Значение двигательных нарушений в структуре речевого дефекта

Опыт работы взаимодействия логопеда и инструктора по физической культуре доказывает, что качество результатов при коррекции речи достигается при наличии комплексного подхода к этой проблеме. Сочетание речи и движения является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей.

Примером может служить интегрированное фронтальное занятие-соревнование, представленное ниже.

Взаимосвязь учителя-логопеда и физинструктора ДОУ.

Движение и речьЧасто у дошкольников с патологией речи можно наблюдать комплексные нарушения. Дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, забывают сложные инструкции. У большинства таких логопатов повышена истощаемость, снижена работоспособность.

Двигательные нарушения у них разнообразны как по своим проявлениям, так и по механизму их возникновения. Это позволяет оценить место двигательных нарушений в структуре речевого дефекта.

Взаимодействуя с физинструктором, мы определили, что сочетание речи и движения является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей.

Опыт доказывает, что необходимо учить ребёнка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во время артикулирования.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой).

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков. Затем, составляются планы коррекционной работы.

Целью проведения такой работы инструктором по физической культуре являются:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • пространственной ориентации;
  • физиологического и речевого дыхания;
  • координации речи с движением;
  • развитие речи у детей.

Материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста подбираются в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия. В своей деятельности мы используем как речевой материал из пособия Е.Н. Вареник «Физическое и речевое развитие дошкольников», так и рифмовки собственного сочинения.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики.

Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь.

Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Систематическое использование речевых рифмовок, способствует закреплению результатов логопедической работы и осуществлению преемственности в работе специалистов.

Примером может служить интегрированное фронтальное занятие-соревнование для детей 6-7 лет.

Конспект НОД по теме: «Я, ты, он, она — вместе дружная страна».

Цель: Развитие лексико-грамматической стороны речи.

Задачи:

  • закреплять навыки словообразования;
  • упражнять в подборе антонимов, родственных слов;
  • активизировать глагольный словарь и словарь признаков;
  • закреплять умения составлять предложения по схеме;
  • способствовать развитию физических качеств: быстроты, ловкости;
  • создать условия для разви​тия умения действовать в команде, самостоятельно;
  • развивать общую и мелкую моторику, зрительно-двигательную ко​ординацию, внимание;
  • воспитывать нравственно-патриотические чувства: любовь к своей стране, гордость за достижения Российской олимпийской сборной.

Методы и приёмы: игра с мячом, эстафеты, самомассаж, логоритмическое упражнение без музыкального сопровождения Е.А. Алябьевой, релаксационное упражнение, динамическое упражнение, наглядные методы, музыкальное сопровождение.

Словарная работа: грушевый, сливовый, огуречный, гимнаст, борец, пловец, теннисист.

Предварительная работа: разучивание логоритмического упражнения, динамического упражнения, беседа об Олимпийских играх, игрушках и сувенирах, символизирующих Россию. Оборудование: мяч, гимнастическая скамейка, две корзины, два обруча, мешочки для метания, две дуги, спортивный модуль «Улитка», четыре гимнастические палки, импровизированные лыжи, медали, эмблемы команд, пять матрёшек, муляжи овощей и фруктов по количеству детей, предметные картинки (кошка, яблоко, машина, заяц, цветок, кошка, яйцо, груша, грузовик, вишня, клубника, лиса). В.Чичков «Физкульт, ура!», Тиличеева Е. «Бег», С. Иванов «Полька».

Ход образовательной деятельности:

Команды детей входят под музыку В. Чичков «Физкульт, ура!» в спортивный зал. Строятся в две шеренги.

Приветствие.

Логопед:

Внимание, внимание!
Начинаем наши соревнования!
Сегодня победят внимательные,
Быстрые, ловкие и старательные!

Логопед:. Команде «Солнышко», физкульт привет! Дети: Физкульт привет!

Логопед: Команде «Звёздочка», физкульт привет! Дети: Физкульт привет!

Логопед: Гостям и судьям, физкульт привет! Дети: Привет!

Логопед: Юные спортсмены, ваше приветствие!

Логоритмическое упражнение «Юные спортсмены»

(Дети выполняют движение в соответствии с текстом, проговаривая его)

Дети:

Любим спортом заниматься, будем очень мы стараться.
Мяч катить и принимать, метко вдаль его бросать.
Ловко прыгать на скакалке, ног своих совсем не жалко.
Приседать и вновь вставать, руки быстро поднимать.
Наклоняться вправо, влево. Всё мы делаем умело!

Логопед: Занимайте свои места! (Дети по командам садятся на скамейки) В состав судейской бригады входят: инструктор по физической культуре…

Логопед: До​рогие участники и гости соревнований! В 2014 году в нашей стране пройдут зимние Олимпийские игры. Для того, чтобы победить, российские спортсмены будут усиленно тренироваться, а мы будем за них переживать. А почему? Да потому, что мы – одна дружная страна! Сегодня мы проводим игры здоровья, в которых чемпионом может стать каждый из вас. А дружба вам поможет преодолеть все препятствия.

Логопед: (Показывает матрёшку) Ребята, а это матрёшка — знаменитый русский сувенир, который символизирует единство и дружбу. Логопед начинает расставлять на столе одну за другой матрешек Логопед: Кукла самая большая – это как страна родная, И на свете нет красивей, чем любимая… Дети: Россия …. Логопед: А в России славный город. Это Сальск. Он всем нам дорог, В этом городе большом детский сад – наш общий дом. Это – наша группа, дети, Под названьем ………Дети: «Речецветик» Логопед: Это – ты и он и я, наша дружная семья! Пять матрёшек деревянных, круглолицых и румяных, Приготовили задания, чтоб проверить ваши знания Перед стартом, разомнись! По командам, становись! Разминка

Логопед: Сделаем разминку.

Дети:

Держим ровно спинку. (Дети выполняют движение, проговаривая текст)
Голову назад, вперед, влево, вправо поворот.
Руки вверх поднять прямые, вот высокие какие.
Дальше будем приседать — дружно сесть и дружно встать.
Прыгать нам совсем не лень, словно мячик целый день.
Красный, синий, голубой, вот веселенький какой!

Проведение эстафеты «Полоса препятствий».

(Речевое задание «Какой сок?». Образование относительных прилагательных.)

Логопед: Интересно, какое задание приготовила самая маленькая матрёшка? Чтобы быть здоровым, нужно есть овощи и фрукты. Спортсмены их очень любят.

Ребята, по команде вам нужно преодолеть препятствие, подлезть под ворота, проползти по-пластунски и подбежать к корзине. Команда «Солнышко» выбирает из корзины овощи, «Звёздочка» – фрукты. Бежать об​ратно нужно по прямой. Передавать эс​тафету касанием руки. И так, пока вся команда не окажется с плодами.

Логопед: Раз, два, три, беги! (Музыкальное сопровождение).

Логопед: Молодцы, а теперь назовите сок, который можно приготовить из этих плодов.

Дети: Из яблока – яблочный сок. Из апельсина – апельсиновый сок. Из винограда – виноградный сок. Из груши – грушёвый сок. Из слив – сливовый сок. Из клубники – клубничный сок. Из капусты – капустный сок. Из огурцов – огуречный сок. Из моркови – морковный сок. Из свеклы – свекольный сок. Из тыквы – тыквенный сок.

(Плоды складывают в одну корзину.)

Логопед: Сколько соков вы знаете! А в чём же их польза? Дети: В них много витаминов.

Логопед: Да, в них много витаминов, микроэлементов. Они очень полезные, а главное очень вкусные.(Маленькая пятая матрёшка вставляется в четвёртую.)

Проведение игры «Мостик».

(Речевое задание «Назови спортсмена»; словообразование существительных)

Логопед: А у второй матрёшки задание сложней.

Логопед:

Видов спорта много есть, даже все не перечесть.
Будем мы сейчас играть и спортсменов называть.
Тот по мостику пройдёт, кто словечко назовёт.

Логопед: Кто правильно называет слово, проходит по «мостику» и остается на другом берегу. Идти на носочках, руки в стороны, держать ровно спину. Чья же команда быстрее соберётся? Сегодня у капитанов есть право помогать своей команде.

Логопед: Играет в хоккей… Дети: Хоккеист.

Логопед: Играет в футбол…  Дети: Футболист.

Логопед: Играет в теннис… Дети: Теннисист.

Логопед: Играет в шахматы… Дети: Шахматист.

Логопед: Занимается плаванием… Дети: Пловец.

Логопед: Занимается борьбой… Дети: Борец.

Логопед: Занимается гимнастикой… Дети: Гимнаст.

Логопед: Занимается каратэ… Дети: Каратист.

Логопед: Занимается боксом… Дети: Боксёр.

Логопед: Молодцы, справились и с этим заданием. Четвёртая матрёшка вставляется в третью.

Самомассаж.

Логопед:

Круг широкий вижу я, в нем стоят мои друзья!
Раз, два, три, четыре, пять нужно пальчики размять!

Дети:

Разотру ладошки сильно, (Трут ладошки)
Каждый пальчик разомну, (Растирают пальчики)
Поздороваюсь с ним сильно (Зацепить пальчик за пальчик)
И вытягивать начну. (Потянуть)
Затем руки я помою, (Имитация мытья рук)
Пальчик в пальчик я вложу, (Обхватить пальчик)
На замочек их закрою (Прокрутить пальчик в кулачке)
И тепло поберегу. (Так же на другой руке)
Выпущу я пальчики, (Потрясти руками)
Пусть бегут как зайчики.

Проведение игры «Наоборот».

(Речевое задание «Подбери антонимы», активизация словаря признаков и глагольного словаря) Логопед: Матрешки озорные, веселые . Они очень любят играть с мячом, а вы любите?

Логопед:

Поиграй со мной, народ, ты в игру «Наоборот».
Говорю я «Высоко»,отвечайте «Низко».
Говорю я «Далеко»,отвечайте «Близко».

Логопед: Поднял… Дети: Опустил.

Логопед: Высокий… Дети: Низкий.

Логопед: Тяжёлый… Дети: Лёгкий.

Логопед: Остановился… Дети: Побежал.

Логопед: Тренируется… Дети: Отдыхает.

Логопед: Большой… Дети: Маленький.

Логопед: Чистый… Дети: Грязный.

Логопед: Сильный… Дети: Слабый.

Логопед: Упал… Дети: Встал.

Логопед: Длинная… Дети: Короткая.

Логопед: Далеко… Дети: Близко.

Логопед: Молодцы, подтянись, по командам, становись!

Проведение эстафеты «Лыжные гонки».

(Речевое задание «Подбери родственные слова») Импровизированные лыжи из пластиковых бутылок, вместо лыжных палок – гимнастические.

Логопед: А следующая матрёшка предлагает вам поучаствовать в лыжных гонках.

По команде первый участ​ник добегает на «лыжах» до обруча, берёт одну картинку и также возвращается назад. Палки и лыжи отдаёт следующему участнику.

Логопед: На старт, внимание, марш! (Музыкальное сопровождение).

Логопед: Бегали вы замечательно, а теперь назовите, что изображено на вашей картинке и подберите родственные слова.

Дети:

Вишня — вишенка, вишни, вишнёвый;
Кошка — кошки, кошечка, кот, котёнок, котята, кошачий;
Яблоко – яблочко, яблоки, яблочки, яблоня, яблочный;
Заяц — зайчик, зайчики, зайцы, заинька, зайчиха, заячий;
Цветок — цветочек, цветы, цветочки, цвет, цветник, цветовод;
Яйцо — яйца, яичко, яички, яичница, яичный;
Грузовик — грузовики, грузовичок, грузовой, грузы; и так далее.

Логопед: Замечательные лыжники, быстрые и сообразительные.

Третья матрёшка вставляется во вторую.

Проведение игры «Меткий стрелок».

(Речевое задание «Какие они?»; активизация словаря признаков)

Логопед: Эта матрёшка хочет посмотреть, какие вы меткие. Команды выступают по — очереди. Капитан может помогать своей команде. За попадание в цель — добавляется одно очко. Каждому нужно взять по одному мешочку. Бросать в цель может тот, кто назовёт признак предмета… Логопед: Команда «Солнышко», ваш предмет — мяч.

Дети: Круглый, резиновый, большой, кожаный, новый, старый.

Логопед: Команда «Звёздочка», ваш предмет — гимнастическая палка.

Дети: Пластмассовая, длинная, короткая, белая, новая, лёгкая, тонкая, толстая.

Логопед: Все постарались попасть в цель и правильно подобрать слова, молодцы!

Вторая матрёшка вставляется в первую.

Проведение эстафеты «Велогонки»(Речевое задание «Составь предложение по схеме»)

Логопед: Мы с матрёшкой объявляем эстафету «Велогонки». А вы знаете, что все спортсмены большие выдумщики и фантазеры, и вообще очень веселые люди. Я вам предлагаю представить, что это – велосипед (в руках у логопеда гимнастическая палка). Паре участников, удерживая между ногами палку, предстоит доехать на «велосипеде» до обруча, объехать его, взять каждому по карточке и вернуться, передав «велосипед» следующей паре (Музыкальное сопровождение).

Логопед: А теперь каждый составит предложение к своей схеме.

Логопед: Молодцы, велогонщики! Справились с заданием!

Все спортсмены после соревнований должны отдыхать. И пока судьи подведут итоги, мы с вами тоже отдохнём.

Проведение упражнения по мышечной релаксации «Волшебный сон» (с музыкальным сопровождением).

Логопед:

Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем,
Дышится легко, ровно, глубоко.

Губы тёплые и вялые, но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется.
И послушный наш язык быть расслабленным привык.
Нам понятно, что такое состояние покоя,
Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза, проснуться!

Логопед: Молодцы, подтянись, по командам, становись!

Логопед: Вот и собрались наши матрёшки в одну дружную семью, а ребята в одну дружную команду. А что вам больше всего понравилось в наших соревнованиях?

Дети: (Предполагаемые ответы детей) Бегать на лыжах, бросать мешочки.

Логопед: Сегодня вы были ловкими, быстрыми, внимательными. И может кто-то из вас станет настоящим спортсменом, будет защищать честь нашей страны на олимпийских играх, и мы будем им гордиться.

Жюри подводит итоги. Всем вручаются медали.

Устиненко Алла Васильевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №19 «Ивушка»,
г. Сальск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (7 понравилось, средний балл: 4,57 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В»
Речевая викторина «Умники и Умницы» Речевая викторина «Умники и Умницы»
Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!» Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!»
Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте с элементами театрализации на тему:  «Цирковая афиша» Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте с элементами театрализации на тему: «Цирковая афиша»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.