«Букваринск» для дошкольников

«Букваринск» для дошкольников помогает дифференцировать звуки по акустическим признакам, различать звуки и буквы, даёт характеристику каждому звуку. Используется для старшего дошкольного возраста.

Значительное число учащихся общеобразовательных школ испытывает трудности в усвоении навыков чтения. Интерес к проблеме предупреждения дислексии обусловлен необходимостью поиска основных направлений и приёмов коррекционно-логопедической работы.

Формирование навыка чтения на начальном этапе возможно при достаточной сформированности следующих функций: фонематического восприятия и анализа, зрительного анализа, оптико-пространственных представлений.

Организацию работы по развитию речи и необходимых психических функций нужно начать в детском саду, то есть до начала обучения. Особенно важно это для детей детского сада, обучающихся в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, так как для них характерным является несформированность фонематического восприятия, незаконченность процесса формирования звуков.

Исправление недостатков звукопроизношения у детей начинается с постановки у них точного, тонко дифференцированного произношения звука и звукосочетаний, одновременно у них развивают фонематическое восприятие. Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различия невозможно и их правильное произношение.

Развитие фонематического восприятия проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

В своей работе по развитию фонематического восприятия и пропедевтике обучению чтения использую город «Букваринск».

«Букваринск» помогает и в работе с ознакомлением с символами, обозначающими звуки. Работая с «Букваринском» в течение двух лет (это время пребывания детей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи), выясняем, что буквы и звуки — это разные понятия.

  • Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим.
  • Буква может обозначать один звук, два звука (я, ю, ё, е), ни одного звука (ь, ъ).

город Букваринск

Гласные буквы живут в красных домиках. В русском языке 10 гласных букв, но 6 гласных звуков. Дети называют звуки, которые может обозначать буква я [j,а], ю [j,у], е [j,э], ё [j,о].

Гласные буквы в «Букваринске» расположены так, что детям легко это запомнить.

А — Я
У — Ю
О — Ё
Э — Е
Ы — И

Мы говорим о том, что гласные второго ряда смягчают согласные, стоящие рядом. Для того, чтобы лучше это понять, каждому ребенку дается в руки согласная буква. Он подходит к «Букваринску» и подставляет свою букву вначале к гласным первого ряда, затем к гласным второго ряда, читая полученные слоги.

ТА — ТЯ
ТУ — ТЮ
ТО — ТЁ
ТЭ — ТЕ
ТЫ — ТИ и т.д.

Читая сам и прослушивая своих товарищей, ребенок хорошо запоминает, с какими гласными согласные твердые, а с какими — мягкие. Согласные буквы в «Букваринске» живут на «другой улице», там голубые и синие домики. В синих домиках живут звонкие согласные, а в голубых — глухие.

Подставляя ладошку к горлу или закрывая ладошками уши, проверяем разницу в звучании звонких и глухих согласных.

Находим парные согласные по глухости — звонкости. Это звуки братья — близнецы, а дети должны различать их и обозначать соответствующей буквой. В «Букваринске» согласные буквы расположены так, что парные согласные по звонкости — глухости легко выделить.

В белых домиках живут буквы, обозначающие молчащие звуки (ь, ъ).

На улице согласных выделяем переулки:

  • Свистящих (з, с, ц);
  • Шипящих (ж, ш, щ, ч);
  • Заднеязычных (г, к, х);
  • Сонорных (й, н, м, р, л).

В переулке свистящих находим звонкий звук, глухие звуки. Выясняем, почему эти звуки живут в переулке свистящих. Аналогичную работу проводим и в других переулках.

Работая над переулками, выясняем, что буквы Ц, Ж, Ш обозначают всегда твердые звуки, а Щ, Ч, Й — всегда обозначают мягкие звуки.

«Букваринск» помогает нам и на фронтальных занятиях, с его помощью детям легче дать характеристику изучаемому звуку.

Во второй половине дня в группе воспитатели используют другой вариант «Букваринска». Он является частью предметно-развивающей среды в группе. Там магнитные буквы, которые дети могут легко снять, переставить.

Логопедический город Букваринск в группе

Дети берут согласные буквы, по мосту через реку переводят их на улицу гласных и читают слоги. Воспитатель может менять одну или несколько букв местами, а дети самостоятельно находят ошибки и ставят буквы на место.

Таким образом, мы формируем фонематическое восприятие, развиваем навыки звукового анализа и синтеза, внимание и память, учим сравнивать, делать выводы. Знакомим с основными понятиями: звук, буква, слог, слово. Работа с «Букваринском» является хорошей базой для предупреждения дислексии.

Александрова Ирина Михайловна,
учитель-логопед,
МБДОУ Д/С комбинированного вида № 72 «Мозаика»,
Белгород

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.