В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей в детском саду становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в физическом развитии.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается, выраженная в разной степени, общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина.)
Работая в условиях логопедического пункта, я поняла, что дети посещающие детские сады общеразвивающего вида тоже нуждаются в комплексном воздействии на речь.
Имея возможность самой проводить физкультурные занятия с детьми, я увидела важность интеграции речевого и физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Поэтому, в целях повышения эффективности логопедического процесса, считаю важным показать взаимосвязь логопедических занятий и физкультурно – оздоровительных мероприятий, направленных на исправление речевых нарушений у детей.
В данной статье я попытаюсь обобщить накопленный опыт и представить его в виде конспекта интегрированного занятия по дифференциации звуков «Путешествие в страну Звукляндию».
Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе детского сада на логопедическом пункте
Цель:
Закрепить полученные навыки правильного произношения и дифференциации звуков путем интеграции речевого и физического развития ребенка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять у детей навык правильного произношения звуков с, з, ш, ж, л, р.
- Совершенствовать навык дифференциации звуков с – ш, з – ж, л – р (в изолированном произнесении, в слогах, в словах)
- Закреплять навык соотнесения картинки – символа со звуком.
- Закреплять основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, ползание)
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать ловкость, быстроту реакции, пространственные представления.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Дидактический материал:
Картинки – символы на разные группы звуков в виде презентации.
Лексический материал:
Слова на «с»
Слова на «з»
Слова на «ш»
Слова на «ж»
Слова на «л»
Слова на «р»
Физкультурное оборудование:
Обручи, тоннель для лазания, палки, конусы, массажные мячи, гимнастические скамейки.
Оборудование.
Мультимедийная установка, ноутбук.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед.
- Здравствуйте, ребята!
- К нам в детский сад пришло письмо из волшебной страны Звукляндии. Давайте его прочитаем.
Текст письма.
Дорогие, ребята! В нашей стране появился злой волшебник Звукоед. Он заколдовал все звуки, и они теперь не могут говорить. Помогите нам, пожалуйста!
Логопед.
- Ребята, звукам нужна помощь, давайте им поможем. Но прежде чем отправляться в путешествие нужно разогреть свои мышцы.
Массаж всего тела с помощью массажных мячей.
Логопед.
- А теперь отправляемся в страну Звукляндию. (Звучит песня «Вместе весело шагать»)
Разминка (различные виды ходьбы и бега)
Логопед.
- Чтобы попасть в страну нужно переплыть широкую реку.
Комплекс ОРУ на гимнастических скамейках.
Логопед.
- Вот мы и прибыли в страну Звукляндию. Перед нами 1 задание.
«Помогите звукам вспомнить, как они звучат» (2 слайд)
Логопед.
- Посмотрите на первую картинку.
- Что это?
Дети.
- Насос.
Логопед.
- Для чего нужен насос?
Дети.
- Накачивать шину.
Логопед.
- Как свистит воздух, когда насос накачивает шину?
Дети.
- С-С-С.
Логопед.
- Давайте вместе накачаем насосом шину. (Движением руки дети накачивают шину, имитируя насос, и в то же время произносят звук).
Логопед.
- Что делают губы, когда мы свистим?
Дети.
- Улыбаются.
Логопед.
- Поднесите руку к подбородку и посвистите.
- Воздух теплый или холодный?
Дети.
- Холодный.
Логопед.
- Струя воздуха узкая или широкая?
Дети.
- Узкая.
Логопед.
- Где находится кончик языка?
Дети.
- За нижними зубами.
Логопед.
- Откроем следующую картинку. Что это? (3 слайд)
Дети.
- Проколотая шина.
Логопед.
- Что делает воздух, когда выходит из проколотой шины?
Дети.
- Шипит.
Логопед.
- Как он шипит?
Дети.
- Ш-Ш-Ш.
Логопед.
- Поднесите руку к подбородку и пошипите. Воздух теплый или холодный?
Дети.
- Теплый.
Логопед.
- Струя воздуха узкая или широкая?
Дети.
- Широкая.
Логопед.
- Где находится кончик языка?
Дети.
- За верхними зубами.
Логопед.
- Откроем следующую картинку. Кто это? (4 слайд)
Дети.
- Комар.
Логопед.
- Как звенит комар?
Дети.
- З-З-З.
Логопед.
- Давайте поднесем руку к горлышку и проверим, горлышко молчит или поет.
Дети.
- Поет.
Логопед.
- Где находится кончик языка?
Дети.
- За нижними зубами.
Логопед.
- Откроем следующую картинку. Кто это? (5 слайд)
Дети.
- Жук.
Логопед.
- Как жужжит жук?
Дети.
Ж-Ж-Ж.
Логопед.
- Что делают губы, когда мы жужжим?
Дети.
- Округляются.
Логопед.
- Давайте поднесем руку к горлышку и проверим, горлышко молчит или поет.
Дети.
- Поет.
Логопед.
- Где находится кончик языка, когда мы жужжим?
Дети.
- За верхними зубами.
Логопед.
- Откроем следующую картинку. Что это? (6 слайд)
Дети.
- Самолет.
Логопед.
- Самолет летит и гудит. Как он гудит?
Дети.
- Л-Л-Л.
Логопед.
- Что делают губы, когда мы гудим?
Дети.
- Улыбаются.
Логопед.
- Где находится кончик языка, когда мы гудим?
Дети.
- За верхними зубами.
Логопед.
- Откроем последнюю картинку. Кто это? (7 слайд)
Дети.
- Тигр.
Логопед.
- Как рычит тигр?
Дети.
- Р-Р-Р.
Логопед.
- Где находится язык, когда мы рычим?
Дети.
- За верхними зубами.
Логопед.
- Что делает язык, когда мы рычим
Дети.
- Вибрирует.
Логопед.
- Молодцы, ребята. Все звуки разгадали. Продолжим наше путешествие. Перед нами узенький мост через овраг. Нужно пройти по нему, не упав в овраг. (Ходьба по узенькому мостику)
Логопед.
- А теперь пролезаем в узкий тоннель. (Пролезание в тоннель)
- Перепрыгиваем через упавшее дерево (Прыжки через палку)
- Пройдем по кочкам. (Прыжки из обруча в обруч)
Логопед.
- Перед нами 2 задание. «Составь слоговые пары»
- Ребята, нашим звукам нужно подобрать пары. Посмотрите на эти картинки. Что это? (8 слайд)
Дети.
- Насос и шина.
Логопед.
- Давайте подберем им пары.
Логопед.
- Для чего нужен этот насос (появляется насос для велосипеда) (9 слайд)
Дети.
- Для велосипеда.
Логопед.
- Насос для велосипеда накачивает воздух в шину и свистит. Как он свистит?
Дети.
- СА-СА-СА.
Логопед.
- Давайте накачаем велосипедную шину.
Все вместе.
СА, СА, СА, СА.
Логопед.
- Что нарисовано на этой картинке? (9 слайд)
Дети.
- Проколотая шина для велосипеда.
Логопед.
- Какой звук мы слышим, когда из проколотой шины выходит воздух?
Дети.
- ША
Логопед.
- Давайте вместе скажем, как выходит воздух из проколотой шины.
Все вместе.
Ша, Ша, Ша, Ша.
Логопед.
- Для чего нужен этот насос? (10 слайд)
Дети.
- Для машины.
Логопед.
- Насос для машины накачивает шину для машины и свистит. Как он свистит?
Дети.
- СЫ_
Логопед.
Давайте вместе накачаем шину для машины.
Все вместе.
- СЫ, СЫ, СЫ, СЫ.
Логопед.
- Что нарисовано на этой картинке? (10 слайд)
Дети.
- Проколотая шина для машины.
Логопед.
- Какой звук мы слышим, когда воздух выходит из проколотой шины для машины.
Дети.
- ШИ_
Логопед.
- Давайте вместе скажем, как выходит воздух из проколотой шины для машины.
Все вместе.
ШИ, ШИ, ШИ.
Логопед.
- Для чего нужен этот насос? (11 слайд)
Дети.
- Для спасательного круга.
Логопед.
- Насос для спасательного круга накачивает спасательный круг и свистит. Как он свистит?
Дети.
- СО_
Логопед.
- Давайте вместе накачаем спасательный круг.
Все вместе.
- СО, СО, СО, СО.
Логопед.
- Что нарисовано на этой картинке. (11 слайд)
Дети.
- Проколотый спасательный круг.
Логопед.
- Какой звук мы слышим, когда из проколотого спасательного круга выходит воздух?
Дети.
- СО_
Логопед.
- Давайте вместе скажем, какой звук мы слышим, когда воздух выходит из спасательного круга.
Все вместе.
- СО, СО, СО.
Закрепить этот этап. Спросить каждого ребенка про насосы и шины.
Логопед.
- Кто нарисован на этой картинке? (12 слайд)
Дети.
- Папа комар.
Логопед.
- Как он звенит?
Дети.
- ЗА_
Логопед.
- Кто нарисован на этой картинке? (12 слайд)
Дети.
- Папа жук.
Логопед.
- Как он жужжит?
Дети.
- Жа_
Логопед.
- Кто нарисован на этой картинке? (13 слайд)
Дети.
- Мама комар.
Логопед.
- Как она звенит?
Дети.
- Зы_
Логопед.
- Кто нарисован на этой картинке? (13 слайд)
Дети.
- Мама жук.
Логопед.
- Как она жужжит?
Дети.
- Жи_
Логопед.
- Кто нарисован на этой картинке? (14 слайд)
- Сынок комар.
Логопед.
- Как он звенит?
Дети.
- Зо_
Логопед.
- Кто нарисован на этой картинке? (14 слайд)
Дети.
- Сынок жук.
Логопед.
- Как он жужжит?
Дети.
- Жо_
Логопед.
- Что нарисовано на этой картинке? (15 слайд)
Дети.
- Папа — самолет.
Логопед.
- Как он гудит?
Дети.
- Ла_
Логопед.
- А это папа – тигр. Как он рычит? (15 слайд)
Дети.
- Ра_
Логопед.
- А это мама – самолет. Как она гудит? (16 слайд)
Дети.
- Лы_
Логопед.
- Кто нарисован на этой картинке? (16 слайд)
Дети.
- Мама – тигрица.
Логопед.
- Как она рычит?
Дети.
- Ры_
Логопед.
- А вот перед вами сынок – самолет. Как он гудит? (17 слайд)
Дети.
- Ло_
Логопед.
- А это сынок – тигренок. Как он рычит? (17 слайд)
Дети.
- Ро_
- Молодцы, ребята! Справились с заданием.
Логопед.
- А теперь немного поиграем с нашими звуками. Давайте разделимся на пары. 1 пара будет насосом и шиной, 2 пара будет комаром и жуком, 3 пара будет самолетом и тигром. Потом поменяемся парами.
Подвижная игра «Живые звуки».
Логопед.
- Перед нами 3 задание. «Подбери слова к звукам»
- Посмотрите на эту картинку. Что это? (18 слайд)
Дети.
- Насос.
Логопед.
- Сейчас будут появляться разные картинки, а вы будите называть, что на ней нарисовано, и соотносить с насосом или с шиной. Если на картинке будет нарисован предмет, в названии которого есть звук «с», мы отнесем его к насосу, если звук «ш», мы отнесем его к шине.
И так со всеми звуками. (З-Ж 19 слайд, Л-Р 20 слайд)
Логопед.
- Молодцы! Справились с заданием.
Логопед.
- А теперь нужно выполнить последнее задание, чтобы помочь нашим звукам.
Задание на развитие фонематического восприятия.
- Я буду говорить разные звуки, а вы когда услышите звук «с», хлопните в ладоши. Также со звуками ш, ж, з, р, л.
- Теперь я буду говорить слова, а вы, если услышите в слове звук «с» хлопните в ладоши. Также со звуками ш, ж, з, р, л.
- А теперь послушайте, какое слово я хочу сказать.
Д О М, Н О С, С О К, Л У К, Ш У Б А, М Ы Л О, З У Б Ы.
- Молодцы, ребята все задания выполнили. Теперь звуки опять могут говорить.
- Звукам помогли друзья, отдохнуть теперь пора.
- Реснички опускаются.
- Глазки закрываются.
- Мы спокойно отдыхаем,
- Сном волшебным засыпаем.
Дети расслабляются под звучание спокойной музыки.
- Мы спокойно отдыхаем,
- Сном волшебным засыпаем.
- Хорошо нам отдыхать,
- Но пора уже вставать.
- Сон был волшебным, поэтому мы с вами оказались в детском саду.
Жмурова Елена Александровна, учитель-логопед ГБОУ д/с №1159, г. Москва |
Список литературы:
1. Практические материалы М.Ф. Фомичевой
2. Е.Н. Вареник, З.А. Корлыханова, Е.В. Китова Физическое и речевое развитие дошкольников/ Творческий центр «Сфера», М.: 2009
3. Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов/ М.: 1999
4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и др.
5. Л.И. Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет, 6-7 лет/ Изд. Мозаика-Синтез М.; 2009