Фонема – это звук в совокупности смыслоразличительных признаков.
В русском языке смыслоразличительными признаками являются:
1) Деление фонем на гласные и согласные.
Гласные: [а] [о] [у] [и] [э] [ы]
2) Ударность и безударность у гласных.
Ирис – ирИс
3) Деление согласных на мягкие и твердые (по степени поднятия спинки языка в их артикуляции).
нос – нёс, лук – люк.
4) Деление согласных на звонкие и глухие (по участию голосовых связок в их произнесении)
бочка – почка, день – тень.
Таким образом, фонема — это именно речевой звук
Что такое фонематический слух? Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать звуки (фонемы) родного языка.
Фонематический слух включает:
- Фонематическое восприятие.
- Фонематические представления.
- Фонематический анализ и синтез.
Фонематическое восприятие – это умение услышать звук (фонему) и отличить его от других в потоке речи.
Фонематические представления считаются сформированными, если ребенок может вспомнить слово (слова) или отобрать картинку (картинки) на любой заданный звук (в работе с детьми фонему мы называем звуком).
Фонематический анализ – это умение назвать по порядку звуки в любом слове.
Мячик – [мь][а][ч][и][к]
Фонематический синтез – умение «собрать» слово из звуков.
[й][о][ж][ы][к] – ёжик
Как проверить, сформирован ли фонематический слух, необходимый для начала обучения грамоте (к 7 годам)?
Это легко проверить: достаточно попросить ребенка повторить любую русскую скороговорку (быстро не надо). Если малыш путает звуки, переставляет слоги, то к обучению грамоте он не готов.
Страдает фонема – страдает вся система языка. Лексико-грамматические обобщения, необходимые для грамотной речи (и устной, и, в дальнейшем, письменной) формируются только с опорой на слух.
Развитие фонематического слуха тесно связано с другими разделами программы дошкольного воспитания. Особенно важны:
- Развитие произвольности речи (языкового анализа и синтеза).
К 7 годам мы должны научить ребёнка владеть такими понятиями как «звук», «слово», «предложение», «буква», «гласный», «согласный», а речевых детей еще и «мягкий» — «твердый», «звонкий» — «глухой».
- Развитие элементарных математических представлений.
- Фонематический анализ, как любое сложное умственное действие, формируется сначала во внешнем плане.
Чтобы достичь нужного результата (умения называть по порядку звуки в любом слове), учим деток составлять схему слова. Эта работа проводится в тесной связи с формированием понятия «ряд», временных и пространственных ориентировок.
Дети с хорошо развитым фонематическим слухом хорошо удерживают слоговую структуру слова, так как слышат гласные, их последовательность, ударность и безударность, у них легче происходит автоматизация звуков, быстрее формируются лексико-грамматические обобщения. Речь такого ребёнка готова к началу школьного обучения.
Напротив, если фонематический слух к 7 годам не сформирован, ребёнка ждут большие трудности в овладении грамотой, а потом и в усвоении школьной программы по русскому языку.
Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБДОУ детский сад №73
Кировского района Санкт-Петербурга
Отличная статья