В статье уделяется внимание такому методу воздействия на учащихся с ОВЗ, как аутотренинг, cпособствующему активизации психических процессов школьников и являющемуся дополнительным стимулом формирования учебной мотивации.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают выраженные трудности и проблемы в обучении и усвоении программного материала. Одной из причин этого является функциональное состояние нервной системы детей и несформированность некоторых психических функций, что проявляется в низкой работоспособности, неустойчивом внимании, повышенной истощаемости. В результате появляющегося переутомления, возникают предпосылки для будущей учебной неуспеваемости.
Интенсификация школьного обучения требует использования в работе с учащимися с ОВЗ эффективных средств и методов, повышающих и удерживающих на достаточном уровне умственную работоспособность и мотивацию к обучению.
На логопедических занятиях с целью профилактики переутомления я применяю один из методов психотерапии — аутотренинг, который помогает восстановить и активизировать познавательные процессы учащихся.
Что же такое аутотренинг?
Аутотренинг — это метод саморегуляции, который заключается в воздействии на психическое и физическое состояние человека при помощи самовнушения.
Элементы аутотренинга можно применять на любом этапе урока. Целесообразно использовать психологический настрой на организационном этапе урока.
Предлагаю ознакомиться с одним из таких психологических настроев.
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Внимание мое растет.
- Я, как разведчик, все замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я спокоен.
- Я хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Работаю.
Психологические настрои можно использовать в виде аудиозаписи, как хоровое проговаривание, отраженное проговаривание, читать на индивидуальных карточках.
Вышеописанный метод является действующим инструментом для активизации психических процессов учащихся с ОВЗ и является одним из методов здоровьесберегающей технологии обучения.
Бобровская Н.И.,
учитель-логопед