Организация предметно-развивающей среды с учетом личностно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе логопеда

В данной статье описана организация предметно-развивающей среды с учетом личностно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе логопеда в дошкольном учреждении комбинированного типа умеющим логопедические группы. Здесь описаны как известные формы работы, так и авторские разработки, которые уже в течение нескольких лет доказывают свою состоятельность и эффективность в коррекционно- развивающей работе.

В настоящий момент в России сложилась очень непростая ситуация в сфере образования, так как идёт период реформ и каждое дошкольное образовательное учреждение конструирует свой педагогический процесс. Разрабатываются и внедряются в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье детей. Для сохранения физического и психического здоровья детей необходимо применять личностно-ориентированные технологии. Поэтому вся логопедическая работа в нашем дошкольном учреждении строится на индивидуальном подходе.

Всю индивидуальную работу можно разделить на:

  • Работу по постановке звуков и развитию речи (в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной деятельности);
  • Работу с родителями;
  • Работу с узкими специалистами и воспитателями групп.

Работа по постановке звука проходит только в индивидуальном порядке, так как у детей нарушены разные группы звуков.

Личностно-ориентированный подход в работе логопедаАвтоматизация поставленных звуков в словах, фразе и собственной речи осуществляется как на индивидуальной, так и на подгрупповых занятиях. При этом используется огромное количество разнообразного материала: книги по автоматизации звуков, скороговорки, чистоговорки, настольные дидактические игры, а также самое интересное для детей это – игры –презентации PowerPoint, в которых в увлекательных для детей форме происходит автоматизация звуков родного языка. Данные презентации были, как самостоятельно изготовлены, так и куплены у правообладателей. При подборе игр для каждого ребенка учитывается возраст, его речевой уровень (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, слоговая структура слова и т.д.), а также учитываются интересы (девочки любят помогать принцессам, животным, а мальчики предпочитают пиратские приключения или погони на гоночных машинах).

Также очень эффективным оказался метод ведения «дневника». «Дневник» -это обычная тетрадь на каждого ребенка, в которой записывается дата занятия, дается краткая характеристика индивидуальной деятельности и ставится подпись. За старание и успехи в деятельности ребенок получает «отметку» -наклейку, которую он самостоятельно выбирает, а в некоторых случаях возможно получить и две наклейки сразу. А в конце недели этот «дневник» выставляется в родительский уголок, где родители могут ознакомиться с успехами своих детей. Кроме того, дети соревнуются между собой, подсчитывают количество наклеек и выявляют победителя в конце года.

Пособие Поляна успеховС этой же целью (отслеживание успехов) в кабинете было изготовлено пособие «Поляна успехов». Данное пособие состоит из цветной «поляны» с прикрепленными на нее цветами и автобусами покрытыми скотчем. В середине каждого цветка находится фотография девочки, а в кабине автобуса — фотография мальчика (при помощью программы Adobe Photoshop). У каждого ребенка на поляне есть две фотографии, у девочек белый и розовый цветок, у мальчиков белый и синий автобус. На лепестках белых цветов и в окнах белых автобусов вписываются звуки, которые еще отсутствуют в речи ребенка (не поставленные звуки). А на розовых цветах и синих автобусах написаны те звуки, которые уже поставлены, но не автоматизированы в речи. Как только у ребенка появляется новый звук, буква, обозначающая этот звук в белом цветке или автобусе стирается и записывается на цветной картинке. «Побеждает» тот, у кого и белые и цветные фигурки будут чистыми (пустыми). Это пособие дает наглядную картину достижений логопеда, ребенка, воспитателей и родителей. Дети начинают соревноваться и поэтому прикладывают больше стараний. Таким образом, воспитатели и родители отслеживают динамику речевого развития каждого ребенка.

Награждение учениковКаждую неделю дети совместно с родителями изготавливают объемную букву, которая изучается в данный момент. В группе проходит выставка этих работ. Все участники награждаются именными дипломами с указанием номинации, в которой они победили. Лучшая работа помещается на специально изготовленное панно. Таким образом, решается сразу несколько задач: родители становятся активными участниками коррекционного процесса, они помогают своим детям реализовать творческий потенциал (в большинстве случаев дети придумывают из чего и как можно сделать букву); дети усваивают буквы русского алфавита гораздо быстрее, так как закрепляется представление о графическом образе буквы через тактильные и зрительные анализаторы, а также развивается их память, мышление и воображение. (приложение 3,4)

Работа с родителями также ведется в индивидуальном порядке: консультации, беседы. У каждого ребенка есть тетрадь взаимосвязи родителей с учителем-логопедом, в которую помещаются карточки для автоматизации звуков, которые необходимо закрепить дома. Также в индивидуальной тетради выполняются упражнения рекомендованные учителем-логопедом по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию фонетико-фонематического восприятия. У каждого ребенка есть альбом, в который вклеиваются (или рисуются) изображения подходящие лексической теме данной недели, тем самым значительно обогащается активный словарь детей, а также активизируется их поисковая деятельность (в том случае, если задание выполняется ребенком и родителями, а не только родителями). Ребята с удовольствием рассматривают альбомы, одновременно пополняя словарь друг друга.

Работа с узкими специалистами и воспитателями групп отслеживается при помощи тетрадей взаимосвязи, в которых логопед дает задания для эффективной коррекционно-развивающей работы с группой детей, а также индивидуально. Также работа со специалистами проходит в виде консультаций по конкретным детям и эффективным методам и приемам работы с ними.

В целом, данная система коррекционно-развивающей работы при организации предметно-развивающей среды с учетом личностно-ориентированного подхода зарекомендовала себя и даёт хорошую динамику в развитии детей уже в течение двух лет.

Ашманова Екатерина Владимировна Ашманова Екатерина Владимировна,
учитель-логопед МКДОУ д/с №333,
город Новосибирск
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Один комментарий к материалу: "Организация предметно-развивающей среды с учетом личностно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе логопеда"

  1. Жанна:

    Екатерина, вы просто молодец. Очень интересные идеи, особенно мне понравилась «поляна успехов». И вам желаю дальнейших творческих успехов!

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.