Интеграция речевого и физического развития ребенка дошкольного возраста

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей в детском саду становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в физическом развитии.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается, выраженная в разной степени, общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина.)

Работая в условиях логопедического пункта, я поняла, что дети посещающие детские сады общеразвивающего вида тоже нуждаются в комплексном воздействии на речь.

Имея возможность самой проводить физкультурные занятия с детьми, я увидела важность интеграции речевого и физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Поэтому, в целях повышения эффективности логопедического процесса, считаю важным показать взаимосвязь логопедических занятий и физкультурно – оздоровительных мероприятий, направленных на исправление речевых нарушений у детей.

В данной статье я попытаюсь обобщить накопленный опыт и представить его в виде конспекта интегрированного занятия по дифференциации звуков «Путешествие в страну Звукляндию».

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе детского сада на логопедическом пункте

Ребенок дошкольного возрастаЦель:

Закрепить полученные навыки правильного произношения и дифференциации звуков путем интеграции речевого и физического развития ребенка.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Закреплять у детей навык правильного произношения звуков с, з, ш, ж, л, р.
  2. Совершенствовать навык дифференциации звуков с – ш, з – ж, л – р (в изолированном произнесении, в слогах, в словах)
  3. Закреплять навык соотнесения картинки – символа со звуком.
  4. Закреплять основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, ползание)

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать фонематическое восприятие.
  2. Развивать ловкость, быстроту реакции, пространственные представления.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  2. Воспитывать умение работать в коллективе.

Дидактический материал:

Картинки – символы на разные группы звуков в виде презентации.

Лексический материал:

Слова на «с»
Слова на «з»
Слова на «ш»
Слова на «ж»
Слова на «л»
Слова на «р»

Физкультурное оборудование:

Обручи, тоннель для лазания, палки, конусы, массажные мячи, гимнастические скамейки.

Оборудование.

Мультимедийная установка, ноутбук.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед.

- Здравствуйте, ребята!

- К нам в детский сад пришло письмо из волшебной страны Звукляндии. Давайте его прочитаем.

Текст письма.

Дорогие, ребята! В нашей стране появился злой волшебник Звукоед. Он заколдовал все звуки, и они теперь не могут говорить. Помогите нам, пожалуйста!

Логопед.

- Ребята, звукам нужна помощь, давайте им поможем. Но прежде чем отправляться в путешествие нужно разогреть свои мышцы.

Массаж всего тела с помощью массажных мячей.

Логопед.

- А теперь отправляемся в страну Звукляндию. (Звучит песня «Вместе весело шагать»)

Разминка (различные виды ходьбы и бега)

Логопед.

- Чтобы попасть в страну нужно переплыть широкую реку.

Комплекс ОРУ на гимнастических скамейках.

Логопед.

- Вот мы и прибыли в страну Звукляндию. Перед нами 1 задание.

«Помогите звукам вспомнить, как они звучат» (2 слайд)

Логопед.

- Посмотрите на первую картинку.

- Что это?

Дети.

- Насос.

Логопед.

- Для чего нужен насос?

Дети.

- Накачивать шину.

Логопед.

- Как свистит воздух, когда насос накачивает шину?

Дети.

- С-С-С.

Логопед.

- Давайте вместе накачаем насосом шину. (Движением руки дети накачивают шину, имитируя насос, и в то же время произносят звук).

Логопед.

- Что делают губы, когда мы свистим?

Дети.

- Улыбаются.

Логопед.

- Поднесите руку к подбородку и посвистите.

- Воздух теплый или холодный?

Дети.

- Холодный.

Логопед.

- Струя воздуха узкая или широкая?

Дети.

- Узкая.

Логопед.

- Где находится кончик языка?

Дети.

- За нижними зубами.

Логопед.

- Откроем следующую картинку. Что это? (3 слайд)

Дети.

- Проколотая шина.

Логопед.

- Что делает воздух, когда выходит из проколотой шины?

Дети.

- Шипит.

Логопед.

- Как он шипит?

Дети.

- Ш-Ш-Ш.

Логопед.

- Поднесите руку к подбородку и пошипите. Воздух теплый или холодный?

Дети.

- Теплый.

Логопед.

- Струя воздуха узкая или широкая?

Дети.

- Широкая.

Логопед.

- Где находится кончик языка?

Дети.

- За верхними зубами.

Логопед.

- Откроем следующую картинку. Кто это? (4 слайд)

Дети.

- Комар.

Логопед.

- Как звенит комар?

Дети.

- З-З-З.

Логопед.

- Давайте поднесем руку к горлышку и проверим, горлышко молчит или поет.

Дети.

- Поет.

Логопед.

- Где находится кончик языка?

Дети.

- За нижними зубами.

Логопед.

- Откроем следующую картинку. Кто это? (5 слайд)

Дети.

- Жук.

Логопед.

- Как жужжит жук?

Дети.

Ж-Ж-Ж.

Логопед.

- Что делают губы, когда мы жужжим?

Дети.

- Округляются.

Логопед.

- Давайте поднесем руку к горлышку и проверим, горлышко молчит или поет.

Дети.

- Поет.

Логопед.

- Где находится кончик языка, когда мы жужжим?

Дети.

- За верхними зубами.

Логопед.

- Откроем следующую картинку. Что это? (6 слайд)

Дети.

- Самолет.

Логопед.

- Самолет летит и гудит. Как он гудит?

Дети.

- Л-Л-Л.

Логопед.

- Что делают губы, когда мы гудим?

Дети.

- Улыбаются.

Логопед.

- Где находится кончик языка, когда мы гудим?

Дети.

- За верхними зубами.

Логопед.

- Откроем последнюю картинку. Кто это? (7 слайд)

Дети.

- Тигр.

Логопед.

- Как рычит тигр?

Дети.

- Р-Р-Р.

Логопед.

- Где находится язык, когда мы рычим?

Дети.

- За верхними зубами.

Логопед.

- Что делает язык, когда мы рычим

Дети.

- Вибрирует.

Логопед.

- Молодцы, ребята. Все звуки разгадали. Продолжим наше путешествие. Перед нами узенький мост через овраг. Нужно пройти по нему, не упав в овраг. (Ходьба по узенькому мостику)

Логопед.

- А теперь пролезаем в узкий тоннель. (Пролезание в тоннель)

- Перепрыгиваем через упавшее дерево (Прыжки через палку)

- Пройдем по кочкам. (Прыжки из обруча в обруч)

Логопед.

- Перед нами 2 задание. «Составь слоговые пары»

- Ребята, нашим звукам нужно подобрать пары. Посмотрите на эти картинки. Что это? (8 слайд)

Дети.

- Насос и шина.

Логопед.

- Давайте подберем им пары.

Логопед.

- Для чего нужен этот насос (появляется насос для велосипеда) (9 слайд)

Дети.

- Для велосипеда.

Логопед.

- Насос для велосипеда накачивает воздух в шину и свистит. Как он свистит?

Дети.

- СА-СА-СА.

Логопед.

- Давайте накачаем велосипедную шину.

Все вместе.

СА, СА, СА, СА.

Логопед.

- Что нарисовано на этой картинке? (9 слайд)

Дети.

- Проколотая шина для велосипеда.

Логопед.

- Какой звук мы слышим, когда из проколотой шины выходит воздух?

Дети.

- ША

Логопед.

- Давайте вместе скажем, как выходит воздух из проколотой шины.

Все вместе.

Ша, Ша, Ша, Ша.

Логопед.

- Для чего нужен этот насос? (10 слайд)

Дети.

- Для машины.

Логопед.

- Насос для машины накачивает шину для машины и свистит. Как он свистит?

Дети.

- СЫ_

Логопед.

Давайте вместе накачаем шину для машины.

Все вместе.

- СЫ, СЫ, СЫ, СЫ.

Логопед.

- Что нарисовано на этой картинке? (10 слайд)

Дети.

- Проколотая шина для машины.

Логопед.

- Какой звук мы слышим, когда воздух выходит из проколотой шины для машины.

Дети.

- ШИ_

Логопед.

- Давайте вместе скажем, как выходит воздух из проколотой шины для машины.

Все вместе.

ШИ, ШИ, ШИ.

Логопед.

- Для чего нужен этот насос? (11 слайд)

Дети.

- Для спасательного круга.

Логопед.

- Насос для спасательного круга накачивает спасательный круг и свистит. Как он свистит?

Дети.

- СО_

Логопед.

- Давайте вместе накачаем спасательный круг.

Все вместе.

- СО, СО, СО, СО.

Логопед.

- Что нарисовано на этой картинке. (11 слайд)

Дети.

- Проколотый спасательный круг.

Логопед.

- Какой звук мы слышим, когда из проколотого спасательного круга выходит воздух?

Дети.

- СО_

Логопед.

- Давайте вместе скажем, какой звук мы слышим, когда воздух выходит из спасательного круга.

Все вместе.

- СО, СО, СО.

Закрепить этот этап. Спросить каждого ребенка про насосы и шины.

Логопед.

- Кто нарисован на этой картинке? (12 слайд)

Дети.

- Папа комар.

Логопед.

- Как он звенит?

Дети.

- ЗА_

Логопед.

- Кто нарисован на этой картинке? (12 слайд)

Дети.

- Папа жук.

Логопед.

- Как он жужжит?

Дети.

- Жа_

Логопед.

- Кто нарисован на этой картинке? (13 слайд)

Дети.

- Мама комар.

Логопед.

- Как она звенит?

Дети.

- Зы_

Логопед.

- Кто нарисован на этой картинке? (13 слайд)

Дети.

- Мама жук.

Логопед.

- Как она жужжит?

Дети.

- Жи_

Логопед.

- Кто нарисован на этой картинке? (14 слайд)

- Сынок комар.

Логопед.

- Как он звенит?

Дети.

- Зо_

Логопед.

- Кто нарисован на этой картинке? (14 слайд)

Дети.

- Сынок жук.

Логопед.

- Как он жужжит?

Дети.

- Жо_

Логопед.

- Что нарисовано на этой картинке? (15 слайд)

Дети.

- Папа — самолет.

Логопед.

- Как он гудит?

Дети.

- Ла_

Логопед.

- А это папа – тигр. Как он рычит? (15 слайд)

Дети.

- Ра_

Логопед.

- А это мама – самолет. Как она гудит? (16 слайд)

Дети.

- Лы_

Логопед.

- Кто нарисован на этой картинке? (16 слайд)

Дети.

- Мама – тигрица.

Логопед.

- Как она рычит?

Дети.

- Ры_

Логопед.

- А вот перед вами сынок – самолет. Как он гудит? (17 слайд)

Дети.

- Ло_

Логопед.

- А это сынок – тигренок. Как он рычит? (17 слайд)

Дети.

- Ро_

- Молодцы, ребята! Справились с заданием.

Логопед.

- А теперь немного поиграем с нашими звуками. Давайте разделимся на пары. 1 пара будет насосом и шиной, 2 пара будет комаром и жуком, 3 пара будет самолетом и тигром. Потом поменяемся парами.

Подвижная игра «Живые звуки».

Логопед.

- Перед нами 3 задание. «Подбери слова к звукам»

- Посмотрите на эту картинку. Что это? (18 слайд)

Дети.

- Насос.

Логопед.

- Сейчас будут появляться разные картинки, а вы будите называть, что на ней нарисовано, и соотносить с насосом или с шиной. Если на картинке будет нарисован предмет, в названии которого есть звук «с», мы отнесем его к насосу, если звук «ш», мы отнесем его к шине.

И так со всеми звуками. (З-Ж 19 слайд, Л-Р 20 слайд)

Логопед.

- Молодцы! Справились с заданием.

Логопед.

- А теперь нужно выполнить последнее задание, чтобы помочь нашим звукам.

Задание на развитие фонематического восприятия.

- Я буду говорить разные звуки, а вы когда услышите звук «с», хлопните в ладоши. Также со звуками ш, ж, з, р, л.

- Теперь я буду говорить слова, а вы, если услышите в слове звук «с» хлопните в ладоши. Также со звуками ш, ж, з, р, л.

- А теперь послушайте, какое слово я хочу сказать.

Д О М, Н О С, С О К, Л У К, Ш У Б А, М Ы Л О, З У Б Ы.

- Молодцы, ребята все задания выполнили. Теперь звуки опять могут говорить.

- Звукам помогли друзья, отдохнуть теперь пора.

- Реснички опускаются.

- Глазки закрываются.

- Мы спокойно отдыхаем,

- Сном волшебным засыпаем.

Дети расслабляются под звучание спокойной музыки.

- Мы спокойно отдыхаем,

- Сном волшебным засыпаем.

- Хорошо нам отдыхать,

- Но пора уже вставать.

- Сон был волшебным, поэтому мы с вами оказались в детском саду.

Жмурова Елена Александровна Жмурова Елена Александровна,
учитель-логопед ГБОУ д/с №1159,
г. Москва

Список литературы:

1.​ Практические материалы М.Ф. Фомичевой
2.​ Е.Н. Вареник, З.А. Корлыханова, Е.В. Китова Физическое и речевое развитие дошкольников/ Творческий центр «Сфера», М.: 2009
3.​ Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов/ М.: 1999
4.​ Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и др.
5.​ Л.И. Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет, 6-7 лет/ Изд. Мозаика-Синтез М.; 2009

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.