Что делать, чтобы ребенок заговорил?

Работая логопедом в детской поликлинике, часто консультирую родителей по вопросам становления детской речи. К сожалению, в системе здравоохранения плановый осмотр ребенка логопедом назначается только после 2-3-х лет. Цель статьи – в доступной форме, простыми словами познакомить обеспокоенных родителей с закономерностями  развития речи маленьких детей, сообщить о способах стимуляции появления речи.

«Ростки речи»

В доме появился ребёнок. Это огромная радость и серьезная ответственность.

Как хочется, чтобы малыш вырос добрым, здоровым, умным, способным. Он уже принадлежит к виду Homo sapiens – человек разумный, но по-настоящему разумным, умеющем мыслить и говорить, предстоит ему стать с помощью нас, взрослых.

Что делать, чтобы ребенок заговорилМозг ребенка анатомически почти не отличается от мозга взрослого, однако, функционирует по-другому, многие мозговые структуры включаются в работу постепенно, под воздействием определенных стимулов из внешнего мира.

Важно, чтобы стимулы поступали, иначе – целые отделы останутся бездействующими навсегда, так как способны запуститься только в детстве. Такими отделами являются речевые зоны мозга.

Речь – один из видов высшей психической деятельности, принадлежащий только человеку. От уровня развития речи зависит интеллектуальное развитие ребенка, возможности успешно обучаться в школе.

Речь – не врожденная функция, ее нужно воспитывать, бережно взращивать как драгоценный цветок. Ребенок рано начинает реагировать на нашу речь, поэтому она должна быть разборчивой, неторопливой и очень богатой интонационно. Не пытайтесь изобрести новый детский язык, не сюсюкайте и не уподобляйтесь маленьким.

Дайте возможность малышу видеть вашу артикуляцию, мимику, жесты. Поощряйте любые его попытки заговорить – будут ли это «песенки» из гласных звуков или отдельные слоги. Ребенок должен заразиться вашей речевой и эмоциональной активностью, должен захотеть подражать вам.

Чаще берите ребенка на руки, ему нужен телесный контакт с матерью. Покачивайте его. Похлопывайте по спинке в такт напеваемым стишкам, малышу необходимы простые итеральные (равномерно повторяющиеся) ритмы.

Влияние ритма на развитие речиВлияние ритма на организм человека неоспоримо – он лежит в основе деятельности разных функциональных систем организма (сокращения сердечной мышцы, дыхание, перистальтика кишечника, жевательные, сосательные движения, ползание, ходьба, чередованию сна-бодрствования).

У детей раннего возраста продолжается созревание головного мозга. Ритмичные движения способствуют правильному формированию подкорковых структур мозга, которые входят в так называемый энергетический блок мозга, питающий и заряжающий выше лежащие отделы коры, которые в свою очередь, хранят, перерабатывают информацию и программируют произвольную деятельность. Как не восхититься мудростью наших предков, оставивших нам в наследство богатейший кладезь народных ритмов, так необходимых маленькому человечку, в песенках, играх, шутках-прибаутках.

С года до полутора лет, как правило, повышается речевая активность детей. Не просите ребенка повторить за вами. Часто у детей это вызывает негативную реакцию, не критикуйте его за сказанное неправильно.

При любой попытке подражать вам поощряйте его лаской, похвалите, и сами за него повторите правильное высказывание. Некоторым взрослым это кажется разговором самим с собой. Но не забывайте, что важным условием для появления первых слов является положительный настрой и огромное желание ребенка общаться с вами.

Пусть на первых этапах ваших взаимодействий будут использоваться и жесты, это – хороший признак желания малыша общаться. Когда появится речь, жесты уйдут на второй план.

Для формирования речи важное место занимает развитие слухового внимания. Взаимодействуя с малышом, взрослые формируют у него слуховое сосредоточение, умение прислушиваться к звукам.

Для развития слухового внимания можно придумать много разных игр:

• «Отгадай, что звучит?» — используются разные звучащие игрушки (дудочка, бубен, барабан, неваляшка);

• «Кто тебя позвал?» — позволить ребёнку отгадать по голосу озвученную игрушку, например, большую и маленькую собачку.

• «Палочка-постучалочка» — дать ребенку извлечь звуки при помощи деревянной палочки или металлической ложки, касаясь разных предметов в доме и на улице;

• «Где спрятался горошек?» — демонстрируются одинаковые коробочки, заранее заполненные разными сыпучими, стучащими, шуршащими предметами (крупы, бумажные шарика, канцелярские скрепки);

• «Игры с бумагой» — ребенку предлагается отгадать действие с бумагой (сминание, разрывание, разрезание ножницами)

• «Что там шумит?» — привлечение внимания к природным и бытовым шумам;

• «Разговор по телефону» — используется как настоящий, так и игрушечный телефон;

• «Тихо – громко» — предложить извлекать звуки по заданию, варьируя силу звука;

• «Быстро – медленно» — учить ребенка соотносить свои движения (общие движения и движения пальчиков рук) с характером звучащей музыки или со скоростью ударов барабана;

• Слушание детских дисков и кассет. Пение коротких песенок, чтение ритмичных стихов.

Представьте ребенку возможность слушать разнообразные неречевые звуки (природные и бытовые): звуки, издаваемые животными, шум дождя, ветра, морских волн, звон капели, рокот проезжающей машины и так далее. Обязательно давайте «перевод» этих звуков на русский язык (котик говорит: «мяу», дождик стучит: «кап-кап», машина гудит: «би-би», поезд едет: «ту-ту», дядя стучит: «бум-бум», и так далее).

В последующем показывайте на отдельных картинках эти звучащие предметы и явления, проговаривайте звукоподражания много-много раз.

Звукоподражания проще для воспроизведения, чем настоящие слова, так как состоит из повторяющихся слогов, они облегчают ребенку общение.

Добавляйте звукоподражания в обиходной речи (ложка упала: «бах»), при чтении детской литературы (постучала Маша в дверь: «тук-тук», позвали на помощь мышку: «пи-пи-пи»), озвучивайте молчащие игрушки (кукла ест: «ням-ням, молоток стучит: «тук-тук»).

Все слова-звукоподражания подчинены законам эвфонии, то есть благозвучия. В языкознании данным термином называют приятность звучания. А то, что приятно звучит – удобнее произносятся. Недаром имена маленьких детей и слова начального детского лексикона на разных языках мира — слова простой слоговой структуры (из 1-2 слогов).

Стимуляция развития речиСделайте ребенка активным участником игры. Изготавливайте вместе игрушки. Это будет способствовать развитию мелкой моторики рук, благотворно влиять на становление всех высших психических функций.

Разыгрывайте театрализованные действия при помощи персонажей настольного театра, кукол, надеваемых на руку. Ребенку обязательно захочется включиться в игровую ситуацию, договорить за героя словечко или фразу.

Очень действенным способом побудить ребенка к речевой активности является обучение чтению. Не пугайтесь, это не школьное чтение, а так называемое глобальное, узнавание слова целиком, как иероглиф.

Малыша обязательно заинтересуют надписи, сделанные в его присутствии в фотоальбоме, игры по типу лото с карточками-словами и картинками игрушек и зверей.

Проговаривайте, когда сами производите какие-либо действия; давайте малышу задания, оформив их словесно во фразы из 2-3 слов с обязательным присутствием глагола. Проговаривайте эти фразы по несколько раз, меняя интонацию по ситуации. Это будут для ребенка эталоны, необходимые для построения своих речевых высказываний. Умение называть предметы – это еще не речь, для полноценного общения ребенку необходим запас слов-действий (глаголов).

Речь вашего ребенка не сразу станет правильно оформленной фонетически и грамматически. Важно, чтобы для выражения своих мыслей и чувств он пользовался простыми фразами из нескольких слов, чтобы понимал смысл простых речевых инструкций и их интонаций. Все еще впереди, он обязательно будет идти вперед, а мы, взрослые, поможем ему.

Проскурина Марина Александровна,
логопед детской городской поликлиники № 120
города Москвы

Использованная литература:

1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.2005.
2. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? М. «Гном и Д» 2005.
3. Скворцов И.А. Детство нервной системы. М. «МЕДпресс-информ» 2004.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи, Родителям

Посмотрите ещё:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.