Проект «Моя инициатива в образовании» — Развивающие доски Бизиборд в логопедической практике

Развивающие доски Бизиборд в логопедической практике.

Проект «Моя инициатива в образовании»

Как я определилась с темой проекта?Мне очень понравилось высказывание академика Ивана Петровича Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».Ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких детей. Именно поэтому я более углублённо стала изучать эту тему.

Тема моего проекта «Рука развивает мозг».

Цель:

  • познание ребёнком окружающего мира через тактильное восприятие.

Актуальность проекта:

Нарастание экологических проблем, стремительный прогресс, многократный рост количества развлекательного контента для детей – все эти факторы существенно влияют на развитие детей, и не в лучшую сторону.

Современный ребенок уже не так активно занимается познанием мира, как его ровесники еще четыре десятка лет назад. Если раньше малыш хватал в руки все, что попадется, исследовал мир всеми возможными способами, то сейчас уже с года дети все чаще заняты планшетами, мультиками – всем, что так нравится и намертво приковывает их внимание.

Логопеды бьют тревогу – число детей с речевыми патологиями растёт в геометрической прогрессии. Чтобы нивелировать влияние негативных факторов, постоянно разрабатываются новые дидактические игры.

В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде — прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пробовать на вкус. Взрослые должны поддерживать это стремление, предоставлять малышу игрушки разного вида (мягкие, твердые, гладкие, шершавые, холодные и т.д.), предметы для исследования, ткани. Тогда малыш получит необходимые ресурсы для развития. Учеными доказано, что речь ребенка и его сенсорные органы связаны напрямую. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо развивать его руки.

Отмечено то, что именно поэтому, когда человек не может выразить свою мысль или объяснить что-то словами, он использует жесты. И наоборот: когда ребенок пишет или рисует сосредоточенно, то он непроизвольно помогает себе, высовывая язык.

Развитию мелкой моторики посвятили свои труды многие детские физиологи и психологи. Например, авторы О.А. Новицкая, В.В. Цвынтарный, Ю.А. Соколова описывают конкретные приемы для развития мелкой моторики детей. М.М. Кольцова, известный исследователь речи детей, пишет о том, что исторически в ходе развития человечества движения пальцев рук были всегда тесно связаны с речевой функцией. Первобытные люди сначала общались жестами, главная роль здесь отводилась руке. Развитие функций руки и речи происходило параллельно. М.М. Кольцова сделала вывод, что формирование областей мозга, отвечающих за формирование речи, происходит под влиянием кинестетических импульсов от рук, а вернее от пальцев.

Важность развития мелкой моторики заключается в том, что вся будущая жизнь ребенка также будет требовать точных координированных движений пальцев и кистей, которые необходимы, чтобы рисовать, писать, одеваться, выполнять множество разных действий.

Доказано также, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Это значит, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев — это мощное средство для повышения работоспособности головного мозга.

Сегодня такое разнообразие всевозможных игрушек, конструкторов, мозаик для развития мелкой моторики рук.

Так же используются методические приёмы, такие как – ниткопись, оригами, игры с камешками Марблс, пальчиковые игры, наборы Фребеля.

В настоящее время большой популярностью пользуются развивающие доски.

Бизиборд – это специальная развивающая доска для детей, на которой располагаются различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки. С помощью нее ребенок, в первую очередь, учится нажимать, открывать, крутить различные предметы.

Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году самой Марией Монтессори.

Итальянский педагог Мария Монтессори посвящала много времени изучению этапов развития ребёнка и разработала авторскую методику, которая популярна и сегодня. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом развивая мелкую моторику.

Монтессори решила дать возможность детям поиграть с предметами, к которым родители обычно не подпускают их. Благодаря ей появился первый бизиборд: на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защёлка и цепочка, панно со шнуровкой. Все элементы были абсолютно безопасными.

Работа с бизибордом совершенствует зрительно-моторную координацию, развивает сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, способствует развитию речи, формирует навыки игровой деятельности соответствующей возрасту.

Используя бизиборд, ребёнок не только знакомится с бытовыми вещами, которые есть у него дома, но и развивает определённые навыки:

  • мелкую моторику (это полная свобода тактильного восприятия.);
  •  координацию движений (ребёнок учиться управлять своими руками.);
  • усидчивость (ребёнок учится удерживать внимание на выполнении множества действий до получаса);
  • логику (ребенок начинает понимать, что сначала крутим ручку, а только потом нажимаем и открываем);
  • цветовосприятие (ребёнок знакомится с эталонными представлениями о цвете);
  • изучение слов и изучение мира (Некоторые бизиборды способны обучать ребенка элементарным словам.

Часто за дверцами прячутся картинки с животными, фруктами, транспортом, растениями. Когда малыш откроет дверцу, он будет рад маленькому сюрпризу в виде картинки. А если взрослые будут повторять при этом его название, то ребенок вскоре запомнит это слово);

  • воображение (ребенок самостоятельно может придумать, как еще использовать ту или иную деталь);
  • память (нейронные сигналы от маленьких пальчиков передадутся в мозг и обогатят впечатлениями память малыша.)

Готовые фабричные бизиборды стоят не так дешево, и не каждый педагог или ДОУ может позволить себе их приобрести. Но тем и хороши бизиборды, что их можно сделать своими руками из разных материалов, учитывая возраст ребёнка и его предпочтения.

И я решила попробовать изготовить его своими руками. За основу взяла фанеру от детской кроватки. Муж выпилил силуэты паровозика с вагончиками. Затем мы покрасили их в красивые яркие цвета, а родители воспитанников принесли разные предметы, которые могли пригодиться в создании бизиборда. Потом все предметы прикрутили и приклеили к паровозику и вагонам. Бизиборд готов!

Бизиборд

Вместо планшетов и смартфонов дети погружаются в визуально-тактильное восприятие и сенсорное познание. Это даёт им возможность исследовать, экспериментировать, познавать мир, проникая в самую суть вещей. Дети с удовольствием играют с ним.

В будущем планирую продолжить работу в данном направлении: создавать бизиборды по различным темам (космос, магазин, город и т.д.), для девочек и для мальчиков отдельно.

Все дети без исключения обожают играть! Думаю, что эти игры с бизибордами на развитие мелкой моторики для детей обязательно пригодятся!

игры с бизибордами

Лабутина Анна Дмитриевна,
воспитатель группы компенсирующей направленности,
участник городского конкурса «Воспитатель года»

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.