Что такое общее недоразвитие речи?

ОНР

Что такое общее недоразвитие речи?

Всё чаще и чаще родители, дети которых в том или ином возрасте не начинают разговаривать, в то время как их ровесники болтают уже, начинают бить тревогу. Сразу возникает вопрос у таких родителей: «Почему мой ребенок не говорит?» Иногда такая тревога может быть необоснованная, потому что каждый ребенок имеет свое индивидуальное речевое развитие и , возможно, ребенок заговорит чуть позже «соседского» ребенка, если нет другой серьезной патологии патологии. НО консультация логопеда, тем не менее, НЕОБХОДИМА!

Чаще всего речевые нарушения, в то числе и общее недоразвитие речи, выявляют в возрасте 3-х лет, когда ребенок начинает активно пользоваться речью.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, таких как:

  • Фонетика
  • Лексика
  • Грамматика
  • Связная речь

Фонетические нарушения характеризуются:

  • Отсутствием звуков речи.
  • Недифференцируемым произношением звуков речи.
  • Заменами звуков.
  • Нестойким употреблением звуков в разных словах.

Лексические нарушения характеризуются:

  • Бедностью предметного словаря. Это проявляется в незнании слов ближнего обихода, частей предметов, поэтому дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов.
  • Ограниченностью использования и подбора прилагательных, глаголов.
  • Трудностью использования антонимов.
  • Недостаточным употреблением в словаре обобщающих понятий.

Слоговые нарушения характеризуются:

  • Ошибочностью в передаче слоговой структуры слов. Дети при произношении слогов допускают: перестановку слогов, добавляют лишние слоги, либо сокращают (пропускают) звки или слоги, например балерина — барелина, вместо универмаг — унимак.

Грамматический строй характеризуется:

  • неправильным употреблением родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложек);
  • неправильным согласованием глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал).
  • неправильным употреблением падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);
  • неправильным употреблением родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);
  • неправильным употреблением предложно – падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций.

Как правило, у детей с общим недоразвитием речи отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с ОНР с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Отмечаются и нарушения в двигательной сфере. У детей имеет место плохая координация движений, также ловкость и скорость движений снижена, отмечается недоразвитие мелкой моторики. У таких детей производимые движения обычно имеют быстрый, порывистый суетливый характер. Наряду с этим отмечается медлительность и неуклюжесть, отсутствие четкой соразмерности и последовательности в движениях. Точные, мелкие движения, требующие ловкости и точной координации, им, как правило, не удаются.

Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка

  • Способствовать развитию двигательной сферы ребенка, помня о том, что движение — это средство предупреждения утомления, улучшения общего состояния, активизации внутренних резервов организма.
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Для развития мелкой моторики рекомендуется:

  • Расстегивание и застегивание пуговиц, шнуровка, перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме, завязывание узелков, лепка из теста и пластилина.
  • Массаж кистей рук взрослыми ребенку, самомассаж.
  • Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием сухого бассейна.

Для создания сухого бассейна можно использовать небольшую глубокую миску, наполнив ее любой крупой: горох, гречка, рис.

Погружая руки в бассейн, сжимать и разжимать пальчики , просить ребенка, перемешивая крупу доставать их. Также можно опускать в бассейн мелкие игрушки.

  • Способствовать развитию логического мышления, зрительного, слухового восприятия и внимания, всех основных психических процессов посредством детских настольных игр, лото. Нужно иметь дома разные варианты с лото для детей всех возрастов. Во время этих игр повышается активность ребенка.
  • Способствовать расширению словарного запаса например: «Скажи по-другому»(подбирать синонимы – смотреть, глядеть, видеть); «Подбор антонимов»(высокий-низкий, день-ночь и т.д.); «Подбор слов-признаков»(заяц – быстрый, ловкий, трусливый); «Подбор слов-действий» (Кошка – мяукает, мурлычет, царапается) и т.д.
  • Способствовать развитию грамматического строя речи, используя игры: «Один-много» (огурец – огурцы, дерево — деревья); «Назови ласково»(мяч – мячик, стул — стульчик); «Счет предметов» (1 кукла, две куклы .. пять кукол); образование относительных прилагательных (стакан из стекла – стеклянный, нож из металла — металлический)

Своевременное системное обследование ребенка у логопеда, психолога и невролога и выявление данных нарушений поможет в будущем избежать многочисленных проблем, которые могут мешать ребенку в школьном обучении. Необходимо вовремя приступить к занятиям, помня о том, что общее недоразвитие речи может в дальнейшем сказываться на успеваемости ребенка в целом. При отсутствии грамотной коррекционной логопедической работы у ребенка в школе впоследствии могут возникнуть такие нарушений, как дисграфия (нарушения процессов письма) и дислексия (нарушение процессов чтения).

Степанова Е.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: ,

Сейчас читают:

Особенности формирования фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня Особенности формирования фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня
Конспект группового занятия по коррекции ОНР (подготовительная группа) Конспект группового занятия по коррекции ОНР (подготовительная группа)
Логопедическая технология преодоления ОНР 1,2 уровня через формирование слогоритмической структуры слова Логопедическая технология преодоления ОНР 1,2 уровня через формирование слогоритмической структуры слова
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Звуки С – СЬ. Буква С» Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Звуки С – СЬ. Буква С»

Один комментарий к материалу: "Что такое общее недоразвитие речи?"

  1. Аделина:

    Спасибо огромное за статью, Екатерина Вячеславовна! А самое главное, за разъяснения и за советы где и на что обратить внимание при заболевании ОНР. Мы сами из г. Чехова, забили тревогу сами к 4 годам. Стучали не в одни двери учреждений нашего города, но везде сплошное равнодушие, только диагнозы, разговоры о том, что профессором он вас не будет и тд. Реальная помощь пришла случайно. Попали с фимозом в областной московский центр на Б.Серпуховской , а там к замечательному логопеду Е.М.Гитман, которая в свою очередь посоветовала нам Ивантеевский санаторий. Были там уже два раза, морально тяжело всем и ребёнку тоже, хотелось продолжать в том же духе занятия, но вчера выяснила , что занятия в нашем логопедическом саду длятся всего 20 минут и всего один раз в неделю. С нашими проблемами это ни о чем.пыталась выяснить -обвинили во всех смертных грехах, так и не признавшись, хотя об этом мне сказал как сам ребёнок, так и воспитатель.Вообщем, мы зашли в тупик-опять санаторий, где помогают и очень здорово, либо мне самой, но учитывая,что я всего лишь любящая мама, а не логопед, которая занимается с ребёнком на уровне того, что знаю и понимаю сама, а вот профессиональную помощь получить в Чехове возможности нет. Платные логопеды от нас отказываются и это понятно( хотят лёгких денег). Вот такая история одной семьи((((

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.