Аннотация: В данной статье раскрывается клиническая картина проявлений расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста, необходимость ранней комплексной помощи.
«Особенности проявления расстройств аутистического спектра у детей в раннем возрасте».
Всё чаще встречаются жалобы мам и пап о том, что их ребёнок какой — то не такой. Часами смотрит в одну точку, не любит, когда его трогают за руку, не интересуется предложенными игрушками, может раскачиваться сидя на стуле или же теребит кусок шуршащей бумаги или целлофана. При обращении к ребёнку — не смотрит в глаза, не реагирует на вопросы, нет потребности в общении, нет речи как у сверстников.
Все эти симптомы характерны для раннего детского аутизма.
Аутизм – это нарушение способности общаться и взаимодействовать с окружающим миром.
Мозг больного аутизмом работает иначе, поэтому и развивается такой ребёнок по – другому. Аутизм встречается у 2-3 детей из 1000. Мальчики страдают этим расстройством в 4 раза чаще, чем девочки.
Ранние признаки аутизма могут появиться уже в первые месяцы жизни. Их своевременно диагностирование поможет начать лечение и коррекцию на ранних стадиях.
Необходимо сообщить специалисту, если у вашего ребёнка:
- Не выражен комплекс оживления — при эмоциональной стимуляции не улыбается или улыбается очень мало, двигательно не оживляется. Малыши начинают улыбаться, что бы привлечь к себе внимание взрослых, уже в первые месяцы жизни.
- Отсутствует зрительный контакт — избегает смотреть людям в глаза. В норме уже в 2 – 3 месяца дети устанавливают зрительный контакт с близкими людьми.
- Не реагируют на своё имя. Обычно малыш откликается на имя к 10 месяцев.
- Не реагирует на указательный жест – мать показывает пальцем и просит – посмотри сюда. В норме реакция на такие пробы отмечается к 10 -2 месяцев.
- Самостоятельно не указывает на предметы или людей. В норме с 12 – 14 месяцев.
- Не лепечет. Обычно лепетная речь начинается с 6 месяцев. В 8 – 10 месяцев лепет усложняется и ребёнок складывает звуки в слоги, слова (ма – ма, па – па, ба – ба, да – да).
Клинические проявления у аутичных детей.
Вербальное общение:
- вообще не говорят, или начинают говорить поздно.
- не используют жестовую речь, у них не формируется указательный жест – палец, мимика однообразная, выражение лица – маска.
- интонация в голосе отсутствует, плачут или говорят – громко и монотонно.
- могут повторят звуковые цепочки (пример: та – та – та) или скандировать слова, не понимая их смысла.
Навыки общения и социализация:
- Предпочитают одиночество (как будто находятся в своём отдельном замкнутом домике).
- Интересуются другими людьми, но не знают как с ними общаться.
- Не любят тактильный контакт (когда их трогают, даже гладят) или берут на руки (сопротивляются, вырываются, протестуют громким монотонным криком).
- На вербальный контакт – протест – закрывают уши руками.
- Плохо понимают чувства – как свои так и другие.
Поведение:
- Склонны к аутостимуляциям (к повторяющимся монотонным действиям, не выносят перемены).
- Чувствительны к зрительным, тактильным и звуковым раздражителям.
- Чрезмерно привязаны к любимому занятия или предмету.
- Проявляют агрессию и гнев.
При наличии следующих симптомов необходимо обратиться к специалисту немедленно:
-
Годовалый ребёнок не лепечет и не показывает на предметы
-
Ребёнок в полтора года не произносит даже отдельных слов
-
Малыш в два года не произносит простейших фраз из двух слов
-
Наблюдается регресс в развитии утрата речевых и коммуникативных навыков – в любом возрасте.
Прогноз:
Аутизм неизлечим, но осмысленная и даже успешная жизнь с таким диагнозом возможна. Чем раньше начнётся комплексная медико – психолого – дефектологическая помощь ребёнку, тем устойчивее и выше будут результаты коррекционной работы, и выше шансы ребёнка в долговременной перспективе социализироваться и занять своё место в обществе.
Среди аутистов встречаются люди как с мультиинтеллектуальным развитием (программисты, переводчики с иностранных языков …, там, где не требуется работа с людьми), так и с тяжёлым нарушением интеллекта (таким людям постоянно нужна помощь других). Успех во взрослой жизни во многом зависит от интеллекта, социального воспитания, ранней комплексной помощи.
Аверина О.В.,
учитель–дефектолог