Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР

Тема ТранспортАннотация. Данное занятие проводится как итоговое по теме «Транспорт» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Занятие имеет интересный сюжет в виде путешествия на необычную планету Транспортандию. Во время всего занятия у детей поддерживается неугасаемый интерес к игровой ситуации, подогреваемый постоянными передвижениями в пространстве.

Итоговое занятие по теме «Транспорт»

Задача:

  • формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Транспорт».

Цели:

Образовательные:

  • Продолжать учить согласованию количественных числительных с прилагательными и существительными; согласованию прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; подбору существительных к глаголу и глаголов к существительному;
  • Закреплять формирование обобщающих понятий «пассажирский транспорт», «специальный», «грузовой»; дифференцировать грузовой, специальный и пассажирский транспорт;
  • Упражнять детей в практическом употреблении существительных в родительном падеже; в употреблении множественного числа существительных;
  • Уточнить понимание и практическое употребление приставочных глаголов и предлогов в речи;
  • Упражнять в составлении описательных рассказов по опорной схеме;
  • Упражнять в определении первого звука в слове.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать умение понимать обращенную речь; слуховое внимание;
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве;
  • Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия;
  • Развивать чувство эмпатии; снять мышечное напряжение и эмоциональные зажимы.

Оборудование:

  • предметные картинки грузового, пассажирского, специального транспорта;
  • наборное полотно;
  • зеленые сигналы на каждого ребенка;
  • игрушки (самолет, самосвал);
  • схема описательного рассказа;
  • презентация «Путешествие на Транспортандию».

Ход занятия:

1. Мотивационная часть.

СЛАЙД №1

- Представьте, что мы сегодня отправляемся в путешествие на планету Транспортандию. Вот так она выглядит из космоса.

СЛАЙД №2

- А помогать нам ориентироваться в нашем путешествии будет вот этот монитор путешественника.

2. Основная часть.

1. «Назови первый звук»

- А на чем мы полетим? Конечно, на другую планету на космическом корабле, ведь это космический транспорт. В него сядет тот, кто назовет первый звук в названии своей картинки.

2. «Отгадай загадки»

- Все готовы к полету? 10, 9, 8, 7….1 Пуск! Мы взлетели. Чтобы наш полет прошел успешно, и вы не почувствовали перегрузок, отгадайте загадки.

По асфальту едет дом,
ребятишек много в нем.
А над крышей вожжи,
он ходить без них не может. (троллейбус)

Очень рано за окошком –
стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
ходят красные дома.(трамвай)

Паровоз без колес,
вот так чудо – паровоз.
Не с ума ли он сошел –
прямо по морю пошел? (пароход)

Не машет крылом, а летает,
Не птица, а всех обгоняет. (самолет)

Несется и стреляет,
ворчит скороговоркой
Трамваю не угнаться
за этой тараторкой. (мотоцикл)

Чтоб тебя я повез,
мне не нужен овес,
Накорми меня бензином,
на копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
побежит…(автомобиль)

Что за чудо – белый дом,
ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
и питается бензином. (автобус)

- Скажите, этот транспорт перевозит грузы или людей? – Этот транспорт перевозит людей.

- Как называют людей, которые едут в транспорте? – В транспорте едут пассажиры.

- Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? Пассажирский.

3. «Чего не стало?»

- Внимательно посмотрите на монитор путешественника, чего не стало?

4. «Угадай по действию»

- Догадайтесь, про какой транспорт я скажу.

Эта машина помогает тушить пожары. СЛАЙД №4
Эта машина поливает улицы.
Эта машина перевозит больных.

(Логопед выставляет скорую помощь, пожарную машину, поливальную машину на вторую строчку наборного полотна).

- Как называется этот транспорт? Специальный.

- А кто знает сложные названия грузового транспорта. (Молоковоз, бензовоз, цементовоз, бетономешалка, землечерпалка, муковоз и т.д.) СЛАЙД№5.

5. «Назови ласково»

СЛАЙД №6

- Посмотрите, ребята, видна Транспортандия. Возьмите подзорную трубу и рассмотрите грузовик. Его части кажутся такими маленькими, назовите их. (Колесико, кабинка, зеркальце, стеклышко)

6. Физминутка «Ехали, мы ехали».

- Вот мы и прилетели. Чтобы покатиться по этой стране, я предлагаю пересесть на автобус, поехали. От космодрома мы отъехали. К тоннелю подъехали. В тоннель заехали. Из тоннеля выехали. До моста доехали. На мост заехали. По мосту проехали. С моста съехали. На поляну приехали. Т.д.

7. «Угадай транспорт по звуку» СЛАЙДЫ С 7-12.

- Ребята, выходите на поляну. Смотрите, как тут тихо, красиво, но все еще слышны звуки транспорта. Ложитесь отдохнуть и послушать, какой транспорт издает звук.

8. «Четвертый лишний»

- Присаживайтесь в автобус, поиграем в игру «4–й лишний».

Грузовик, молоковоз, бетономешалка, скорая помощь.
Техпомощь, пожарная машина, автобус, поливальная машина.
Самолет, поезд, грузовик, трамвай.

9. «Подбери действие к предмету»

- На Транспортандии тоже есть светофоры. Сейчас вы на минутку станете зеленым сигналом светофора. Если я правильно называю действие, подходящее к этому предмету, вы поднимаете зеленый флажок.

Самолет – летит, плывет, стоит, гудит, взлетает, прыгает, отплывает.
Самосвал – едет, гудит, летит, стоит, заезжает, разгружается, плывет.

10. «У меня есть» — «Один-много» СЛАЙД №13

- У меня есть автобус. — А у меня есть много автобусов.

- У меня есть трамвай. – А у меня есть много трамваев.

11. «Слова перепутались»

- Мы подъехали к железнодорожному вокзалу. Пора пересаживаться на поезд. А вагоны в поезде перепутались. Если слова в предложении встанут на свои места, то и вагоны тоже окажутся на своих местах.

Зеленая едет машина домами между. Синий едет грузовик мосту по.

12. «Сосчитай-ка» — речь с движением.

СЛАЙД №14

- Посмотрите на монитор путешественника, станция «Сосчитай-ка». Надо сосчитать вертолеты.

13. Составление описательных рассказов. СЛАЙД №15

- На этой станции мы пересаживаемся на корабль, чтобы доплыть до космодрома, с которого отправимся домой. Во время плавания, будем рассказывать о транспорте, который видели. А помогать нам будет карта-подсказка.

3. Рефлексивная часть.

- Мы приплыли на космодром, пора отправляться домой. Все готовы 10, 9, 8….1 Пуск!

- Вы запомнили, как называется транспорт, который перевозит грузы? Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? А как называется транспорт, который выполняет специальные задачи?

- Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего?

СЛАЙД №16

- Вот мы благополучно приземлились. Я предлагаю вам нарисовать дома транспорт, которого нет на планетах Земля и Транспортандия. Например, вертобус, автобусоход, мотокорабль, кораблетрактор, трамволет.

Максимовских Юлия Сергеевна,
учитель-логопед,
МОУ №34 детский сад комбинированного вида
Копейского городского округа
Челябинской области, город Копейск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.