Особенности проявления расстройств аутистического спектра у детей в раннем возрасте

Ранний детский аутизмАннотация: В данной статье раскрывается клиническая картина проявлений расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста, необходимость ранней комплексной помощи.

«Особенности проявления расстройств аутистического спектра у детей в раннем возрасте».

Всё чаще встречаются жалобы мам и пап о том, что их ребёнок какой — то не такой. Часами смотрит в одну точку, не любит, когда его трогают за руку, не интересуется предложенными игрушками, может раскачиваться сидя на стуле или же теребит кусок шуршащей бумаги или целлофана. При обращении к ребёнку — не смотрит в глаза, не реагирует на вопросы, нет потребности в общении, нет речи как у сверстников.

Все эти симптомы характерны для раннего детского аутизма.

Аутизм – это нарушение способности общаться и взаимодействовать с окружающим миром.

Мозг больного аутизмом работает иначе, поэтому и развивается такой ребёнок по – другому. Аутизм встречается у 2-3 детей из 1000. Мальчики страдают этим расстройством в 4 раза чаще, чем девочки.

Ранние признаки аутизма могут появиться уже в первые месяцы жизни. Их своевременно диагностирование поможет начать лечение и коррекцию на ранних стадиях.

Необходимо сообщить специалисту, если у вашего ребёнка:

  1. Не выражен комплекс оживления — при эмоциональной стимуляции не улыбается или улыбается очень мало, двигательно не оживляется. Малыши начинают улыбаться, что бы привлечь к себе внимание взрослых, уже в первые месяцы жизни.
  2. Отсутствует зрительный контакт — избегает смотреть людям в глаза. В норме уже в 2 – 3 месяца дети устанавливают зрительный контакт с близкими людьми.
  3. Не реагируют на своё имя. Обычно малыш откликается на имя к 10 месяцев.
  4. Не реагирует на указательный жест – мать показывает пальцем и просит – посмотри сюда. В норме реакция на такие пробы отмечается к 10 -2 месяцев.
  5. Самостоятельно не указывает на предметы или людей. В норме с 12 – 14 месяцев.
  6. Не лепечет. Обычно лепетная речь начинается с 6 месяцев. В 8 – 10 месяцев лепет усложняется и ребёнок складывает звуки в слоги, слова (ма – ма, па – па, ба – ба, да – да).

Клинические проявления у аутичных детей.

Вербальное общение:

  • вообще не говорят, или начинают говорить поздно.
  • не используют жестовую речь, у них не формируется указательный жест – палец, мимика однообразная, выражение лица – маска.
  • интонация в голосе отсутствует, плачут или говорят – громко и монотонно.
  • могут повторят звуковые цепочки (пример: та – та – та) или скандировать слова, не понимая их смысла.

Навыки общения и социализация:

  • Предпочитают одиночество (как будто находятся в своём отдельном замкнутом домике).
  • Интересуются другими людьми, но не знают как с ними общаться.
  • Не любят тактильный контакт (когда их трогают, даже гладят) или берут на руки (сопротивляются, вырываются, протестуют громким монотонным криком).
  • На вербальный контакт – протест – закрывают уши руками.
  • Плохо понимают чувства – как свои так и другие.

Поведение:

  • Склонны к аутостимуляциям (к повторяющимся монотонным действиям, не выносят перемены).
  • Чувствительны к зрительным, тактильным и звуковым раздражителям.
  • Чрезмерно привязаны к любимому занятия или предмету.
  • Проявляют агрессию и гнев.

При наличии следующих симптомов необходимо обратиться к специалисту немедленно:

  • Годовалый ребёнок не лепечет и не показывает на предметы

  • Ребёнок в полтора года не произносит даже отдельных слов

  • Малыш в два года не произносит простейших фраз из двух слов

  • Наблюдается регресс в развитии утрата речевых и коммуникативных навыков – в любом возрасте.

Прогноз:

Аутизм неизлечим, но осмысленная и даже успешная жизнь с таким диагнозом возможна. Чем раньше начнётся комплексная медико – психолого – дефектологическая помощь ребёнку, тем устойчивее и выше будут результаты коррекционной работы, и выше шансы ребёнка в долговременной перспективе социализироваться и занять своё место в обществе.

Среди аутистов встречаются люди как с мультиинтеллектуальным развитием (программисты, переводчики с иностранных языков …, там, где не требуется работа с людьми), так и с тяжёлым нарушением интеллекта (таким людям постоянно нужна помощь других). Успех во взрослой жизни во многом зависит от интеллекта, социального воспитания, ранней комплексной помощи.

Аверина Ольга Владимировна,
учитель–дефектолог
ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим
поражением центральной нервной системы
с нарушением психики»,
г. Апатиты, Мурманская область

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Театральные игры и их роль в коррекции связной речи Театральные игры и их роль в коррекции связной речи
Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом
Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.