Фронтальное занятие по формированию фонетической стороны речи на материале неречевых звуков в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

В гостях у Большого УхаАннотация. Данное занятие проводится как итоговое в подготовительный период по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.  Для того, чтобы развитие слухового внимания и фонематическое восприятие на неречевых звуках приносило детям радость и как можно дольше удерживало их внимание, был придуман сюжет с оригинальным персонажем, зовут которого Большое ухо.

Название работы:

Фронтальное занятие по формированию фонетической стороны речи на материале неречевых звуков в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

«В гостях у Большого Уха».

Цель:

  • Развивать слуховое восприятие, внимание, память на неречевых звуках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Формировать слуховое внимание, восприятие, память детей на неречевых звуках;
  • восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек, действий;
  • дифференциация по способу воспроизведения;
  • дифференциация по месту воспроизведения;
  • дифференциация по ритму (ритмические рисунки);
  • дифференциация по силе звучания (громко – тихо);
  • дифференциация по количеству предметов (один – много);
  • дифференциация по размеру предмета (маленький – большой);
  • дифференцировать звуки транспорта.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать чувство ритма;
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать слуховое внимание, память;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • активизировать глагольный словарь: скрипит, звенит, звонит, заводится, льется, лает, кудахчет, пищит, мяукает;
  • актуализировать словарь по лексическим темам: «Музыкальные игрушки, транспорт, продукты, домашние животные и их детеныши»;
  • учить употреблять существительные в единственном и множественном числе;
  • учить детей ориентироваться в пространстве с помощью звука;
  • готовить к овладению диалогической формой общения.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение слушать друг друга;
  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
  • воспитывать желание детей поддерживать положительное настроение сказочного героя.

Оборудование:

  • музыкальные инструменты и игрушки, бубен, колокольчик, стаканчики с крупами, торт, презентация, экран, ширма.

Предварительная работа:

  • просмотр мультфильма «Большое Ухо»,
  • восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек, действий;
  • дифференциация по способу воспроизведения;
  • дифференциация по темпу (быстро – медленно);
  • дифференциация по ритму (ритмические рисунки);
  • дифференциация по силе звучания (громко – тихо);
  • дифференциация по месту воспроизведения;
  • дифференциация по удаленности предмета;
  • дифференциация по количеству предметов (один – много);
  • дифференциация по размеру предметов (маленький – большой);
  • дифференциация звуков транспорта;
  • заучивание стихотворения «Звуки»;
  • ознакомление с пальчиковой гимнастикой «Большое Ухо».

1. Организационный момент.

- Ребята, вы помните сказку «Белоснежка и семь гномов»? Попробуйте изобразить разных гномов. Ворчуна. Какое у него лицо? Покажите, какой был гном Весельчак. Изобразите гнома Лентяя, работящего, сердитого и грустного гнома.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед. Сегодня утром в детский сад пришла телеграмма от сказочного героя, а от какого вы узнаете сами. Если вы услышите вот такой звук // / — это Незнайка, такой / // — это Колобок, а такой /// — это Большое Ухо. Закройте глаза и послушайте.

Дети угадывают Большое Ухо.

- Помните, ребята, мы смотрели мультфильм про Большое Ухо, он прислал нам телеграмму «Здравствуйте, ребята! (СЛАЙД №1 На бревне сидит Большое Ухо, а рядом стоит торт). Пишет вам Большое Ухо. Как вы уже знаете, я обожаю слушать различные звуки, поэтому придумал для вас игру. У меня есть вот такой вкусный торт. Думаете, он вам достанется? (СЛАЙД №2 ) Я его спрятал. Если выполните правильно мои задания, то соберете все 8 кусочков для каждого из вас.
Логопед. Ну что, ребята, поиграем с Большим Ухом?

3. «Один – много» музыкальные игрушки.

Логопед. Большое Ухо предлагает послушать, сколько музыкальных игрушек звучит и поиграть в игру «Один — много».

Логопед с помощью одного или двух детей играет одним или двумя одинаковыми инструментами за ширмой, а дети проверяют свои ответы по экрану. (СЛАЙДЫ №3)

Барабан — барабаны
Бубен – бубны
Колокольчик — колокольчики
Погремушка — погремушки
Металлофон — металлофоны
Маракас — маракасы и т.д.

(Барабаны, колокольчики, бубен, маракасы, металлофон, погремушки)

- Посмотрите, вы верно выполнили задание Большого Уха, потому что появился кусочек торта. СЛАЙД №4

4. Пальчиковая гимнастика «Большое Ухо».

Дети стоят около своих стульев.

Логопед. А ведь мы знаем стихотворение про Большое Ухо, давайте ему расскажем, вдруг появится еще кусочек торта.

Большое Ухо любит слушать Сжимают, разжимают кулачки.
Звуки разные, везде,
Отростил большие уши, Показывают ладонями уши.
Чтобы лучше ими слушать:
Шум дождя, воды в реке, Загибают пальцы на обеих руках начиная с большого.
Транспорт разный вдалеке,
Музыкальные игрушки
И шуршанье в тишине.

Логопед. Посмотрите, появился еще один кусочек. СЛАЙД №6

5. «Угадай, кто подает голос?»

СЛАЙД №7

Логопед. Посмотрите, какие домашние животные, птицы и их детеныши появились на нашем экране. Назовите их.

Котенок – кошка, собака – щенок, курица – цыпленок.

Надо угадать, кто подает голос.

Например: Щенок лает. Собака лает. Курица кудахчет. Цыпленок пищит. Котенок мяукает. Кошка мяукает. Отгадка пропадает, а затем появляется.

- Посмотрите на экран, появился кусочек торта. СЛАЙД №8

6. «Угадай звуки улицы»

Логопед. Ребята, представьте, что мы вышли на улицу и идем по тротуару вдоль дороги, нам слышны звуки транспорта. Послушайте, какие? СЛАЙД №9 (Фото улицы + звуки транспорта)

- Большое Ухо отдал нам еще один кусочек. СЛАЙД №10

7. Физминутка.

Логопед. Большое Ухо приглашает нас на игру. Встаньте в круг, под тихий звук бубна вы идете на носочках, под громкий звук – маршируете.

Большому Уху нравиться, как мы веселим его. А вот и еще кусочек. СЛАЙД № 11

8. «Найди пару».

Логопед. Ой, Большое Ухо опять что-то придумал. Оставил припасы продуктов в баночках: в этой манная крупа, в этой горох, в этой рис, а в этой гречневая крупа (4 прозрачных пластиковых стаканчика). Каждому стаканчику необходимо найти пару (на каждый стол ставится по 4 стаканчика, с разноцветной самоклеящейся пленкой с разными крупами. Каждому на стол ставится 1 эталон, к которому необходимо подобрать пару.)

- Ребята, подберите к своей баночке с крупой пару, подходящую по звуку.

- Ура! Большому Уху понравилось, как мы выполнили его задание! И он возвращает нам еще один кусочек торта СЛАЙД №12

9. «Где звучит колокольчик?»

Логопед. Большое Ухо очень любит игры с колокольчиком. Поэтому передал его мне, чтобы я с вами поиграла. Вы закроете глаза, а я буду звенеть колокольчиком в разных местах нашего зала. А откроете глаза только тогда, когда я спрошу «Где звенел колокольчик?» справа, слева, вверху, внизу, сзади или впереди от вас.

- Ребята, а вот и еще кусочек торта. Слайд №13

10. «Какой предмет издает звук?»

Логопед. (СЛАЙД №14) Посмотрите на экран и угадайте, какой предмет издает звук. Скажите, какие предметы издавали звуки.

Машина заводилась, дверь скрипела, вода лилась, звонок звенел, телефон звонил.

11. «Чтение стихотворения о звуках»

Логопед. Как же нам получить последний кусочек торта, ведь на всех кусочков не хватает? Я знаю, мы расскажем Большому Уху стихотворение о звуках.

Мы слышим их ушами, Показывают уши.
Не видим их глазами. Закрывают глаза.
Повсюду окружают нас Разводят руками.
И в тишине звучат. Показывают колокольчик.

12. Итог занятия.

Логопед. Ура! Мы собрали весь торт по кусочкам и Большое Ухо очень доволен игрой СЛАЙД №15, но чтобы кусочки торта на экране превратились в настоящие, ответьте на мои вопросы. Звуки мы слышим или видим? Слышим. А что помогает человеку слышать звуки? Уши.

- Ваши уши внимательно слушали звуки и их различали, поэтому вы получаете настоящие кусочки торта, которыми полакомитесь в группе.

Слайд №16. Фрагмент из мультфильма с танцующим Большим Ухом «Мы медузы, мы медузы».

Максимовских Юлия Сергеевна,
учитель-логопед,
МОУ №34 детский сад комбинированного вида
Копейского городского округа
Челябинской области, город Копейск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.