Формирование элементарных представлений об основных структурных единицах речи (текст, предложение, слово) на основе графических моделей

Тема: Формирование элементарных представлений об основных структурных единицах речи (текст, предложение, слово) на основе графических моделей.

Цель: Практическое осознание элементов языка детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать представление детей об основных единицах русского языка:

  • текст и его части;
  • предложение;
  • слова, называющие предмет;
  • слова, называющие признак предмета;
  • слова, называющие действия предмета;
  • вспомогательные слова.

2. Формирование представлений о данных структурных единицах речи на основе наглядно-образного восприятия.

3. Учить вычленять языковые единицы речи и передавать системные отношения между ними при помощи графической системы моделирования.

Актуальность работы.

Актуальность данной разработки определяется необходимость введения в активное пользование детей таких понятий:

  • текст и его части;
  • слова, называющие предмет;
  • слова, называющие признак предмета;
  • слова, называющие действие предмета;
  • вспомогательные слова.

Сформировать данные понятия без зрительной опоры практически невозможно, так как ведущими видами восприятия и мышления в дошкольный период, являются наглядно-действенное и наглядно-образное.

Поэтому формирование представления о структурных элементах речи на основе графических моделей, именно в этот период, считаю оправданным.

Содержание.

I. Введение.
II. Текст. Заглавие.
III. Предложение. Слова
IV. Слова, называющие предмет.
V. Слова, которые я пишу с большой буквы.
VI. Слова, называющие действие предмета.
VII. Слова, называющие признак предмета.
VIII. Вспомогательные слова.

Введение.

В рамках ознакомления детей с основными элементами языка дети знакомятся с восемью структурными единицами:

1. Текст.
2. Заглавие.
3. Предложение.
4. Слово.
а) Слово, называющее предмет.
б) Слово, называющее действие предмета.
в) Слово, называющее признак предмета.
г) Вспомогательное слово.

Учитывая сложность теоретического содержания данных понятий для детей дошкольного возраста, объяснить их без опоры на наглядность практически невозможно. Многие педагоги, такие как Коноваленко Т. Т, Нищева, Агаркова Н. Г. и др. к их числу отношусь и я, учитывая, что ведущими видами мышления в данном возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное, предлагают данные понятия вводить на основе манипуляций с вполне ощутимыми моделями. На основе образов и действий с ними. Соотнося конкретные предложения, слова с графической моделью, дети знакомятся со структурой текста, элементами его построения.

Усвоение наглядно-образных представлений об основных единицах языка начинается с работы над текстом. На первоначальном этапе дети учатся слушать тест, отвечать на вопросы, озаглавливать текст и его части.
Понятие «текст» представлено в виде дома, заглавием которого является крыша. Текст в воображении ребенка должен ассоциироваться «с домом, в котором живут и дружат предложения». Заглавие объединяет все эти предложения.
Этажи – белые полоски – предложения. На каждой полоске располагаются синие прямоугольники – слова. Слова могут быть разными, и к ним можно задать разные вопросы, но в предложении они дружат между собой. На прямоугольники могут накладываться белые мелкие прямоугольники – слоги – комнаты квартир (один, два, три и т. д. слога – одна, двух, трех- комнатные квартиры). Звуки – окна квартир – квадраты красного, синего, зеленого цветов.

Обучение начинается с чтения знакомых с детства сказок. После прочтений педагог задает детям вопросы по содержанию. Как минимум одно предложение к каждой иллюстрации. Затем дети находят иллюстрации к пропущенным местам в сказке, восстанавливая сюжет. Данная работа помогает научить дошкольника устанавливать логические причинно-следственные связи единиц (предложений) в тексте. В данном направлении уже много лет очень результативно работает учитель-логопед детского сада № 194 Пантелеева Н. Н. Каждое предложение текста, на занятии по связной речи обозначается символически, и в процессе воспроизведения ребенок опираясь на свои рисунки способен воспроизвести текст, т. е. восстановить сюжетную линию.

Далее детям дается представление о предложении, как самостоятельной единице. Каждое предложение можно обозначить графически – длинная белая полоска. Если предложение является частью текста, можно весь текст представить в виде следующих друг под другом полосок (предложений). Говорится о том, что в тексте все предложения «дружат» друг с другом, располагаются в определенной последовательности (у каждого есть определенное место в общей модели текста) и подчинены общему смыслу, объединяет их заглавие. Когда для работы требуется одно предложение можно вынести его отдельной полосой. У детей формируется образное представление, о том, что в предложение можно поселить слова, т. е. «записать» его. Слова могут быть разными, они могут называть предмет, его действие, признак. Слова обозначаются синими прямоугольниками. Для удобства при составлении схем сам прямоугольник обозначает только слово – как единицу, а различение по смыслу слова осуществляется при помощи отдельных фишек обозначающих предмет, действие, признак. Слова взаимодействуют друг с другом, дружат, подчиняются друг другу. Они следуют в определенной последовательности, зависят друг от друга. У детей формируется представление о том, что каждое предложение несет в себе смысловую и грамматическую нагрузку. Параллельно детей знакомим с правилами написания слов в предложении:

  1. Первое слово в предложении пишем с большой буквы. С большой буквы пишем так же имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов.
  2. Слова в предложении пишем отдельно, оставляем между ними дорожки.
  3. В конце предложения ставим точку.

В рамках данной методики даем детям представление о предлогах. Обозначая их как вспомогательные сова, которые помогают нам определить место предмета в пространстве по отношению к другим предметам. Обозначаем их треугольником желтого цвета с определенной символикой. Данная символика представлена прямоугольником и точкой находящейся, которая расположена в нескольких положениях по отношению к нему, и буквами которые уже знакомы детям.

Вся данная работа помогает нам на основе графических моделей и действий дать детям представление о тексте и его составляющих как о целостной системе (доме) все элементы которой значимы и взаимодействуют друг с другом. Многократное использование графических моделей в соответствии с лексической темой, позволит ребенку действовать в рамках данных понятий в процессе дальнейшего изучения языка уже без опоры на наглядность, то есть перейти на словесно-логический уровень.

Еще раз хотелось бы повториться, я ни в коем случае не претендую на новаторство в данном направлении. Просто весь изученный материал в процессе работы выстроился в данную систему, которая используется мною на занятиях.

Работа логопеда на основе графических моделей

  • текст (дом)
  • заглавие (крыша)
  • предложение (этаж)
  • слово (квартира)
  • вспомогательное слово (комната)
  • слова, называющие предмет (накладывается на слово).
  • слово, называющее признак предмета (накладывается на слово).
  • слова, называющие действие предмета (накладывается на слово).

Текст.

Задачи: Дать детям представление о тексте как о законченном сообщении, состоящем из предложений и слов, располагающихся в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и интонационно. Учить детей подбирать заглавие к частям текста и ко всему тексту в целом (обучение пересказу), изменять части текста. Развивать умение воспроизводить отрывки текста в соответствии с иллюстрацией. Учит соотносить текст и предложения с графической моделью.

Материал: Сказка «Репка», иллюстрации к сказке.

Итак, ребята, сегодня я вам прочитаю сказку «Репка» (заглавие не называется), а вы ее внимательно слушайте и запоминайте. На доске находятся иллюстрации (6-7), я их случайно перепутала, после того как я прочитаю сказку вам нужно будет расставить их в правильной последовательности.

Чтение сказки. После прочтения задаю вопросы по содержанию сказки, придерживаясь правильной последовательности. Вот ребята, в сказке все события связаны между собой, каждому событию посвящена определенная часть текста. Сначала дед посадил репку, а потом стал приглашать на помощь бабка, внучку, мышку пока они вместе не вытащили репку. Могут события разворачиваться по-другому? Конечно, нет, сначала нужно посеять, а уж потом убирать урожай. Ребята давайте представим, что сказка это дом (представляю макет без крыши), этажи которого располагаются в определенной последовательности. Теперь заполним дом этажами (предложениями). Расскажем о каждой иллюстрации одним предложением. Итак, первая картинка и первое предложение «Посадил дед репку, кладем первую полоску и т. д. Вот какой дом у нас получился. Но у нашего дома не хватает крыши. А крышей нашего дома-текста будет заглавие, которое объединит весь текст. О чем наша сказка? О репке. Можем мы назвать сказку «Репка»? Конечно, можем (устанавливаем крышу). Итак, ребята сказка это текст, все части сказки (текста) связаны между собой по смыслу – они дружат, мы даже назвать их сумели одним словом. Эти части расположены в определенной последовательности.

Работая с иллюстрациями, можно не переставлять их, а пропустив некоторые из них попросить детей найти пропущенную иллюстрацию или рассказать, что по его мнению должно быть на ней изображено.

Предложение. Слово.

Задачи: Дать детям представление о предложении как о самостоятельной части речи имеющей интонационную и смысловую завершенность. О том, что предложение состоит из слов, объединенных определенным смыслом.
Учить детей определять количество слов в предложении, обозначать их графическими символами.
Познакомить детей с некоторыми правилами написания предложений.

Итак, ребята на прошлых занятиях мы узнали, что такое текст – это дом. Учились восстанавливать его части (подъезды дома). И узнали, что текст это предложения, объединенные одним смыслом (этажи этого дома). Сегодня мы постараемся выяснить, что же собой представляет предложение. Каждое предложение заполнено словами как этаж квартирами. Слова предложения связаны друг другом по смыслу – дружат.

Ребята, послушайте текст, и каждое предложение обозначьте белой полосой.

Текст. Зима. (заглавие)

Наступила зима. Посыпались с неба пушистые снежинки. Засверкал на солнце лес. Теперь можно ходить на лыжах, и кататься на коньках. Хорошо зимой. (Текст подбирается в соответствии с лексической темой.)
Сколько получилось предложений? А сейчас мы поговорим о первом предложении. Оставьте только верхнюю полоску.

Ребята, предложение состоит из слов. Давайте посчитаем, сколько слов в нашем предложении? Два слова. Обозначим каждое слово прямоугольником синего цвета. Сколько нужно выложить прямоугольников на белую полоску? Два. Но для того чтобы правильно составить схему нужно знать следующие правила.

Правила записи предложения.

  1. Первое слово в предложении всегда пишем с большой буквы. С большой буквы так же пишем имена людей, клички животных, названия городов, фамилии.
  2. Все слова в предложении пишутся отдельно. Между ними оставляем дорожки.
  3. В конце предложения ставим точку.

Первое слово – зима. Возьмите синий прямоугольник с трубой, так мы обозначаем слова, которые нужно писать с большой буквы, и положим его на белую полоску обозначающую предложение слева (правило 1). Чтобы обозначить второе слово – зима, возьмем еще один синий прямоугольник и положим его следом за первым, оставив дорожку (правило 2). Все слова обозначили. В конце поставим точку (правило 3) Наша квартира закрыта на замок.

Составим схему еще одного предложения.

Слова, называющие предмет.

Задачи:

  • Формировать представление о слове, называющем предмет;
  • Обогащать словарь детей словами, называющими действие предмета;
  • Дать представление о том, что одно слово может обозначать сразу группу предметов.
  • Учить правильно, задавать вопрос, относящийся к одушевленным и неодушевленным предметам.
  • Учить использовать обобщающее слово по отношению к группе предметов.

На каждом занятии мы узнаем что-то новое о нашем языке — о словах и звуках нашей речи, о предложениях. Давайте вспомним, что мы знаем о предложении. Предложение выражает наши мысли, оно может содержать вопрос, сообщение, просьбу, приказ. Предложение может произноситься с чувством, с восклицательной интонацией или спокойно, с вопросительной интонацией.

А что вы знаете о слове?

Наша речь состоит из слов. Слова речи состоят из звуков, согласных и гласных, в слове есть ударные гласные. Слово можно разделить на слоги. Слово можно написать, прочитать. Слова мы собираем в предложения.
Слово может называть все, что есть в мире — на земле и на небе, в городе и деревне, в лесу, в поле, на море, в классе, дома, на улице. Слов в русском языке много, все они очень нужные. Сегодня на уроке мы с вами обратим внимание на слова, которые называют предметы.

Нас окружают предметы, которые мы постоянно называем, когда о них говорим (стол, стул). А маленькие дети, не зная, как называется предмет, спрашивают: «Это что?» И вы часто задаете этот вопрос. Этот вопрос мы задаем к словам, называющим неживой предмет. Предмет, который не дышит, не ест, не ходит. Это что? Стул, шкаф. Подберите свои примеры. А вокруг нас есть еще предметы, которые ходят, дышат, кушают. Это люди, птицы, животные. И есть другой вопрос, который мы задаем, чтобы узнать называющее эти предметы слово. Кто это? Собака, кошка. Назовите свои примеры.

Скажите, каким словом называется этот предмет (показывает предмет)? А этот?

А сейчас будьте внимательны. Слова мы произносим, пишем, читаем. Например, слова цветы, мальчик можно произнести, можно написать, можно разделить на слоги, можно в них выделить ударные и безударные слоги. Можем ли мы это проделать с самими предметами? Нет, с предметами ничего этого сделать нельзя. Слово цветы можно разделить на слоги, можно написать, прочитать. А сами цветы можно подарить, поставить в вазу. Вот для чего нам нужно слово, называющее этот предмет.

Рассмотрите рисунки. Назовите, что на них изображено. Произнесите слова, которые называют каждый изображенный предмет.

Всегда ли слово называет каждый отдельный предмет?

Нет ли таких слов, которые могут назвать сразу группу изображенных предметов?

Одно слово может называть сразу несколько предметов. Например, на картинке изображены ворона, синица, снегирь – мы можем их назвать одним словом — птицы. Придумайте свои слова, которые могут называть сразу группу предметов, которые имеют общие признаки.

Упражнение «Назови одним словом».

Детям предлагаются картинки с изображением группы предметов: люди, растения, животные, насекомые, овощи.
Ребята, а можно назвать одним словом предметы, изображенные на этой иллюстрации (предметы из разных групп). Почему? Правильно, У этих предметов нет общих признаков.
При составлении схем, слова, называющие предмет мы будем обозначать белым квадратиком. Давайте попробуем в предложении найти слово называющее предмет. Определить о ком говорится в предложении.
Мальчики идет гулять.

Определим, сколько слов в предложении. Составим схему.

О ком, о каком предмете говорится в предложении?

Кто идет гулять? Мальчик. Почему я спросила Кто, а не Что? (2-3 примера)

Итак, Что нас окружает?

Существуют слова, которые нам их называют.

Какие вопросы нужно задать, чтобы узнать название предмета?

Слово, имя собственное.

Цель:

  • Дать детям представление о фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных – как именах собственных.
  • Учить выделять их из текста, самостоятельно подбирать.
  • Учить правильно, выделять данные слова в схеме (писать с большой буквы).

Как мы уже говорили, некоторые слова в предложении мы пишем с большой буквы – это имена, фамилии, отчества людей. Эти слова еще называют – имена собственные. Что же означает понятие – имя собственное. Каждому человеку при рождении дается имя. Оно его личное, собственное. Этим именем его называют родители, друзья, так его называют в школе — Лена, Вася, Маша, Таня, Алеша.

Ребята, назовите ваши имена. А на работе человека часто называют не только по имени, но и по отчеству — Лена — Елена Петровна; Маша — Мария Андреевна; Алеша — Алексей Михайлович. То есть к имени человека прибавляют имя его отца. Сейчас мы узнаем, как будут называть вас, когда вы вырастите, и выйдите на работу. (Дети называют имя отца, преобразуя его, называют отчество).

У человека есть и еще одно имя собственное — его фамилия — Иванов и Иванова, Егоров и Егорова. Фамилия человеку достается от своих родителей. Назовите свою фамилию.

А сейчас из слов, которые я назову, выберите имя, фамилию, отчество человека.

Иванов Сергей Викторович и т.д.

А животным даются клички милые, добрые, забавные: котик Мурзик, кошка Муренка, собака Рыжик, Жучка, корова Буренка.

Человеку имя даются при рождении, а как же имя (кличка) дается животным? Иногда случается так, что кличку домашнему питомцу (котенку, щенку, кролику) дают по его характеру или внешнему виду. Что можно, например, рассказать о котенке по кличке Полосатик, Рыжик? О щенке по кличке Пушок, Дружок?

Как гласит одно из правил написания слов в предложении. Все имена, отчества фамилии ладей, клички животных мы пишем с большой буквы. Теперь при составлении схем будьте внимательны, узнавайте эти слова. Какое еще слово мы всегда пишем с большой буквы? Правильно, первое слово в предложении мы всегда пишем с большой буквы.

Слова, называющие действие предмета.

Задачи:

  • Формировать представление о слове, называющем действие предмета. Формировать опыт различения слов, называющих предмет, и слов, называющих действие предмета;
  • Обогащать словарь детей словами, называющими действие предмета;
  • Закрепить умение составления предложений по рисунку, слово, называющее предмет + слово, называющее действие предмета;
  • Учить использовать слова в определенном контексте (развивать чувство языка) (шепчет, говорит, кричит):
  • Формировать умение создавать образа предмета через характеристику его действий (летает, прыгает, чирикает).

Мы с вами договорились: растения, людей, животных будем называть предметами. Научились различать слова, называющие предметы. Но в нашем языке много, очень много других слов. Сегодня на занятии наша задача выяснить, что еще могут называть слова.

Послушайте предложение: Девочка читает.

Произнесите слово, называющее предмет. Произнесите другое слово, которое есть в этом предложении.

Можно ли сказать, что слово читает называет то, что делает девочка; что слово называет действие предмета (действие девочки)?

Послушайте следующее предложение: Стол стоит.

Что можно сказать о слове стоит?

Можно ли сказать, что слово стоит называет то, что делает стол; что слово называет действие предмета?
Итак: Все предметы, в независимости от того живые они или нет, совершают какие либо действия (что-то делают).

И для того, чтобы узнать, что делает предмет, нужно так и спросить: Что делает…? и добавить слово, называющее предмет, который нас интересует.

Давайте поучимся задавать этот вопрос.  Действия которого из предметов тебя интересуют? Спроси, а ребята ответят. (3 – 4 ребенка)

Упражнение 1. «Составь предложение» (Ребенок выбирает иллюстрацию)

Назови предмет, который изображен на картинке.

Теперь задай вопрос, чтобы узнать действие этого предмета. (3-4 повторения)

Слов, называющих предмет в предложении может быть несколько, например: дедушка одновременно сидит и читает. В этом случае слова называющие действия предмета просто перечисляются или между ними ставится короткое слово «и».

Ребята, как вы считаете, слово, называющее предмет и слова, называющие действия предмета должны быть связаны между собой? Верно, эти слова должны быть связаны между собой по смыслу. Ведь эти слова рассказывают нам, какие действия выполняют именно этот предмет. То есть, по словам, называющим действие предмета узнать сам предмет.

Сейчас мы с вами проверим, так ли это. Я вам назову действия предмета, а вы узнаете его.

Действия: чирикает, прыгает, летает.
Растет, бегает, играет.

Если постараться и подумать, из всех слов, называющих действие существующих в русском языке можно выбрать то, которое подходит наиболее точно именно в данном случае.

Например, если человек говорит, можно описать это действие словами: шепчет, говорит, кричит.

Если человек передвигается, можно назвать его действие словами: идет, бежит, несется, крадется.

Подберите слова, похожие по значению к слову «думает» (мыслит, соображает, мечтает).

Слова, называющие действия, в схеме мы обозначаем квадратиком с бегущим человечком.

Давай составим схему предложения: Кошка крадется.

Сколько слов в предложении?

О ком говорится в предложении? Находим сначала слово, называющее предмет. Кто? Кошка. Обозначаем это слово белым квадратиком. А теперь узнаем о ее действии. Кошка, что делает? Крадется. Обозначаем это слово квадратиком с человечком. (2-3 предложения)

Итак, о каких словах мы сегодня с вами говорили? Какой вопрос нужно задать, чтобы узнать о действиях предмета?

Слова, называющие признак предмета.

Задачи:

  • Формировать представление о слове, называющем признак предмета. Формировать опыт различения слов, называющих предмет, и слов, называющих действие предмета; Учить задавать необходимый вопрос;
  • Развивать умение выделять отличительные признаки предметов;
  • Совершенствовать навыки сравнения предметов по категориям признаков.
  • Расширять лексический запас, за счет слов, называющих признаки предметов с различными значениями.
  • Развивать умение составления предложений по рисунку, слово, называющее предмет + слово, называющее действие предмета + слово, называющее признак предмета;
  • Формировать умение создавать образа предмета через характеристику его признаков (серый, пушистый, быстрый).

Итак, как мы уже знаем, предложение состоит из слов. Они все разные. Есть слова называющие предмет, слова называющие действие предмета, есть и другие слова.

Послушайте предложение: Выпал снег. Давайте составим схему этого предложения. Сколько слов в предложении? Назовите первое слово. Второе. Назовите слово называющее предмет. Обозначим его. Назовите слово называющее действие предмета. Обозначим его.

Скучно и неярко звучит предложение, если оно состоит только из двух слов. А если мы дополним его словами характеризующими (называющими его признаки) словами, то предложение зазвучит уже совсем по-другому. Выпал белый, пушистый снег. Слова, называющие признаки предмета отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какие? Какой? Белый, пушистый. После того, как мы дополнили предложение словами, называющими признак предмета, у нас получилось красивое предложение. Давайте дополним нашу схему. Выпал белый, пушистый снег. Сколько теперь слов в предложении. Слова, называющие признак предмета в схеме мы обозначаем полосатым квадратиком. Какое из предложений вам нравится больше.

Описывать предметы можно по многим признаками: по цвету, по форме, по размеру, на вкус, по запаху.
Давайте сейчас придумаем слова, которые характеризуют нам предмет по цвету.

Детям предлагаются картинки с предметами разных цветов.

Посмотрите на ленточки. Чем различаются ленты на рисунках?

То же по размеру, форме, вкусу, запаху.

Благодаря словам, называющим признаки, мы можем сравнивать предметы, которые отличаются друг от друга: короткий – длинный, большой – маленький.

Рассмотрите первый рисунок. Чем различаются ленты, изображенные на этом рисунке? (Одна лента голубая, другая — желтая.) Слова «желтая», «голубая» называют признак предмета, ее цвет.

Сравните ленты на втором рисунке. Чем различаются ленты, нарисованные на нем? (Одна лента длинная, другая — короткая.)

Что называют слова «длинная», «короткая»: предмет, действие предмета или его признак?

Какой признак предмета (ленты) называют эти слова — цвет, вкус, размер? (Слова «длинная», «короткая» называют признак ленты по размеру.)

Ребята, как вы думаете, можно ли по словам, называющим признак предмета, узнать предмет?

Чтобы ответить на этот вопрос послушайте загадку.

Снаружи зеленый, бархатный.
Внутри алый, сахарный.

Какие слова помогли отгадать загадку? (Помогли отгадать загадку слова: алый, сахарный, зеленый, бархатный). Что они называют? Они называют признаки предмета, его цвет, вкус, какой арбуз на ощупь.

На схеме слова, называющие признак предмета мы будем обозначать квадратиком с полосками.
Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я произношу предложение из двух слов, а вы дополняете его словами называющими признаками.

Сидит кошка.
Вошла девочка в платье.
Поймал старик рыбку.
Мама купила мне куклу.

Молодцы!

Давайте составим схему этого предложения: Сидит кошка.

Сколько слов в этом предложение?

Назовите слово, называющее предмет. Назовите слово, называющее действие этого предмета. А сейчас дополним наше предложение словами, называющими признаки кошки. Кошка какая? Сколько теперь слов в предложении? Какое из предложений вам нравится больше?

Ребята, с какими словами мы сегодня познакомились? Для чего нужны эти слова? На какие вопросы они отвечают? Как обозначаются в схеме?

Вспомогательные слова.

Ребята, что такое слово вы уже знаете. Слова могут быть разными. Есть слова, называющие предмет, слова, называющие признак предмета, слова, называющие действия предмета. Все эти слова живут в нашей речи и дружат друг с другом. Но есть еще особенные слова, которые называют вспомогательными. Они маленькие, но очень важные. Эти слова связывают своих соседей и помогают нам понять, где именно находится интересующий нас предмет. Мы познакомимся с следующими вспомогательными словами: в, на, под, за, над, от, из, к, перед (выставляем символы).

Ахралович Наталья Александровна Ахралович Наталья Александровна,
учитель-логопед,
БДОУ «Детский сад № 262 комбинированного вида»,
город Омск
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Советы родителям «Развиваем пальчики – улучшаем речь» Советы родителям «Развиваем пальчики – улучшаем речь»
Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным
Алфавит в стихах Алфавит в стихах
Использование здровьесберегающих технологий в работе с детьми с дизартрией Использование здровьесберегающих технологий в работе с детьми с дизартрией

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.