Артикуляционная гимнастика для детей

Фото артикуляционной гимнастики для детей и описания упражнений помогут родителям выполнять задания логопеда правильно, опираясь на фотографии-образцы.

Артикуляторная гимнастика

На зарядку становись!

Чтобы произносить звуки правильно и чисто, язычок должен быть гибким и сильным. Для этого нужно заниматься артикуляционной гимнастикой – делать различные упражнения для языка. К зарядке готовы!

Правила выполнения упражнений артикуляционной гимнастики

  • Артикуляционную гимнастику для детей нужно разучивать перед зеркалом. Ребенок должен копировать ваши движения. В дальнейшем, ког​да порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать.
  • При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребен​ ка работали только те мышцы, которые необходимы для соверше​ния движения. Ребенок не должен делать лишних движений — округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные дви​жения другими речевыми мышцами.
  • Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут со​вершенствоваться.
  • Некоторые упражнения выполняются под счет, ко​торый ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
  • Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызы​вает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а до​статочно бывает лишь сказать «Поиграем в змейку» или «Поиграем в лошадку».


Фото и описание упражнений артикуляционной гимнастики для детей

Упражнения для языка

«ЛОПАТКА»
Упражнение для языка Лопаточка

Язычок наш, как лопатка:
Закругленный, плоский, гладкий.

Описание: Высунуть широкий язык, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.

«ИГОЛОЧКА»
Упражнение для языка Иголочка

Язычок наш, как иголка,
Отойди, уколет колко!

Описание: Открыть рот. Высунуть далеко вперед язык, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.

«ЧАШЕЧКА»
Упражнение артикуляционной гимнастики Чашечка

Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй!

Описание: Широко раскрыть рот. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

«ГОРКА»
Упражнение для языка Горка

Выше, горка, поднимись,
Мы помчимся с горки вниз!

Описание: Приоткрыть рот. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 секунд.

«ГРИБОК»
Упражнение для язычка Грибок

Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок!

Описание: Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

«КАЧЕЛИ»
Логопедическое упражнение Качели

Вот веселые качели –
Выше крыши подлетели.
На качелях вверх и вниз
Ты качаться не ленись!

Описание: Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет взрослого 10-15 раз.

«МАЛЯР»
Упражнение для языка Маляр

Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок,
Будет чистым (вот дела!)
Все, до дальнего угла!

Описание: Высунуть язык, приоткрыть рот. Облизать сначала верх​нюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направ​ление.

«ТРУБОЧКА»
Упражнение артикуляторной гимнастики Трубочка

Трубочка, гуди сильней
Созовем мы всех друзей!

Описание: Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Источники:

1.​ Ирина Горохова. Речевая гимнастика для малышей. – ПИТЕР, 2010.- 44с.
2.​ Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения.- Москва: ЭКСМО, 2005.-146с.
3.​ Протопович Л. Уроки домашнего логопеда.- Ростов-на-Дону:Феникс, 2009.- 49с.
4.​ Фотографии: из личного архива Дудковой А.О.

Дудкова Анна Оскаровна,
учитель-логопед,
МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Салют»,
город Смоленск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (8 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей» Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей»
Как помочь ребенку с нарушенным слухом, или ранняя абилитация Как помочь ребенку с нарушенным слухом, или ранняя абилитация
Авторская игра «Занимательные клеточки» Авторская игра «Занимательные клеточки»
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома (консультация для родителей) Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома (консультация для родителей)

Отзывы к материалу: "Артикуляционная гимнастика для детей"

  1. Светлана:

    Спасибо за множество полезного материала!
    Я пока особенно не переживаю, но мы в 1,4 очень мало повторяем… Говорим только «мама. «папа», «баба». Иногда получаются «на». «дай». но не всегда и не всегда по делу.
    Из звукоподражаний — только сопение ежика и рычание собаки. ВСЕ. Нет, отдельные звуки и даже слоги ребенок говорит. но за мной не повторяет. Думаю, что артикуляционной гимнастикой для детей тоже надо уже во всю заниматься.
    Еще раз вам спасибо!

  2. kika:

    Прекрасные занятия. И вообще столько всего и сразу. Огромное спасибо. Вы не против заберу к себе выставлю артикуляторную гимнастику, со ссылкой на вас.

  3. Воспитатель:

    Подскажите пожалуйста, должен ли воспитатель ДОУ заниматься с детьми выполнением артикуляционной гимнастикой, если в ДОУ есть логопед?!?

  4. Ольга:

    Если вы воспитатель логопедической группы, тогда да, должны заниматься артикуляционной гимнастикой с детьми. Вы за это и получаете надбавку и дополнительный отпуск.

  5. Марианна Сергеевна:

    Ставка логопеда предполагает ведение 20 детей, а в саду их больше 200. А дети сейчас поголовно каждый с речевыми дефектами. Поэтому, если воспитатель заинтересован результатами своего труда, то он проводит артикуляционную гимнастику, не рассуждая, должен он это делать или нет.

  6. Zoya78:

    А с какого возраста можно делать артикуляционную гимнастику с детьми и учить логопедические стихи?

  7. Мила:

    Загружать не нужно. А в игровой форме, если это нравится ребенку, то можно с любого возраста, если он уже способен понимать.

  8. Yaya:

    Лучше всего влияет на речевое развитие детей артикуляционная гимнастика, проводящаяся в форме сказки!

  9. Мама:

    А как часто надо заниматься артикуляционной гимнастикой? И как скоро после этого появятся правильные звуки в речи?

  10. logomama:

    Ваш ребенок обязательно заговорит, только есть одно основное правило — все эти занятия должны быть ЕЖЕДНЕВНЫМИ!

  11. Polly:

    Логопеды!!! После пластики уздечки языка когда и какую гимнастику надо делать? Вчера ребенку сделали подрезание уздечки языка. Врач ничего не сказал об упражнениях и когда их начинать делать. Не будет ли рубца?

  12. Анна:

    После пластики (подрезания) подъязычной уздечки выполняйте упражнения артикуляционной гимнастики, требующие подъема языка вверх:
    «Лошадка» (щелкать языком),
    «Грибок»,
    «Чашечка» (смотри фото в статье),
    «Почистим языком верхние зубки»,
    «Маляр» (гладить языком нёбо вперед-назад).
    Подробнее об упражнениях для растяжении подъязычной уздечки можете почитатьздесь.

  13. Кирилл:

    Существует два вида общеразвивающих упражнений: статистические и динамические упражнения.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.