Что такое фонематический слух? Материал информационного стенда для родителей

Фонематический слухФонема – это звук в совокупности смыслоразличительных признаков.

В русском языке смыслоразличительными признаками являются:

1) Деление фонем на гласные и согласные.

Гласные: [а] [о] [у] [и] [э] [ы]

2) Ударность и безударность у гласных.

Ирис – ирИс

3) Деление согласных на мягкие и твердые (по степени поднятия спинки языка в их артикуляции).

нос – нёс, лук – люк.

4) Деление согласных на звонкие и глухие (по участию голосовых связок в их произнесении)

бочка – почка, день – тень.

Таким образом, фонема — это именно речевой звук

Что такое фонематический слух? Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать звуки (фонемы) родного языка.

Фонематический слух включает:

  • Фонематическое восприятие.
  • Фонематические представления.
  • Фонематический анализ и синтез.

Фонематическое восприятие – это умение услышать звук (фонему) и отличить его от других в потоке речи.

Фонематические представления считаются сформированными, если ребенок может вспомнить слово (слова) или отобрать картинку (картинки) на любой заданный звук (в работе с детьми фонему мы называем звуком).

Фонематический анализ – это умение назвать по порядку звуки в любом слове.

Мячик – [мь][а][ч][и][к]

Фонематический синтез – умение «собрать» слово из звуков.

[й][о][ж][ы][к] – ёжик

Как проверить, сформирован ли фонематический слух, необходимый для начала обучения грамоте (к 7 годам)?

Это легко проверить: достаточно попросить ребенка повторить любую русскую скороговорку (быстро не надо). Если малыш путает звуки, переставляет слоги, то к обучению грамоте он не готов.

Страдает фонема – страдает вся система языка. Лексико-грамматические обобщения, необходимые для грамотной речи (и устной, и, в дальнейшем, письменной) формируются только с опорой на слух.

Развитие фонематического слуха тесно связано с другими разделами программы дошкольного воспитания. Особенно важны:

  • Развитие произвольности речи (языкового анализа и синтеза).

К 7 годам мы должны научить ребёнка владеть такими понятиями как «звук», «слово», «предложение», «буква», «гласный», «согласный», а речевых детей еще и «мягкий» — «твердый», «звонкий» — «глухой».

  • Развитие элементарных математических представлений.
  • Фонематический анализ, как любое сложное умственное действие, формируется сначала во внешнем плане.

Чтобы достичь нужного результата (умения называть по порядку звуки в любом слове), учим деток составлять схему слова. Эта работа проводится в тесной связи с формированием понятия «ряд», временных и пространственных ориентировок.

Дети с хорошо развитым фонематическим слухом хорошо удерживают слоговую структуру слова, так как слышат гласные, их последовательность, ударность и безударность, у них легче происходит автоматизация звуков, быстрее формируются лексико-грамматические обобщения. Речь такого ребёнка готова к началу школьного обучения.

Напротив, если фонематический слух к 7 годам не сформирован, ребёнка ждут большие трудности в овладении грамотой, а потом и в усвоении школьной программы по русскому языку.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБДОУ детский сад №73
Кировского района Санкт-Петербурга

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Один комментарий к материалу: "Что такое фонематический слух? Материал информационного стенда для родителей"

  1. Ольга:

    Отличная статья

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.