Интеграция речевого и физического развития ребенка дошкольного возраста

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей в детском саду становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в физическом развитии.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается, выраженная в разной степени, общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина.)

Работая в условиях логопедического пункта, я поняла, что дети посещающие детские сады общеразвивающего вида тоже нуждаются в комплексном воздействии на речь.

Имея возможность самой проводить физкультурные занятия с детьми, я увидела важность интеграции речевого и физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Поэтому, в целях повышения эффективности логопедического процесса, считаю важным показать взаимосвязь логопедических занятий и физкультурно – оздоровительных мероприятий, направленных на исправление речевых нарушений у детей.

В данной статье я попытаюсь обобщить накопленный опыт и представить его в виде конспекта интегрированного занятия по дифференциации звуков «Путешествие в страну Звукляндию».

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе детского сада на логопедическом пункте

Ребенок дошкольного возрастаЦель:

Закрепить полученные навыки правильного произношения и дифференциации звуков путем интеграции речевого и физического развития ребенка.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Закреплять у детей навык правильного произношения звуков с, з, ш, ж, л, р.
  2. Совершенствовать навык дифференциации звуков с – ш, з – ж, л – р (в изолированном произнесении, в слогах, в словах)
  3. Закреплять навык соотнесения картинки – символа со звуком.
  4. Закреплять основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, ползание)

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать фонематическое восприятие.
  2. Развивать ловкость, быстроту реакции, пространственные представления.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  2. Воспитывать умение работать в коллективе.

Дидактический материал:

Картинки – символы на разные группы звуков в виде презентации.

Лексический материал:

Слова на «с»
Слова на «з»
Слова на «ш»
Слова на «ж»
Слова на «л»
Слова на «р»

Физкультурное оборудование:

Обручи, тоннель для лазания, палки, конусы, массажные мячи, гимнастические скамейки.

Оборудование.

Мультимедийная установка, ноутбук.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед.

- Здравствуйте, ребята!

- К нам в детский сад пришло письмо из волшебной страны Звукляндии. Давайте его прочитаем.

Текст письма.

Дорогие, ребята! В нашей стране появился злой волшебник Звукоед. Он заколдовал все звуки, и они теперь не могут говорить. Помогите нам, пожалуйста!

Логопед.

- Ребята, звукам нужна помощь, давайте им поможем. Но прежде чем отправляться в путешествие нужно разогреть свои мышцы.

Массаж всего тела с помощью массажных мячей.

Логопед.

- А теперь отправляемся в страну Звукляндию. (Звучит песня «Вместе весело шагать»)

Разминка (различные виды ходьбы и бега)

Логопед.

- Чтобы попасть в страну нужно переплыть широкую реку.

Комплекс ОРУ на гимнастических скамейках.

Логопед.

- Вот мы и прибыли в страну Звукляндию. Перед нами 1 задание.

«Помогите звукам вспомнить, как они звучат» (2 слайд)

Логопед.

- Посмотрите на первую картинку.

- Что это?

Дети.

- Насос.

Логопед.

- Для чего нужен насос?

Дети.

- Накачивать шину.

Логопед.

- Как свистит воздух, когда насос накачивает шину?

Дети.

- С-С-С.

Логопед.

- Давайте вместе накачаем насосом шину. (Движением руки дети накачивают шину, имитируя насос, и в то же время произносят звук).

Логопед.

- Что делают губы, когда мы свистим?

Дети.

- Улыбаются.

Логопед.

- Поднесите руку к подбородку и посвистите.

- Воздух теплый или холодный?

Дети.

- Холодный.

Логопед.

- Струя воздуха узкая или широкая?

Дети.

- Узкая.

Логопед.

- Где находится кончик языка?

Дети.

- За нижними зубами.

Логопед.

- Откроем следующую картинку. Что это? (3 слайд)

Дети.

- Проколотая шина.

Логопед.

- Что делает воздух, когда выходит из проколотой шины?

Дети.

- Шипит.

Логопед.

- Как он шипит?

Дети.

- Ш-Ш-Ш.

Логопед.

- Поднесите руку к подбородку и пошипите. Воздух теплый или холодный?

Дети.

- Теплый.

Логопед.

- Струя воздуха узкая или широкая?

Дети.

- Широкая.

Логопед.

- Где находится кончик языка?

Дети.

- За верхними зубами.

Логопед.

- Откроем следующую картинку. Кто это? (4 слайд)

Дети.

- Комар.

Логопед.

- Как звенит комар?

Дети.

- З-З-З.

Логопед.

- Давайте поднесем руку к горлышку и проверим, горлышко молчит или поет.

Дети.

- Поет.

Логопед.

- Где находится кончик языка?

Дети.

- За нижними зубами.

Логопед.

- Откроем следующую картинку. Кто это? (5 слайд)

Дети.

- Жук.

Логопед.

- Как жужжит жук?

Дети.

Ж-Ж-Ж.

Логопед.

- Что делают губы, когда мы жужжим?

Дети.

- Округляются.

Логопед.

- Давайте поднесем руку к горлышку и проверим, горлышко молчит или поет.

Дети.

- Поет.

Логопед.

- Где находится кончик языка, когда мы жужжим?

Дети.

- За верхними зубами.

Логопед.

- Откроем следующую картинку. Что это? (6 слайд)

Дети.

- Самолет.

Логопед.

- Самолет летит и гудит. Как он гудит?

Дети.

- Л-Л-Л.

Логопед.

- Что делают губы, когда мы гудим?

Дети.

- Улыбаются.

Логопед.

- Где находится кончик языка, когда мы гудим?

Дети.

- За верхними зубами.

Логопед.

- Откроем последнюю картинку. Кто это? (7 слайд)

Дети.

- Тигр.

Логопед.

- Как рычит тигр?

Дети.

- Р-Р-Р.

Логопед.

- Где находится язык, когда мы рычим?

Дети.

- За верхними зубами.

Логопед.

- Что делает язык, когда мы рычим

Дети.

- Вибрирует.

Логопед.

- Молодцы, ребята. Все звуки разгадали. Продолжим наше путешествие. Перед нами узенький мост через овраг. Нужно пройти по нему, не упав в овраг. (Ходьба по узенькому мостику)

Логопед.

- А теперь пролезаем в узкий тоннель. (Пролезание в тоннель)

- Перепрыгиваем через упавшее дерево (Прыжки через палку)

- Пройдем по кочкам. (Прыжки из обруча в обруч)

Логопед.

- Перед нами 2 задание. «Составь слоговые пары»

- Ребята, нашим звукам нужно подобрать пары. Посмотрите на эти картинки. Что это? (8 слайд)

Дети.

- Насос и шина.

Логопед.

- Давайте подберем им пары.

Логопед.

- Для чего нужен этот насос (появляется насос для велосипеда) (9 слайд)

Дети.

- Для велосипеда.

Логопед.

- Насос для велосипеда накачивает воздух в шину и свистит. Как он свистит?

Дети.

- СА-СА-СА.

Логопед.

- Давайте накачаем велосипедную шину.

Все вместе.

СА, СА, СА, СА.

Логопед.

- Что нарисовано на этой картинке? (9 слайд)

Дети.

- Проколотая шина для велосипеда.

Логопед.

- Какой звук мы слышим, когда из проколотой шины выходит воздух?

Дети.

- ША

Логопед.

- Давайте вместе скажем, как выходит воздух из проколотой шины.

Все вместе.

Ша, Ша, Ша, Ша.

Логопед.

- Для чего нужен этот насос? (10 слайд)

Дети.

- Для машины.

Логопед.

- Насос для машины накачивает шину для машины и свистит. Как он свистит?

Дети.

- СЫ_

Логопед.

Давайте вместе накачаем шину для машины.

Все вместе.

- СЫ, СЫ, СЫ, СЫ.

Логопед.

- Что нарисовано на этой картинке? (10 слайд)

Дети.

- Проколотая шина для машины.

Логопед.

- Какой звук мы слышим, когда воздух выходит из проколотой шины для машины.

Дети.

- ШИ_

Логопед.

- Давайте вместе скажем, как выходит воздух из проколотой шины для машины.

Все вместе.

ШИ, ШИ, ШИ.

Логопед.

- Для чего нужен этот насос? (11 слайд)

Дети.

- Для спасательного круга.

Логопед.

- Насос для спасательного круга накачивает спасательный круг и свистит. Как он свистит?

Дети.

- СО_

Логопед.

- Давайте вместе накачаем спасательный круг.

Все вместе.

- СО, СО, СО, СО.

Логопед.

- Что нарисовано на этой картинке. (11 слайд)

Дети.

- Проколотый спасательный круг.

Логопед.

- Какой звук мы слышим, когда из проколотого спасательного круга выходит воздух?

Дети.

- СО_

Логопед.

- Давайте вместе скажем, какой звук мы слышим, когда воздух выходит из спасательного круга.

Все вместе.

- СО, СО, СО.

Закрепить этот этап. Спросить каждого ребенка про насосы и шины.

Логопед.

- Кто нарисован на этой картинке? (12 слайд)

Дети.

- Папа комар.

Логопед.

- Как он звенит?

Дети.

- ЗА_

Логопед.

- Кто нарисован на этой картинке? (12 слайд)

Дети.

- Папа жук.

Логопед.

- Как он жужжит?

Дети.

- Жа_

Логопед.

- Кто нарисован на этой картинке? (13 слайд)

Дети.

- Мама комар.

Логопед.

- Как она звенит?

Дети.

- Зы_

Логопед.

- Кто нарисован на этой картинке? (13 слайд)

Дети.

- Мама жук.

Логопед.

- Как она жужжит?

Дети.

- Жи_

Логопед.

- Кто нарисован на этой картинке? (14 слайд)

- Сынок комар.

Логопед.

- Как он звенит?

Дети.

- Зо_

Логопед.

- Кто нарисован на этой картинке? (14 слайд)

Дети.

- Сынок жук.

Логопед.

- Как он жужжит?

Дети.

- Жо_

Логопед.

- Что нарисовано на этой картинке? (15 слайд)

Дети.

- Папа — самолет.

Логопед.

- Как он гудит?

Дети.

- Ла_

Логопед.

- А это папа – тигр. Как он рычит? (15 слайд)

Дети.

- Ра_

Логопед.

- А это мама – самолет. Как она гудит? (16 слайд)

Дети.

- Лы_

Логопед.

- Кто нарисован на этой картинке? (16 слайд)

Дети.

- Мама – тигрица.

Логопед.

- Как она рычит?

Дети.

- Ры_

Логопед.

- А вот перед вами сынок – самолет. Как он гудит? (17 слайд)

Дети.

- Ло_

Логопед.

- А это сынок – тигренок. Как он рычит? (17 слайд)

Дети.

- Ро_

- Молодцы, ребята! Справились с заданием.

Логопед.

- А теперь немного поиграем с нашими звуками. Давайте разделимся на пары. 1 пара будет насосом и шиной, 2 пара будет комаром и жуком, 3 пара будет самолетом и тигром. Потом поменяемся парами.

Подвижная игра «Живые звуки».

Логопед.

- Перед нами 3 задание. «Подбери слова к звукам»

- Посмотрите на эту картинку. Что это? (18 слайд)

Дети.

- Насос.

Логопед.

- Сейчас будут появляться разные картинки, а вы будите называть, что на ней нарисовано, и соотносить с насосом или с шиной. Если на картинке будет нарисован предмет, в названии которого есть звук «с», мы отнесем его к насосу, если звук «ш», мы отнесем его к шине.

И так со всеми звуками. (З-Ж 19 слайд, Л-Р 20 слайд)

Логопед.

- Молодцы! Справились с заданием.

Логопед.

- А теперь нужно выполнить последнее задание, чтобы помочь нашим звукам.

Задание на развитие фонематического восприятия.

- Я буду говорить разные звуки, а вы когда услышите звук «с», хлопните в ладоши. Также со звуками ш, ж, з, р, л.

- Теперь я буду говорить слова, а вы, если услышите в слове звук «с» хлопните в ладоши. Также со звуками ш, ж, з, р, л.

- А теперь послушайте, какое слово я хочу сказать.

Д О М, Н О С, С О К, Л У К, Ш У Б А, М Ы Л О, З У Б Ы.

- Молодцы, ребята все задания выполнили. Теперь звуки опять могут говорить.

- Звукам помогли друзья, отдохнуть теперь пора.

- Реснички опускаются.

- Глазки закрываются.

- Мы спокойно отдыхаем,

- Сном волшебным засыпаем.

Дети расслабляются под звучание спокойной музыки.

- Мы спокойно отдыхаем,

- Сном волшебным засыпаем.

- Хорошо нам отдыхать,

- Но пора уже вставать.

- Сон был волшебным, поэтому мы с вами оказались в детском саду.

Жмурова Елена Александровна Жмурова Елена Александровна,
учитель-логопед ГБОУ д/с №1159,
г. Москва

Список литературы:

1.​ Практические материалы М.Ф. Фомичевой
2.​ Е.Н. Вареник, З.А. Корлыханова, Е.В. Китова Физическое и речевое развитие дошкольников/ Творческий центр «Сфера», М.: 2009
3.​ Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов/ М.: 1999
4.​ Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и др.
5.​ Л.И. Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет, 6-7 лет/ Изд. Мозаика-Синтез М.; 2009

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.