Новые подходы к построению системы упражнений по развитию артикуляционной и тонкой ручной моторики с использованием бусографии

Бусография «Новые подходы к построению системы упражнений по развитию артикуляционной и тонкой ручной моторики с использованием бусографии».

Вашему вниманию предлагается статья по развитию артикуляционной и мелкой ручной моторики для детей с нарушением речи посредством бусографии.

Что такое бусография

Основой каждого практического игрового упражнения является нетрадиционная техника работы с бусами – бусография.

Понятие «бусография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать, а первая половина слова «буса» подразумевает исполнение замысла.

Принцип техники бусография заключается в создании различных линий, дорожек, героев сказок, предметов по 31 лексической теме, букв русского алфавита, геометрических фигур.

Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений их точность, конструктивный праксис, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность артикуляционного аппарата, просодические компоненты речи, монологическую речь…

Таким образом, бусография способствует не только моторному, но и умственному развитию ребенка, оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Бусографией дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с бусами: массаж пальчиков, пальчиковый бассейн из бус, упражнения на развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, сортировка бус по цвету и т.д.

Последовательность работы с бусинами

Дети знакомятся с различными бусинками в следующей последовательности:

- Берут в руки (бусы), внимательно их осматривают и исследуют. В процессе визуального и тактильного контроля ребенок знакомится с различными качествами бус, связанными с материалами, из которых они сделаны (резиновые, деревянные, пластмассовые); учатся различать предметы по форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный); определяют величину предмета. Развивают тактильные ощущения, которые в свою очередь являются мощной импульсацией в кору головного мозга, что также положительно влияет на развитие речи. В старшем возрасте используется алгоритм действия, то есть этапы выполнения.

В бусографии, как и в военном деле, есть своя стратегия и тактика, и успех работы будет зависеть от продуманности, как первой, так и второй. Прежде чем приступить непосредственно к созданию предметов, линий и т.п., т.е. к тактическим действиям, необходимо продумать общий вид предмета и методы изготовления – стратегию.

Для начала важно определить форму и размеры предмета, линий, рассчитать, сколько приблизительно понадобиться материала. Вторым необходимым шагом будет разработка конструкции объекта, предмета и его художественного решения – из каких частей оно будет состоять и какие цветовые соединения потребуются. Следует при этом посчитать необходимое количество бусинок, провести чередование их по цвету, а также провести правильное соединение линий, получая ту или иную геометрическую фигуру.

Каждое игровое упражнение содержит не только практические задачи, но и коррекционно-образовательные и коррекционно-развивающие, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Игровые упражнения с бусами

Созданы 44 авторских игровых упражнения. Каждое игровое упражнение сопровождают фотографии этапов выполнения. Дана подробная инструкция. Игры можно использовать как на этапе подготовки артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков.

Учить детей петь ряд гласных звуков при нанизывании бус, с понижением и повышением голоса, произнося на выдохе по два и более гласных звуков.

На этапе постановки нарушенных звуков, используем бусографию и на протяжении выполнения всей работы поем изолированно, многократно поставленный звук.

Поэтому целенаправленная работа по бусографии развивает артикуляционную и тонкую моторику пальцев рук, ускоряет созревание речи ребенка. Это позволяет более успешно проводить подготовку руки ребенка к письму.

При проведении работы с использованием бусографии необходимо помнить о главном условии успешности этого вида деятельности – ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для создания героев сказок, волшебных линий, букв русского алфавита и т.д.

Игровое упражнение № 1. «Волшебные дорожки».

Цели:

  1. Учить создавать линии различной конфигурации, используя нетрадиционную технику работы – бусографию.
  2. Развитие внимания и памяти при выполнении различных линий с опорой на образец.
  3. Упражнять в умении чередовать и прочитывать бусы по счету.
  4. Развитие артикуляционной и мелкой ручной моторики. Выработка необходимых движений для свободного владения мышцами губ, языка.
  5. Совершенствовать качество голоса при произнесении последовательности гласных звуков, воспроизведение удивленных вопросов-недоумения (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация).

Этапы выполнения работы:

Педагог предлагает детям взять проволоку или длинные шнурки. Бусы желтого, зеленого, черного, голубого цвета одинаковой величины. По ходу выполнения работы поем гласные звуки (А, О, У, Э – любые на выбор). Берем один длинный шнурок и бусы желтого и зеленого цвета, начинаем нанизывание, чередуя бусы.

1 этап работы:

А) 4 желтых+2 зеленых+4 желтых+2 зеленых+4 желтых+2 зеленых+4 желтых+2 зеленых+4 желтых+2 зеленых+4 желтых. Педагог может использовать словесную инструкцию.

Б) Берем один длинный шнурок или проволоку и бусы голубого и черного цвета, начинаем нанизывать, чередуя бусы: 4 черных+4 голубых+4 черных+4 голубых+4 черных+4 голубых+4 черных+4 голубых. Педагог может использовать словесную инструкцию (при затруднениях облегчает выполнение работы)

2 этап работы:

Бусография с опорой на образец, сгибание шнурков (проволоки) «Волшебные дорожки»

3 этап работы:

Когда дорожки готовы указательным пальцем правой руки

Вариант А:

Ведем пальцем по желтым бусам (нисходящая информация). Произносим тихо, длительно, любой гласный звук (А, О, У, Ы, Э), ведем пальчик вниз до зеленых бусин. От зеленых бусин ведем пальчик вверх «восходящая интонация», произносим любой гласный звук громко. В ходе выполнения такого упражнения у ребенка формируется интонационная сторона речи. Это способствует выработке необходимых движений для свободного владения и управления мышцами языка, губ и т.д.

Игровые упражнения с бусами

Вариант Б:

Упражнения по бусографии

начинаем петь с восходящей интонацией (громко и т.д.)

Игровое упражнение № 2. «Красные и черные бусины».

Цели:

  1. Учить петь на диафрагмальном выдохе с мягкой голосоподачей (с мягким придыханием – по три звука на выдохе АУИ, ЭОА, ЭУЫ и т.д.).
  2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, ловкость пальцев рук, быструю смену положения губ.
  3. Развивать память, внимание при чередовании бус.
  4. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения бусографии.
  5. Воспитывать любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Материал: бусы черного и красного цвета, проволока, схемы.

Этапы выполнения работы:

Педагог предлагает детям взять проволоку или длинные шнурки. Бусы красного и черного цвета, одинаковой величины. По ходу выполнения работы поем гласные звуки.

Для работы возьмем один длинный шнурок (проволоку) и бусы красного и черного цвета, начинаем нанизывать, чередуя бусы.

1 этап работы:

А) 3 красных+3 черных+3 красных+3 черных+3 красных+3 черных+3 красных

3 черных+3 красных+3 черных+3красных. Педагог может использовать словесную инструкцию.

В ходе выполнения делается вдох – на выдохе нанизываем 3 бусины и поем 3 звука АУИ:

Нетрадиционная техника исполнения бусографии

Б) возьмем один длинный шнурок или проволоку красного и черного цвета, начинаем нанизывать, чередуя бусы: 2 черных+3 красных+3 черных+2 черных+3 красных+3 черных+2 черных+3 красных+3 черных.

Педагог может использовать словесную инструкцию (при затруднениях облегчает выполнение работы).

2 этап работы:

Бусография с опорой на образец, сгибание шнурков (проволоки).

3 этап работы:

Можно выполнить бусографию для любого героя, например для Динозаврика.

Сидорова Таисия Сергеевна,
учитель-логопед высшей категории,
Краснодарский край, станица Каневская
МБДОУ Центр развития ребёнка детский сад № 2

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.