Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения с использованием ИКТ.
Тема: «Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях».
Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить правильную артикуляцию и произношение изолированного звука [л],
- закрепить его четкое произношение в слогах, словах, предложениях,
- закреплять навык образования уменьшительно-ласкательных существительных,
- учить грамотно употреблять в речи предлоги.
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание и фонематический слух,
- развивать речевое дыхание и силу голоса,
- развивать артикуляционный аппарат и подвижность лицевой мускулатуры,
- развивать мелкую моторику рук (с помощью пружинок су-джок, «сухого бассейна»),
- развивать процессы внимания, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание сострадания, усидчивости, терпения при выполнении заданий.
Оборудование: «сухой бассейн», разрезная картинка «Лунтик», игрушка Лунтик, зеркало, картинка «Пароход плывет», игрушка кораблик, пружинка су-джок, пособие «Назови правильно слово», компьютер, презентация «Накорми Лунтика», презентация «Куда спрятался Лунтик?», картинка-раскраска.
Ход образовательной деятельности:
1. Оргмомент.
Логопед здоровается с ребенком, предлагает отгадать гостя, который будет вместе с ними заниматься.
Перед ребенком ведерко с фасолью, среди фасоли спрятаны части разрезной картинкой (5 частей) «Лунтик».
Логопед: Здравствуй, рада тебя видеть. В этом ведерке среди фасолинок спрятана картинка, которая распалась на части, собери ее и узнаешь, кто сегодня будет с нами заниматься.
Ребенок опускает руки в сухой бассейн и достает части картинки.
2. Развитие целости восприятия. Игра «Собери картинку».
За столом ребенок собирает разрезную картинку.
Логопед:
Знают взрослые и дети, что упал с другой планеты
Фиолетовый зверек – детям маленьким дружок.
Ты узнал, кто это?
Ребенок: Это Лунтик.
На стол выставляется картинка Лунтика.
Логопед: Ты знаешь, откуда он к нам прибыл?
Ребенок: С луны прилетел.
Логопед: Он очень устал с дальней дороги, пусть он отдохнет. Давай его обнимем, погладим. Покажем ему наши знания?
Ребенок: Да.
3. Психогимнастика, развитие длительного речевого выдоха.
Логопед: Давай покажем, как мы удивились Лунтику: протяжно на выдохе произнесем: О-о-о-о!? (делаем удивленное лицо)
Покажем, как мы рады Лунтику: громко, протяжно, радостно.
-А-А-А-А!! (радостное лицо)
-Как мы огорчимся, потому что Лунтик уйдет: тихо, протяжно, печально.
-У-у-у-у.. (печальное лицо)
4. Артикуляционная гимнастика (по картинкам).
Логопед: Сейчас мы отправимся в морское путешествие. К путешествию нужно как следует подготовиться. Давай напечем блинов в дорогу (упражнение «Блинчик»). К блинам возьмем вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»). Перед выходом в море давай проверим, как перенесем качку (упражнение «Качели»). Вот уже ветер надул парус нашего кораблика (упражнение «Парус»). Все готово к отплытию, корабль загудел и поплыл: л-л-л.
5. Закрепление четкого произнесения изолированного звука [л]. Игра «Корабль плывет».
Ребенок скользит игрушкой «кораблик» по указанному на картинке маршруту и произносит: Л-Л-Л-Л в течение всего пути.
Логопед: Расскажи, как нужно правильно произносить звук [л]. Где должен быть язычок?
Артикуляция [л]: губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в альвеолы за верхние зубы, выдыхаемый воздух теплый.
Логопед: Скажи, звук [л] гласный или согласный?
Ребенок: Согласный.
6. Развитие фонематического слуха: определение звука [л] в словах (презентация «Накорми Лунтика»).
Логопед: Наш Лунтик проголодался пока летел сюда. Давай накормим его?
Ребенок: Да.
Логопед: Лунтик любит кушать только те продукты, в названиях которых есть звук [л].
Слайд № 1 — Лунтик съел яблоко.
Слайд № 2 — Лунтик съел клубнику.
Слайд № 3 — Лунтик съел колбасу.
Слайд № 4 — Лунтик выпил молоко.
7. Автоматизация [л] в слогах. Массаж пальцев рук пружинкой Су-Джок.
Логопед: Молодец! Теперь Лунтик сыт, а мы покатаемся на лодочке вместе с Лолой (картинка).
Ребенок произносит чистоговорки, надевая на палец массажную пружинку Су-Джок.
Большой палец — ла-ла-ла, Лола в лодочке плыла.
Указательный палец — ло-ло-ло, светит солнышко тепло.
Средний палец — лу-лу-лу, рада Лолочка теплу.
Безымянный палец — лы-лы-лы, песни Лолочки слышны.
Мизинец — Клава в лодочке сидела, вместе с Лолой песни пела.
Логопед: Молодец! Пора поиграть в игру с картинками.
8. Автоматизация [л] в словах. Игра «Назови ласково».
Логопед: Лунтик зверек очень маленький, он любит, когда слова произносят ласково: называй картинку, а потом это слово скажи ласково.
Ребенок четко называет картинки (пособие «Назови правильно слово») со звуком [л]:
Белка — белочка, палка — палочка, полка — полочка.
Галка — галочка, вилка — вилочка, скалка — скалочка.
Булка — булочка, бутылка — бутылочка, точилка — точилочка.
9. Физминутка «Любим с Лунтиком играть».
Ребенок имитирует движения из текста:
Любим с Лунтиком играть – как кузнечики скакать, (скачет на двух ногах)
И как пчелки полетать (машет руками)
На цветочек тихо сели (сел на корточки)
Мы вздохнули и уснули (руки под щеку)
Логопед: Молодец! Лунтик уже отдохнул и зовет тебя поиграть вместе с ним.
10. Автоматизация [л] в предложениях. Составление предложений с предлогами (презентация «Куда спрятался Лунтик?»).
Логопед: Тебе нужно посмотреть на экран и составить предложение — куда спрятался Лунтик.
Слайд 1 — Лунтик спрятался под стол.
Слайд 2 — Лунтик спрятался под лавку.
Слайд 3 — Лунтик спрятался за куклу.
Слайд 4 — Лунтик спрятался за кресло.
Слайд 5 — Лунтик спрятался на балкон.
Слайд 6 — Лунтик спрятался на клумбе.
Слайд 7 — Лунтик спрятался в колодец.
Слайд 8 — Лунтик спрятался в лодку.
Слайд 9 — Лунтик спрятался в палатку.
Логопед: Молодец! Ты хорошо играл.
11. Итог занятия.
Логопед: Что тебе сегодня больше всего понравилось? Какие задания показались сложными?
12. Оценка работы ребенка.
Логопед: Ты прекрасно играл, от Лунтика тебе подарок: картинка-раскраска.
Левьяш Елена Николаевна, учитель-логопед, МКДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 92», город Курск |