Автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях

Конспект логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях.

Конспект логопедического занятия: Звук и буква ЛЦели:

- автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях;
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, умение определять место звука в слове;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательные прилагательные;
- активизировать словарь по теме «Животные»;
- формировать навык правильного чтения.

Оборудование: картинка-символ звука [Л], касса букв и слогов, картинки с изображением животных, «теремок», поезд с тремя вагончиками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок, настраиваемся на занятие.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

2. Актуализация темы.

- Послушай весёлую скороговорку, определи, какой звук повторяется чаще других?

Жил-был белый, белый слон.
Бел, как облако был он.
Был белее слон белил,
Булки белые любил.

- Как ты думаешь, над каким звуком мы будем сегодня работать?

- Да, мы будем работать над звуком [Л], будем произносить его в словах, словосочетаниях.

- А что необходимо выполнять для того, чтобы хорошо проговаривать все звуки? (Артикуляционные упражнения).

3. Артикуляционные упражнения.

- Выполним упражнения для язычка.

«Часики»,
«Качели»,
«Вкусное варенье»,
«Накажем непослушный язычок»,
«Почистим верхние зубки»,
«Маляр»,
«Индюк»,
«Лошадка».

4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

- Вспомни, что нужно сделать, чтобы правильно произнести звук [Л]? (Губы в улыбочке, язычок между зубками, гудим).

- Дай характеристику звуку [Л]. (Согласный, твёрдый, звонкий).

- Выбери символ звука [Л]. (Мальчик в синий курточке с колокольчиком).

- На что похож этот звук? Послушай! (Летит и гудит самолёт). Выставляется картинка-символ звука [Л].

- Произнеси звук [Л]! Правильно! Старайся, следи за произнесением звука [Л].

5. Буква Л.

- Какой буквой на письме обозначается звук [Л]? (Буквой Л)

- Найди эту букву в кассе букв и слогов.

- Пропиши эту букву в воздухе.

6. Игра «Стрела». (Чтение с ускорением).

- Про кого говорят «летит, как стрела»? (Про того, кто двигается очень-очень быстро).

- А мы будем учиться очень быстро читать слоги. Запомни правило: сначала читаем слоги, как обычно, но как только увидишь стрелу, «лети стрелой»: читай так быстро, как только можешь до конца строки.

Клу слы лна пал бол кло кол олк
Клы тлы тло влы глу тлу влу сло
Дло пло лок лун слы длы лош лав

7. Чтение слов.

- Прочитай цепочки слов:

бал – бол — был – бил
мал – мол – мул – мыл
вал – вол – выл – вёл
мел – пел – сел – бел
кол – пол – тол – зол
пил – мил – вил – бил
был – выл – мыл – ныл

- Что было легче читать слоги или слова? Как ты думаешь почему? (слово имеет смысл, что-то обозначает, а слог – не имеет смысла).

8. Определение наличия звука [Л] в названиях животных.

- Перед тобой теремок, поселиться в нём могут животные, в названии которых есть звук [Л]. Отбери картинки, в названии которых есть звук [Л].

9. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- А ты любишь животных?

- Давай назовём их ласково:

Лошадь – … (лошадка)
Белка — … (белочка)
Слон — …(слоник)
Волк — …(волчок)

10. «Назови детёнышей животных».

- А как называются детёныши животных?

У слона -…(слонёнок)
У волка — …(волчонок)
У лося — … (лосёнок)
А у лошади — …(жеребёнок)!!!

11. Составление описания животного.

- А сейчас проверим, хорошо ли ты знаешь животных.

- Будь внимателен! Я буду описывать какое-то животное, а ты должен догадаться, кого я задумала.

Зубастый, зелёный, злой. (Крокодил)
Любит зелёную травку, есть борода, рожки. (Козёл)

- А теперь ты мне загадывай.

12. Образование притяжательных прилагательных.

- В природе у всех животных есть свои домики.
- Как называется дом медведя? (Берлога).
- Берлога медведя. Чья берлога? (Медвежья берлога).
- Дом волка? (Логово). Логово волка. Чьё логово? (Волчье логово).
- Дом белки? (Дупло). Дупло белки. Дупло чьё? (Беличье дупло).

13. «Какое слово не подходит?».

Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий;
волк, волчий, волосы, волчонок, волчица;
лось, солонка, лосиха, лосёнок, лосиные.

14. Определение места звука [Л] в названиях животных.

- Очень часто животным грозит опасность (охотники, хищники). Давай перевезём их в безопасное место.

- Размести картинки в три вагона: в 1-й вагон – картинки, в названии которых звук [Л] находится в начале слова, во 2-й вагон – со звуком [Л] в середине слова, в 3-й вагон – со звуком [Л] в конце слова.

- Теперь мы можем быть спокойными за животных, они в безопасности.

15. Работа с текстом.

- Названия каких животных ты впервые услышал сегодня на занятии? (Антилопа, лань).

- Послушай рассказ об антилопе, постарайся запомнить.

Антилопы живут в Африке. У них очень большие рога, с помощью которых антилопы могут защищаться даже ото львов. Антилопы очень пугливы, но легко приручаются. Могут долгое время обходиться без воды, умеют очень быстро бегать.

Некоторые виды антилоп находятся под охраной, занесены в Красную книгу.

- Расскажи, что запомнил.

- А узнать о лани ты можешь, взяв книжку в нашей библиотеке.

16. Итог занятия.

- О ком мы говорили сегодня на занятии? (О животных).

- А ещё мы учились правильно произносить звук [Л].

- На занятии ты был старателен, следил за своей речью, постарайся всегда правильно произносить звук [Л].

Гуцан Анжела Яковлевна,
учитель-логопед МБОУ СОШ №19,
г.Вышний Волочёк

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: , ,

Сейчас читают:

Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) на тему:  «Заколдованная весна» Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) на тему: «Заколдованная весна»
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по логоритмике в старшей группе компенсирующей направленности (6-7 лет) с детьми после кохлеарной имплантации Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по логоритмике в старшей группе компенсирующей направленности (6-7 лет) с детьми после кохлеарной имплантации
Конспект подгруппового занятия «Предлоги» Конспект подгруппового занятия «Предлоги»
Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука [ш] Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука [ш]

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.