕТ. (весна)

2. Работа над звуко-слоговым анализом слов.

- Страничек у Незнайки в книжке очень мало и какие-то они странные: на них стоят только номера!? Еще в конверте Незнайка прислал карточки с картинками и полоски с цифрами и схемами (см. фото 1).

Фото 1

Работа над звуко-слоговым анализом слов

Ребята, я, кажется, поняла, в чем дело! Ведь Незнайка еще не выучил буквы и не умеет их писать, поэтому слова он зашифровал картинками. Что обозначают эти схемы? (звуковые и слоговые схемы слов) (см. фото 1). А что обозначают цифры? (номера страниц в книжке).

- Как узнать слова, которые должны быть на страницах? (надо «расшифровать» слова по картинкам) (см. фото1). Дети рассаживаются за столы, работают парами, каждая пара «расшифровывает» своё слово и записывает его буквами на отдельном листочке, затем рисует цветными карандашами его звуковую схему и чертит слоговую.

Слова:

весна — Ветка – Ежи – Снежинка – Носки — Апельсин
снег – Стул, Ножницы , Ежи, Гусь
река – Репа, Ель, Карандаш, Автобус
ветер – Ведро, Ель, Тапки, Ежи, Ракета
дерево – Диван, Ели, Репа, Ежи, Варежки, Осы
грачи – Гусь, Рыбы, Автобус, Часы, Иголки

- Давайте узнаем, какое слово будет на каждой странице? (дети соотносят свои звуковые и слоговые схемы слов со схемами на полосках).

Динамическая пауза:

Дует теплый южный ветер,
(дети машут кистями рук на себя)
Солнышко все ярче светит,
(показать руками круг через стороны — «солнце»)
Снег худеет, мякнет, тает,
(расслабленные кисти опустить вниз)
Грач горластый прилетает.
(кистями рук показать «птицу», «помахать крыльями»)
Мишке стало не до сна –
(покачать указательным пальцем правой руки из стороны в сторону)
Это к нам идет весна.
(хлопки в ладоши)

3. Работа с предложением.

- Теперь мы с вами знаем, о чем Незнайка хотел рассказать на каждой страничке. Получилась книжка? (нет, там только просто слова; это неинтересно) Что нужно сделать, чтобы можно было что-нибудь прочитать? (надо что-нибудь написать на каждой странице). Хорошо, каждый из вас постарается составить интересное предложение со своим словом, выложит схему этого предложения, а я запишу его внизу на вашей страничке.

Примерные предложения:

К нам пришла долгожданная весна.
Весной тает снег и бегут звонкие ручейки по дорожкам.
Весной зайчик поменял шубку белую на серую.
На реке начал таять лёд и поплыли большие льдины.
Весной дует теплый сильный ветер и качает деревья.
На ветках деревьев набухают почки и появляются маленькие зеленые листочки.
Весной на деревьях птицы вьют гнёзда и откладывают в них яйца, чтобы вывести птенцов.
Из тёплых стран вернулись грачи и стали делать гнёзда из веточек.
Чёрные грачи ходят по вспаханным полям и клюют червяков.

(затем дети по очереди в соответствии с номерами страниц в книжке озвучивают свои предложения).

- Ребята, у вас получился целый рассказ о весне. Как вы думаете, читателю понравится такая книжка? (не совсем, не хватает картинок). Я предлагаю вам подумать, какую картинку можно нарисовать к вашему предложению, и потом в свободное время это сделать. После этого ваши странички мы вклеим в книжку-малышку.

4. Работа над связной речью.

- Хорошо, что Незнайка решил сделать книжку о весне! Многие поэты посвятили весне свои стихи. Ребята, какие стихи о весне вы знаете? Расскажите.

(дети встают полукругом и читают стихи о весне, подобранные каждому с целью введения в речь исправленных звуков)

5. Итог.

- Как вы думаете, можно напечатать эти стихи в Незнайкину книжку? (можно). Захотелось бы вам почитать такую книжку? Я думаю, книжка-малышка получится очень интересной, красивой и познавательной, а Незнайка будет очень благодарен вам за вашу помощь!

Фото 2

Книжка-малышка Весна

В дальнейшем в совместной деятельности детей с воспитателями была изготовлена книжка-малышка «Весна» – см. фото 2.

Дьячкова Алла Васильевна Дьячкова Алла Васильевна,
учитель-логопед,
МКДОУ детский сад №490 комбинированного вида,
город Новосибирск
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.