Методическая разработка: Автоматизация звуков у детей с тяжелым нарушением речи в пересказах с использованием картинных алгоритмов.
Оглавление.
Введение.
I. Проблема автоматизации звуков в связной речи в современной научной и методической литературе.
I.1. Обзор и анализ литературы по проблеме исследования.
II. Исследование автоматизации звуков в связных речевых высказываниях у детей с ОНР.
II.1. Задачи, содержание и организация исследования.
III. Методика работы по автоматизации поставленных звуков в процессе обучения пересказу.
Принципы и методы, положенные в основу.
Методика занятия.
Заключение.
Библиография.
Приложение. Материалы для проведения занятий.
Методика упражнения на анализ предложения и выделение звука.
I. Автоматизация звуков [С], [С'].
II. Автоматизация звуков [3], [З'].
III. Дифференциация звуков [С‑З].
IV. Автоматизация звука [Ц].
V. Дифференциация звука [Ц] со звуками [С], [3], [Т].
VI. Автоматизация звуков [Ш], [Ж].
VII. Дифференциация звука [Ш] с другими звуками.
VIII. Автоматизация звука [Ч].
IX. Дифференциация звука [Ч] с другими звуками.
X. Дифференциация звуков [С‑Ш], [3‑Ж], [С‑З‑Ш‑Ж].
XI. Дифференциация звуков [С'‑Щ], [Щ‑Ч‑Ш], [С‑Ч‑Ш], [С‑З‑Ц‑Ч‑Щ], [С‑З‑Ш‑Ж‑Ч‑Щ].
XII. Автоматизация звуков [Л], [Л'].
XIII. Автоматизация звуков [Р], [Р'].
XIV. Дифференциация звуков [Р‑Л‑Р'‑Л'] .
XV. Автоматизация йотированных звуков.
XVI. Автоматизация звуков [Б], [Д], [Г], [К], [X].
Введение
Одной из важнейших задач коррекционной педагогики на современном этапе ее развития является совершенствование логопедической работы, направленной на определение путей и способов эффективного преодоления нарушений речи.
В настоящее время актуальной и требующей своего решения является проблема обучения детей правильному звукопроизношению.
Особые трудности в формировании звукопроизносительной стороны речи возникают у детей с ОНР. Связано это с тем, что в последние десятилетия очень широко распространяется речевая патология и возрастает число детей с ОНР, которые испытывают большие трудности в обучении.
В исследованиях отмечается, что нарушения звукопроизношения имеют стойкий характер, с трудом поддаются коррекции и являются ведущими в структуре речевого дефекта (И.Б. Карелина, Л.В. Лопатина, С.И. Маевская, Е.Ф. Соботович и др.).
Одним из требований при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОНР является автоматизация поставленного звука в рассказах. В данной работе сделан акцент на автоматизацию поставленных звуков в самостоятельных пересказах детей.
В настоящее время логопедическая практика испытывает острую необходимость в определении надежных диагностических показателей развития языковой способности детей с ОНР, обосновании адекватных их речевым возможностям современных моделей коррекционно-педагогического воздействия, разработки содержания и методов поэтапного логопедического воздействия.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что проблема изучения автоматизации звуков в речи дошкольников с ОНР является значимой и вместе с тем недостаточно разработанной, что и определяет ее актуальность.
Научные исследования в этом плане являются перспективными, будут способствовать углублению представлений о характере нарушений речи у детей с ОНР, совершенствованию логопедической работы по формированию у них произносительной системы языка, диалогической и монологической речи.
Проблема исследования – оптимизация логопедической работы по автоматизации звуков речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – система звукопроизношения у детей.
Предмет исследования – автоматизация звуков в пересказах у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования – учитывая системный характер нарушений речевого развития у детей с ОНР, можно предположить, что у этой категории детей имеются значительные трудности в автоматизации звуков речи. Специально организованная логопедическая работа будет способствовать более успешной автоматизации поставленных звуков дошкольниками с ОНР.
Цель – разработать патогенетически обоснованные пути коррекционного воздействия по автоматизации поставленных звуков у данной категории детей.
В соответствии с целью выделяются следующие задачи исследования:
- Изучить и проанализировать логопедическую, лингвистическую, психолингвистическую литературу по проблеме исследования.
- Провести исследование (диагностику).
- Проанализировать результаты исследования.
- Разработать методику автоматизации и дифференциации поставленных звуков, пересказывая текст, насыщенный ими.
Методологическую основу исследования составят фундаментальные положения коррекционной педагогики, специальной психологии, лингвистики и психолингвистики: положения Л.С. Выготского об общих и специфических закономерностях развития детей с дизонтогенезом, о зоне актуального и ближайшего развития, системно-структурный и психолингвистический подход к анализу нарушений речевого развития (Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева и др.), современные научные представления о симптоматике, механизмах и структуре речевого дефекта при ОНР (Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.), о взаимосвязи в процессе формирования различных компонентов языковой способности (А.Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, С.Н. Цейтлин и др.), о коммуникативно-деятельностном подходе при развитии и коррекции нарушений речи (И.А. Зимняя, М.И. Лисина и др.), о соотношении первичных и вторичных симптомов в структуре дефекта (Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева и др.).
Мы предполагаем, что теоретическая значимость исследования будет состоять в углублении научных представлений о механизмах и структуре речевого дефекта при ОНР.
Практическая значимость исследования будет состоять в разработке методики автоматизации звуков в пересказах у детей дошкольного возраста с ОНР, которая может использоваться логопедами-практиками в детских учреждениях
I. Проблема автоматизации звуков в связной речи в современной научной и методической литературе.
I.1. Обзор и анализ литературы по проблеме исследования.
Изучение и формирование связной речи привлекает внимание специалистов различных областей знаний: психологов, лингвистов, методистов, дефектологов, логопедов. Это определяется тем, что связная речь является высшей формой речемыслительной деятельности (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин и др.), и, следовательно, определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка.
Применительно к детям с речевой патологией дошкольного возраста преимущественно разработаны методические аспекты данной проблемы (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
В своей работе я изучила и проанализировала наиболее широко представленную логопедическую литературу по проблеме исследования.
Так, в работе Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» [18] освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи у детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса. Конспектами занятий иллюстрированы методические положения. На наш взгляд, в данном пособии хорошо подобран лексический материал для логопедических занятий по всем темам, иллюстративный материал для развития мыслительной деятельности, приведены примерные конспекты занятий. Но всего 1 конспект занятия посвящен теме пересказа («Детская площадка»), чего не достаточно для составления цельного представления о методике работы по пересказу.
В пособиях Н.В. Нищевой ([12], [13], [14]) представлены упражнения для автоматизации и дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей. В пособиях подобрано много стихотворных и прозаических текстов, где содержатся слова с автоматизируемыми звуками. В текстах учитывается принцип фонетической доступности, что позволяет логопедам-практикам подбирать тексты на автоматизацию звука, не содержащие еще не поставленных или не автоматизированных звуков.
Для дифференциации поставленных звуков с другими звуками, сходными с ними артикуляционно или акустически, подобрано много речевого материала, где учитывается последовательность и постепенность усложнения речевых упражнений.
Каждый раздел снабжен цветными сюжетными картинками, которые можно использовать для различных видов работ по картинкам.
В пособии использован фольклорный материал, произведения русских классиков, а также стихи, потешки и рассказы автора.
В пособии много литературных текстов для пересказа на каждый автоматизируемый звук.
Несмотря на все положительные стороны данной работы, я считаю необходимым иметь к каждому тексту картинный алгоритм, учитывая дефицит внимания у детей с ОНР.
В работе Т.А. Ткаченко [17] представлены методический материал, а также 16 картин с занимательными сюжетами, которые являются наглядной опорой для обучения творческому рассказыванию детей 5-7 лет.
Оригинальная система упражнений позволяет совершенствовать речь и творческие способности ребенка, развивать детское воображение, логическое мышление, внимание и память – процессы, необходимые для школьного обучения.
Данное пособие разработано с учетом основных методических требований, учитывает психические и речевые возможности детей с ОНР, но в нем не представлены сами тексты для пересказа, в которых можно было бы провести работу по автоматизации звуков, что является очень важным в работе с детьми данной категории.
Также нет текстов для пересказов и в альбомах, разработанных Л.Н. Зуевой, Н.Ю. Костылевой, О.П. Соломенко [7]. Вместе с тем, данные пособия содержат занимательные игровые задания для детей 5-7 лет, способствующие формированию правильного звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию логического мышления и графических навыков.
В работе логопедов Московского района г. Санкт-Петербурга О.Г. Ивановской, Л .Я. Гадасиной, С.Ф. Савченко [8] представлен ряд сюжетных картин, разделенных линиями на составные части — слова, из которых складывается предложение, описывающее каждую данную ситуацию. Вопросы к главным и второстепенным членам предложения находятся рядом с изображениями предметов и действий. Итогом работы по развитию речи авторы видят сформированное у детей умение составлять рассказ. Поэтому в пособии рассмотрены примеры составления рассказов из разрезных картинок путем последовательного распространения предложения с опорой на вопросы. Пособие является очень содержательным, но, на мой взгляд, учитывая специфику работы с детьми с ОНР, в нем не хватает текстов для пересказов, формирующих автоматизацию правильного звукопроизношения.
В работах Л.Е. Крыласовой [21], Н.В. Соколовой представлен лексический материал различной степени сложности, но в текстах для пересказа, рассчитанных на детей с ОНР, недостаточно картинного материала.
Л.Г. Парамонова посвятила много работ проблеме профилактики дисграфии [15]. Автор уделяет большое внимание вопросам обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих отставание в речевом развитии. Работы включают систематизированный и иллюстративный речевой материал для занятий с детьми. Хорошо представлен практический материал по словообразованию, словоизменению; как завершающий этап работы – упражнения в связной речи, т.е. самостоятельный рассказ ребенка на определенную тему, где используются и пересказы рассказов или сказок. Но данный автор не включает в свои работы, в которых учитывалась бы и автоматизация звуков, самих текстов пересказов, чего, на наш взгляд, не хватает для успешного использования предложенной методики логопедами- практиками в своей работе.
Известно, что с общим недоразвитием речи часто сочетается стертая дизартрия. В настоящее время эта речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. Данной проблеме посвящена работа Л.В. Лопатиной [11]. Пособие состоит из двух глав. В первой главе анализируются основные теоретические подходы к изучению и коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста, особенности этих нарушений и предлагаются методики их преодоления.
Во второй главе приводятся данные об особенностях лексико-грамматического строя речи и методики логопедической работы по его развитию у данной категории детей.
В каждой из глав подобрано много заданий, упражнений, игр для работы с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами, что очень удобно для логопедов-практиков в своей работе.
Анализируя литературу по проблеме, я пришла к выводу, что в настоящее время в логопедии широко представлены теоретические аспекты коррекционной работы по развитию связной речи у детей с ОНР, даются рекомендации к проведению логопедических занятий. Но, учитывая особенности психического и речевого развития детей данной категории, целесообразно было бы представить такие разработки, которые включали бы достаточный картинный материал и тексты для автоматизации звуков в пересказах.
II. Исследование автоматизации звуков в связных речевых высказываниях у детей с ОНР.
II.1. Задачи, содержание и организация исследования.
Одним из требований при формировании правильного звукопроизношения у детей является автоматизация поставленного звука в коротких рассказах.
В своей работе я сделала акцент на автоматизацию звуков в пересказах детей с ОНР. Связано это с тем, что в процессе пересказа можно решить сразу несколько задач:
- автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, пересказывая текст, насыщенный ими;
- развивать понимание речи;
- отработать словарь, синтаксические конструкции, выразительность;
- обучать детей связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между частями;
- развивать внимание и память;
- осуществлять личностно-ориентированный подход, что позволяет создать ситуацию успешности для каждого ребенка;
- учить детей планированию своей речи.
Традиционно пересказ считается более легким видом монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это, в какой-то степени, отраженная речь с известной долей самостоятельности. Эту работу можно проводить только тогда, когда у ребенка есть фразовая речь.
Большое значение имеет выбор текста для пересказа. В литературе существует несколько общих требований к выбору этих текстов:
- сравнительно небольшой объем произведения с тенденцией постепенного увеличения, с четкой композицией сюжета;
- доступность и простота содержания для детей данного возраста и уровня речевого развития: понимание смысла рассказа, всех его слов. Здесь нужно учитывать результаты диагностики;
- тексты для пересказа должны включать разные грамматические структуры речи;
- тексты необходимо подбирать с насыщением автоматизируемыми звуками;
- нравственность содержания, высокая художественность текстов, доступность языка.
III. Методика работы по автоматизации поставленных звуков в процессе обучения пересказу.
Принципы и методы, положенные в основу.
На основании многолетней работы я составила план работы с детьми с ОНР, предусматривающий тематическую последовательность несколько отличную от той, что описана в специальной литературе. Мои наблюдения показали, что дети с указанной патологией при автоматизации звуков в связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств я остановилась на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов является наглядность, при которой происходит речевой акт. Анализируя результаты своей работы, я пришла к выводу, что использование картинного материала и текстов при пересказе значительно облегчают овладение детьми с ОНР автоматизацией звуков в связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, последовательными.
Тексты пересказов в своей работе я использую только после того, как поставленный звук ребенок произносит изолированно а затем этот звук автоматизируется в:
- слогах различных типов;
- в словах, словосочетаниях;
- в чистоговорках;
- в предложениях;
- в потешках;
- в стихотворениях;
- и только потом – в текстах, насыщенных автоматизируемым звуком.
Кроме общепризнанных в логопедии принципов (наглядности, поэтапности, цикличности и др.), при подборе текстов для пересказа я придерживалась следующих принципов:
- текст должен быть насыщен постановочными звуками и максимально мало содержать при этом еще не поставленных или не автоматизированных звуков;
- текст должен быть интересен детям, доступен уровню речевого и интеллектуального развития ребенка и максимально приближен к его личному опыту.
Тексты должны в обязательном порядке включать:
- слова с открытыми слогами;
- слова с закрытыми слогами;
- слова со стечением согласных;
- тексты с разными словами;
- тексты на дифференциацию поставленного звука с другими звуками, сходными с ним артикуляционно и акустически.
Каждый текст сопровождается картинным алгоритмом, лексическим словарем, вопросами к тексту.
В своей работе я использую следующие методы: наглядный, словесный, игровой (сюрпризные моменты, использование игрушек и т.д.), практический.
Методика занятия
Занятия проводятся только индивидуально, поэтапно.
Этап I, подготовительный.
Включает словарную работу:
1. Чтобы вызвать у ребенка интерес знакомлю его с лексическим словарем данного рассказа.
Этап II, обучающий.
Включает неоднократное изложение текста ребенку, обсуждение с ним содержания, а также активное использование картинного алгоритма:
2. Пересказываю текст без наглядного сопровождения, глядя ребенку в глаза.
3. Чтобы выяснить, понял ли ребенок смысл рассказа, его логику, задаю вопросы по содержанию, объясняю и уточняю все, что ребенку непонятно.
4. После этого предлагаю послушать рассказ еще раз, но на этот раз свой пересказ сопровождаю показом картинного алгоритма, включая тем самым в работу зрительный анализатор.
5. Затем, повторяя за мной каждое предложение, ребенок показывает на нужную картинку.
6. А теперь, — говорю я, — послушай рассказ еще раз, ты должен его запомнить, а потом пересказать мне. Слушай внимательно!
Этап III включает разговорную речь, творческий пересказ:
7. Ребенок сначала пересказывает с моей помощью — это может быть договаривание фразы ребенком или мной. Затем он пересказывает самостоятельно, но с опорой на картинный алгоритм.
8. Заключительный момент работы – самостоятельный пересказ ребенка без опоры на наглядность.
9. В подготовительной группе дополнительно можно проводить упражнения на анализ предложений и выделение звуков в словах (см. материалы в Приложении).
Таким образом, в течение одного занятия ребенок не менее пяти раз пересказывает текст разными способами, каждый раз автоматизируя поставленные звуки.
По усмотрению логопеда и в зависимости от уровня развития ребенка занятие можно проводить по сокращенной методике.
Подобранные и разработанные мной картинные, текстовые и словарные материалы, необходимые для работы по данной методике, приведены в Приложении.
Заключение
Своевременное формирование звукопроизносительной стороны речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, так как язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения.
В настоящее время логопедическая практика испытывает острую необходимость в определении надежных диагностических показателей развития языковой способности детей с ОНР, в частности, системы звукопроизношения, обосновании адекватных их речевым возможностям содержания и методов поэтапного логопедического воздействия.
Такая работа позволит углубить научные представления о механизмах и структуре речевого дефекта при ОНР, выявить специфику и механизмы нарушений, характерных для ОНР.
В ходе моего исследования разработана методика автоматизации звуков в пересказах у детей дошкольного возраста с ОНР.
Практика показывает, что работа по этой методике интересна и мне и детям, она зачастую эффективнее традиционных пересказов.
В начале и середине года я проводила диагностику состояния звукопроизношения у детей своей группы. Результаты оказались следующие.
На начало года:
- Отдельный звук С был у 3-х детей, в слове – у 2-х детей. У 10 детей звук С в стадии постановки.
- Звук С’ – у 1 ребенка; звук С’ в слогах – у 2-х детей, в слове – у 5 детей, в спонтанной речи — у 5 детей, звук С’ в стадии постановки – у троих детей.
- Звук 3: в текстах у 1 ребенка, в стадии постановки – у 14 детей.
- Звук 3’ отдельный – у 1 ребенка, в слогах – у 2-х детей, в словах – у 6 детей, в спонтанной речи у 2-х детей. Звук 3’ – у троих детей в стадии постановки.
В дальнейшем на своих занятиях я пользовалась разработанной мной методикой. Результаты такой работы можно проследить по итогам диагностики, проведенной в середине года:
- Звук С в стадии постановки у 2-х детей, в словах – у 5 детей, в предложениях – у 1 ребенка, в стихах и текстах – у 5 детей, в спонтанной речи – у 2-х детей.
- Звук С’ в стадии постановки – у 1 ребенка, в словах – у 2-х детей, в стихах и текстах – у 5 детей, в предложениях – у 1 ребенка, в спонтанной речи – у 6 детей.
- Звук 3 в стадии постановки – у 3-х детей, в слогах – у 2-х детей, в словах – у 9 детей, в стихах и текстах – у 1 ребенка.
- Звук 3’ в стадии постановки – у 1 ребенка, в словах – у 4-х детей, в предложениях – у 5 детей, в стихах и текстах – у 2-х детей, в спонтанной речи – у 3-х детей.
- Звук Ц у 3-х детей – в стадии постановки, у 5детей – отдельный звук, в слогах – у 2-х детей, в словах – у 3-х детей, в предложениях – у 1 ребенка, в стихах и текстах – у 1 ребенка.
- Звук Ш изолированный – у 2-х детей, в слогах – у 1 ребенка.
Остальные звуки – в стадии постановки.
Сравнительные данные работы по автоматизации звуков у детей с ОНР в начале и середине учебного года представлены в виде диаграммы:
- Отдельный звук
- Слог
- Слово, словосочетание, чистоговорки
- Предложение
- Стихи, тексты
- Спонтанная речь
На основании приведенных данных можно сделать вывод о том, что логопедическая работа, проводимая по вышеописанной методике, является результативной. Наблюдается значительная положительная динамика в автоматизации звуков речи у детей с ОНР.
Библиография
- Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – ТОО «Издательство «Библиополис»«. СПб.,1994. 208 с. Изд. 2-е переработанное М. Просвещение, 1979. ISBN 5-7435-0083-5
- Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 255с., ил. Б60602-736/103(03)-81 64-81 4309022100 ББК 74.113.8 372
- Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. Логопедия. Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических институтов /Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под. ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – в 2-х книгах. Книга1. М.: Просвещение: Владос, 1995.—384с.: ил. ISBN 5-09-006721-Х
- Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 3-е издание. Чувашское книжное издательство, 1976 г. Г 0642-093/М136(03)-76 138-76
- Городилова В.И. и Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. Издание четвертое. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР., Москва. – 1961г.
- Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.С. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 239с.: ил. ISBN 5-09-001259-8
- Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., Соломенко О.П. Логопедия для дошкольников: Альбомы 1,2,3,4. –М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001-80с.: ил. ISBN 5-17-004602-2 ISBN 5- 217-01316-2
- Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Савченко С.Ф. Занятия с логопедом по обучению связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок. – СПб.: КАРО, 2009. – 56 с. – (Серия «популярная логопедия»). ISBN 978-5-9925-0401-9
- Козырева О.А, Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: ст. гр. дошк. спец .(коррекц.) образоват. учреждений: пособие для логопеда. /О.А. Козырева, Н.Б. Дубешко. – М.: Гуманитарные изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 119с. ил. (Библиотека логопеда)
- Лалаева Р., Серебрякова Н. Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001 г.
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под. ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2004. – 192 с. (Коррекционная педагогика) ISBN 5-94033-041-Х
- Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 160 с. ISBN 978-5-89814-510-1
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 528с. ISBN №5-89814-054-9
- Нищева Н.В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 112 с. + цв.вкл.40с. ISBN 5-89814-162-6
- Паромонова Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дисграфии. – СПб.: « ДЕТСТВО-ПРЕСС «, 2008. – 224 с. ISBN 978-5-89814-345-9
- Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах/ Т.В. Пятница – Ростов: Феникс, 2009. – 173, [1]с.: ил. (Библиотека логопеда) ISBN 978-5- 222-15483-0
- Ткаченко Т.А. обучение детей творческому рассказыванию по картинкам: пособие для логопеда / Ткаченко Т.А. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 47с.: ил. (Библиотека логопеда) ISBN 5-691-01413-7
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие – М.: Айрисс-пресс, 2004. – 224 с. – (Библиотека логопеда-практика) ISBN 5-8112-1048-5
- Хватцев Е.М., проф. Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ. Издание пятое. Утверждено Министерством просвещения РСФСР. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. Москва * 1959 г.
- Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова Н.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Научно- практический сборник инновационного опыта. М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001-400с. ISBN 5-93078-053-6
- Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / автор-составитель Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 404 с. ISBN 978-5-91651-007-2
- Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок/ автор-составитель А.А. Гуськова – Волгоград: Учитель 2010 – 151 с. IBSN 978-5-7057-2179‑5
Приложение: Материалы для проведения занятий
Ниже приведены дидактические материалы для проведения индивидуальных занятий по автоматизации и дифференциации звуков в пересказах с использованием картинных алгоритмов.
Щуракова Майя Леонтьевна,
учитель-логопед,
ГБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 7
с осуществлением физического и психического развития,
коррекции и оздоровления всех воспитанников
Фрунзенского района Санкт-Петербурга»