Автоматизация звука [Л] через формирование и расширение семантического поля слова ЛУК

Конспект логопедического занятия - Автоматизация звука ЛМарьенкина Лидия Александровна,
учитель-логопед высшей категории
МДОУ «Детский сад № 418» г. Перми

Этот конспект логопедического занятия может быть использован как воспитателями, так и логопедами для старших и подготовительных групп.

Задачи:

Образовательные:

- формирование и расширение «семантического поля» слова «лук».

Коррекционные:

- автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях;
- развитие мелкой и артикуляционной моторики;
- развитие фонематического слуха;
- расширение словарного запаса;
- развитие связной речи.

Воспитательные:

- расширение знаний об овощах;
- воспитание уважения к труду.

Оборудование:

Демонстрационное:

- лук в корзинке разный по размеру, форме, цвету;
- пиктограммы слов;
- карточка схемы предложения.

Раздаточный материал:

- палочки, фишки, обозначающие звуки, слоги, слова.

Организационный момент: (в кругу)

Вначале слова, угадай,
Какой звучок живет?
Согласный точно,
Но какой?
Ты подскажи, дружок.
(дети называют 1 звук предложенных слов и уточняют, согласный твердый звонкий, согласный мягкий глухой)

- Ну, на место сесть пора,
Гость нас ждет уже с утра.
(кукла-«мальчик», похожая на Чипполино)

- Да, это Чиполо, брат Чипполино. А что же он нам принес в корзинке? Нужно отгадать загадку.

Сидит дед,
Во 100 шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(лук)

Рассматривание лука (лук  разный по размеру, цвету, форме).

Выбирается самая маленькая по форме.

– Как можно назвать этот лук? (Луковичка, луковонька, луковочка).

Отбирается среднего размера  (лук, луковица, луковка).

Самый крупный – луковища.

Чиполо:

Все похожие слова,
Все про лук, все про меня.
Все слова моя родня.

- Какие гномики любят эти слова? (слово-предмет, слова-родственники)

Чиполо:

Я хотел бы очень знать,
А вы смогли бы рассказать,
Какой живет вначале звук
В моем любимом слове лук?

Характеристика звука [л]: согласный, звонкий твердый, имеет мягкую пару (уточняется – фишка зеленого цвета). Анализ акустико-артикуляционного образа.

Артикуляционная гимнастика звука «л» с участием рук, разминка для языка и пальчиков.

Вспомним правило:

Будем четко говорить,
Не торопиться, не спешить,
Чтоб звучок себя узнал
И спасибо нам сказал.

Чиполо:

Когда на даче жил,
Лук на грядку посадил.
Что делал дальше, я забыл.

- Поможем Чиполо вспомнить, что же он делал после того, как посадил лук.

Садил, поливал, полол, рыхлил, разгребал, ухаживал, загребал, удобрял, выдергивал, сушил, обрезал, заплетал, раскладывал, складывал, подвязывал, убирал, хранил, поднимал, чистил, резал, плакал, солил, мариновал, жарил, варил, заправлял, выкидывал, перебирал, укрывал.

- И слово-действие сказало:
«Сколько слов ко мне попало».
Теперь Чиполо все узнал,
Как лучок выращивал. (Пиктограмма слово-действие)

А слово-признак рассердился: (Пиктограмма слово-признак)
«Я вам, что, не пригодился?
Без меня никто другой
Вам не скажет, лук какой».

- Не сердись, сейчас дети и тебе подарят слова-признаки, а Чиполо будет внимательно слушать и затем скажет, правильно ли мы подбираем слова.

Горький, горько-сладкий, зеленый, свежий, сухой, гнилой, старый, по цветам – красный, желтый, синий, черный, зеленый; большой, маленький, мелкий, крупный, средний, продолговатый, овальный, сплющенный, червивый, жареный, вареный, салатный, молодой, осенний, зимний, летний.

- Назовем со словом «лук» только те слова-признаки, в которых есть согласный твердый звук [л] (составление словосочетаний):

молодой лук
сладкий лук
желтый лук
продолговатый лук
гнилой лук
круглый лук
салатный лук.

- Чиполо доволен ответами детей и просит их закончить предложение словом ЛУК.

1. Посадил Чиполо на грядку салатный (лук).
2. Пришел в огород и увидел, что на одной грядке взошел (лук).
3. А на второй грядке не было всходов (чего?) (лука).
4. Чиполо подумал и принес удобрение (?)чему (луку).
5. Взял лейку и полил (лук).
6. Долго любовался Чиполо (чем?) (луком).
7. А дома долго вспоминал (?)о чем (о луке) и радовался, что вырастет хороший крупный (лук).

Физкультминутка: (имитация движения)

В огород ходил,
Лук на грядку посадил (присесть).
Лук вот так подрастал (медленно поднимаются с поднятыми руками)
И до солнышка достал.
Лук в корзинку собирал (собирают в наклон)
И от радости плясал (пляска).

- Какое предложение о луке вам больше всего понравилось?

Посадил Чиполо салатный лук на грядку.

-составление схемы ___ ___ ___ ___ на ____.
-разбор схемы: назвать 1, 2, 3 и т.д. слова.
-назвать слова, в которых есть звук «л», и определить место звука в слове.

Звуко-слоговой анализ слова лук (старшая группа), лучок (подготовительная группа).

- Составление чистоговорок для Чиполо:

ил-ил-ил – Чиполо лук посадил,
ал-ал-ал – Чиполо лук поливал,
ял-ял-ял – Чиполо лук удобрял,
ыл-ыл – Чиполо лук полить забыл.

Чиполо:

А про что можно сказать:
Луковая (шелуха),
Луковый (сок, суп, салат),
Луковое (горе, перо),
Луковые (корни, слезы).

- Чиполо никак не может понять, про кого можно сказать «Горе ты мое, луковое». (родной, близкий, любимый ребенок, но озорной, от его поступков иногда хочется плакать)

Итог:

- Понравился вам сюрприз Чиполо в корзинке?
- О чем мы сегодня так много узнали? (о луке)
- А лук это что? (овощ)
- Какой звук учились четко произносить?
- Напомним Чиполо, какой это звук.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 3,67 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: 

Сейчас читают:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В»
Речевая викторина «Умники и Умницы» Речевая викторина «Умники и Умницы»
Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!» Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!»
Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте с элементами театрализации на тему:  «Цирковая афиша» Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте с элементами театрализации на тему: «Цирковая афиша»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.