Особенности проявления расстройств аутистического спектра у детей в раннем возрасте

Ранний детский аутизмАннотация: В данной статье раскрывается клиническая картина проявлений расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста, необходимость ранней комплексной помощи.

«Особенности проявления расстройств аутистического спектра у детей в раннем возрасте».

Всё чаще встречаются жалобы мам и пап о том, что их ребёнок какой — то не такой. Часами смотрит в одну точку, не любит, когда его трогают за руку, не интересуется предложенными игрушками, может раскачиваться сидя на стуле или же теребит кусок шуршащей бумаги или целлофана. При обращении к ребёнку — не смотрит в глаза, не реагирует на вопросы, нет потребности в общении, нет речи как у сверстников.

Все эти симптомы характерны для раннего детского аутизма.

Аутизм – это нарушение способности общаться и взаимодействовать с окружающим миром.

Мозг больного аутизмом работает иначе, поэтому и развивается такой ребёнок по – другому. Аутизм встречается у 2-3 детей из 1000. Мальчики страдают этим расстройством в 4 раза чаще, чем девочки.

Ранние признаки аутизма могут появиться уже в первые месяцы жизни. Их своевременно диагностирование поможет начать лечение и коррекцию на ранних стадиях.

Необходимо сообщить специалисту, если у вашего ребёнка:

  1. Не выражен комплекс оживления — при эмоциональной стимуляции не улыбается или улыбается очень мало, двигательно не оживляется. Малыши начинают улыбаться, что бы привлечь к себе внимание взрослых, уже в первые месяцы жизни.
  2. Отсутствует зрительный контакт — избегает смотреть людям в глаза. В норме уже в 2 – 3 месяца дети устанавливают зрительный контакт с близкими людьми.
  3. Не реагируют на своё имя. Обычно малыш откликается на имя к 10 месяцев.
  4. Не реагирует на указательный жест – мать показывает пальцем и просит – посмотри сюда. В норме реакция на такие пробы отмечается к 10 -2 месяцев.
  5. Самостоятельно не указывает на предметы или людей. В норме с 12 – 14 месяцев.
  6. Не лепечет. Обычно лепетная речь начинается с 6 месяцев. В 8 – 10 месяцев лепет усложняется и ребёнок складывает звуки в слоги, слова (ма – ма, па – па, ба – ба, да – да).

Клинические проявления у аутичных детей.

Вербальное общение:

  • вообще не говорят, или начинают говорить поздно.
  • не используют жестовую речь, у них не формируется указательный жест – палец, мимика однообразная, выражение лица – маска.
  • интонация в голосе отсутствует, плачут или говорят – громко и монотонно.
  • могут повторят звуковые цепочки (пример: та – та – та) или скандировать слова, не понимая их смысла.

Навыки общения и социализация:

  • Предпочитают одиночество (как будто находятся в своём отдельном замкнутом домике).
  • Интересуются другими людьми, но не знают как с ними общаться.
  • Не любят тактильный контакт (когда их трогают, даже гладят) или берут на руки (сопротивляются, вырываются, протестуют громким монотонным криком).
  • На вербальный контакт – протест – закрывают уши руками.
  • Плохо понимают чувства – как свои так и другие.

Поведение:

  • Склонны к аутостимуляциям (к повторяющимся монотонным действиям, не выносят перемены).
  • Чувствительны к зрительным, тактильным и звуковым раздражителям.
  • Чрезмерно привязаны к любимому занятия или предмету.
  • Проявляют агрессию и гнев.

При наличии следующих симптомов необходимо обратиться к специалисту немедленно:

  • Годовалый ребёнок не лепечет и не показывает на предметы

  • Ребёнок в полтора года не произносит даже отдельных слов

  • Малыш в два года не произносит простейших фраз из двух слов

  • Наблюдается регресс в развитии утрата речевых и коммуникативных навыков – в любом возрасте.

Прогноз:

Аутизм неизлечим, но осмысленная и даже успешная жизнь с таким диагнозом возможна. Чем раньше начнётся комплексная медико – психолого – дефектологическая помощь ребёнку, тем устойчивее и выше будут результаты коррекционной работы, и выше шансы ребёнка в долговременной перспективе социализироваться и занять своё место в обществе.

Среди аутистов встречаются люди как с мультиинтеллектуальным развитием (программисты, переводчики с иностранных языков …, там, где не требуется работа с людьми), так и с тяжёлым нарушением интеллекта (таким людям постоянно нужна помощь других). Успех во взрослой жизни во многом зависит от интеллекта, социального воспитания, ранней комплексной помощи.

Аверина О.В.,
учитель–дефектолог

Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Использование монофонов при восстановлении речи у больных с афазией, дизартрией и логоневрозом Использование монофонов при восстановлении речи у больных с афазией, дизартрией и логоневрозом
Особенности и возможности социальной адаптации детей с синдромом Дауна Особенности и возможности социальной адаптации детей с синдромом Дауна
Речевое дыхание и связная речь Речевое дыхание и связная речь
Проектная деятельность учителя-логопеда по профилактике дислексии у детей с нарушениями речи Проектная деятельность учителя-логопеда по профилактике дислексии у детей с нарушениями речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.