Афатические расстройства у пациентов с высоко активным правым полушарием головного мозга: проявления и методы комплексной нейрореабилитации

Афазия у левшейАфазия у левшей: особенности афатических проявлений при разных формах афазии; задачи и методы комплексной нейрореабилитации. Афатические расстройства у пациентов с высоко активным правым полушарием головного мозга: проявления и методы комплексной нейрореабилитации.

Левое полушарие играет значительную роль при наиболее сложных произвольных формах речи и других психических функциях, основанных на системе речевых связей, тогда как правое полушарие у детей старше 5 лет начинает специализироваться на абстрактных, эмоциональных образах — музыкальных, художественных, неречевых компонентах речи и речевых автоматизмах.

Левши отличаются от правшей по частоте афазий и по-иному связаны с поражениями правого или левого полушарий.

Исследуя нарушения речи у некоторых больных с поражением правого полушария головного мозга, Брока предположил существование больных, у которых главенство правого полушария мозга меняет явление отношения ведущей руки и размещение одного из центров речи на противоположное. В литературу это вошло как «правило Брока»: полушарие, контролирующее речь, расположено на стороне, противоположной ведущей руке.

Зачастую проявления афазии у больных, переученных в детстве с левой руки на правую сокращаются самопроизвольно в течение первых нескольких дней после инсульта, такие больные не нуждаются в помощи логопеда.

Афатические проявления у левшей при травме левого полушария могут быть ощутимыми, представлять значительные трудности как в преодолении речевых расстройств, так и в преодолении аграфии, алексии и акалькулии.

Выраженность афазии у левшей находится в зависимости от степени проявления левшества и от того, в какое полушарие головного мозга пострадало в результате травмы или нарушения мозгового кровообращения.

При поражениях височной доли иногда возникает сенсорная афазия, получившая название в «классической» классификации «транскортикальной» сенсорной афазии. В данном варианте акустико-гностической афазии проявляется такой вид нарушения речевой функции, при котором отмечается непонимание больным обращенной речи, относительная сохранность понимания предъявляемого для чтения текста, возможность записи слов под диктовку без понимания значения слова. В речи этих больных отсутствуют литеральные парафазии, однако, речь аграмматична.

При парциально-афферентной и эфферентной моторной афазии у левшей ситуативная речь остается относительно сохранной, отмечается невозможность составления фразы по картинке.

При афферентной («проводниковой» по классической классификации) моторной афазии при сохранной собственной речи отмечается грубая апраксия артикуляционного аппарата, значительно нарушающая возможность произвольного повторения слов, называния предметных рисунков, составления фразы по картинке, чтения вслух и записи слов под диктовку, грубое нарушение счета даже в пределах первого десятка, чего не отмечается у правшей при той же форме афазии. Больные испытывают значительные трудности понимания пространственно-временных отношений, антонимов, предлогов, наречий, они похожи на больных с височными афазиями (нарушение ситуативной речи и амнестические трудности). Фонематический слух и слухоречевая память остаются сохранными, но отмечаются грубые нарушения конструктивного праксиса и апраксия артикуляционного аппарата.

При парциальных эфферентной и афферентной моторной афазиях у левшей на более поздних этапах восстановления, наблюдается явление «дограмматического» письма. Больные испытывают трудности правописания предлогов и приставок, заглавных букв в личных именах, отмечается зеркальное написание некоторых букв. «Дограматическое» письмо у больных с афазией левшей, не наблюдается у правшей.

Динамическая афазия у левшей практически не встречается, вследствие высокой взаимозаменяемости у левшей функций заднелобных отделов головного мозга.

Методы коррекционно-педагогической работы при афазии у левшей и правшей одинаковы: без преодоления апраксии артикуляционного аппарата при так называемой «проводниковой» афазии невозможно преодолеть аграфию и алексию, восстановить функции повторения и называния. Однако у левшей с акустико-мнестической и семантической афазией речевые расстройства остаются стойкими и труднопреодолимыми.

Задачи восстановительного обучения

Л.С. Цветкова (1985 г.) выделяет основные задачи восстановительного обучения, учитывающие природу, механизмы и структуру дефекта:

  • Восстановление речи как психической функции, а не приспособление больного к дефекту
  • Восстановление деятельности речевого общения, а не изолированных сенсомоторных операций речи
  • Восстановление, прежде всего, коммуникативной функции речи, а не отдельных ее сторон (повторения, называния и т.д.)
  • Возвращение больного в нормальную социальную среду, а не в упрощенную.

А. Р. Лурия, 1948, 1962, 1975, 1979г.г., Я. И. Жинкин, 1964г.,М.К. Бурлакова1990,1997г.г., Л. С. Цветкова, 1972, 1985г.г.; Т. В. Ахутина, 1975, 1989г.г.М.К. Шохор-Троцкая М. 2002г., Шаховская, М. К. Шохор-Троцкая 2007г.

1) Дубинец Елена Августовна,
Логопед-нейродефектолог,
Центр патологии речи и нейрореабилитации г. Москва

2) Елисеева Юлия Александровна,
Логопед-нейродефектолог,
Центр патологии речи и нейрореабилитации г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 4,20 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Су Джок массажеры в логопедической работе Су Джок массажеры в логопедической работе
Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений
Проблемы речевого развития приёмного ребёнка — пути помощи Проблемы речевого развития приёмного ребёнка — пути помощи
Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР. Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.